Развязать узлы!

Есть надежда, что уже в этом месяце у Владивостока появится новый комплексный план модернизации транспортной системы города. План предусматривает просто фантастический объем дорожного строительства, которое должно начаться весной в столице Приморского края.

12 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1685 от 12 янв. 2005

В новом году ездить по Владивостоку мы будем по-новому

Есть надежда, что уже в этом месяце у Владивостока появится новый комплексный план модернизации транспортной системы города. План предусматривает просто фантастический объем дорожного строительства, которое должно начаться весной в столице Приморского края.

По мнению разработчиков документа (а среди них и архитекторы, и специалисты по благоустройству, и дорожники, и госавтоинспекция), новые элементы транспортной сети Владивостока дадут возможность рассредоточить потоки городского транспорта везде, где это возможно, позволят в максимальном объеме организовать одностороннее движение на улицах города и новые парковки за пределами дорог, существенно упорядочить маршруты пассажирского транспорта, а также навести порядок на автобусных остановках.

Не дожидаясь утверждения нового документа, корреспонденты «В» попытались выяснить, где и что будет строиться в 2005 году.

- Разработка новой транспортной системы Владивостока стала возможной потому, что у города наконец-то появилась новая концепция генерального плана, - заявил новый главный архитектор Владивостока Владимир Прокуров. - Сразу оговорюсь, что старый генеральный план развития города Владивостока от 1989 года, который был утвержден Совмином РСФСР, реализован был не полностью. В городе так и не появились предусмотренные генпланом транспортная развязка на площади Луговой, объездная магистраль из центра города вдоль берега Амурского залива, дорога через площадь Баляева в сторону района Вторая Речка, мост через бухту Золотой Рог, дорожный тоннель через сопку со стороны 3-й Рабочей до Луговой, новые трассы, которые соединили бы улицу Сахалинскую с высотным 71-м микрорайоном, добротная дорога на полуострове Шкота до маяка, чтобы можно было говорить о строительстве моста на остров Русский.

И хотя старый генеральный план Владивостока был выполнен профессионально с учетом перспектив развития города, но обстановка изменилась. В частности, приостановился рост численности населения Владивостока и наметилась тенденция к уменьшению, - уточняет Владимир Васильевич. - К тому же многие нормы, которые ложились в основу планирования строительства новых дорог, тоже морально устарели. На сегодняшний день во Владивостоке самая высокая степень автомобилизации населения в России. По статистике, у нас на тысячу жителей 300 авто. И все эти машины надо где-то хранить, обслуживать и создавать нормальные условия для езды.

Все градостроительные аспекты были проанализированы институтом «Приморгражданпроект». На вооружение взяли то, что можно было применить, из старого генплана, кое-что пришлось изменить с учетом новых требований, а также избавиться от своего рода «глобализма», которым так увлекались раньше. Сейчас куда важнее решать локальные задачи, которых в разных частях Владивостока накопилось немало. Причем решать их надо с наименьшими финансовыми затратами.

Проектировщики институтов «Приморгражданпроект» и «ПромстройНИИпроект» получили от нас задание проанализировать ситуацию в разных районах города и представить конкретные предложения.

Как разгрузят Вторую Речку

Улицу Багратиона в Советском районе Владивостока разгружать просто необходимо. Здесь постоянно возникают автомобильные пробки из-за торговой зоны, расположенной в районе бывших заводских корпусов. Транспорт, который водители оставляют на стихийных стоянках вдоль дороги, создает помехи движению. Для свободного проезда остается не больше чем полторы полосы, и сотни машин простаивают в пробках.

По мнению Владимира Прокурова, здесь для начала можно уменьшить диаметр кольца, которое находится почти напротив заводов, и попытаться растянуть остановочные пункты общественного транспорта, чтобы они не создавали помех для остальных участников движения. И, видимо, надо воссоздавать автомобильный мост через Вторую речку, который здесь когда-то уже был, соединяя проезды четной и нечетной сторон улицы Багратиона.

- Дорога в этом месте есть, но она совершенно разбита. Отремонтировать ее несложно, но в комплексе все эти нехитрые мероприятия позволят разгрузить проблемный участок торговой зоны, - считает главный архитектор города. - Проезд будет организован со стороны проспекта 100-летия Владивостока с выездом к улице Выселковой. Все необходимые мероприятия, связанные с реконструкцией этого пути, закладываются в программу 2005 года.

В ближайшее время на Второй Речке предстоит развязать еще один транспортный узел. Он находится в районе автовокзала междугородных перевозок. Поток автотранспорта будет перераспределяться с нагруженной улицы Русской на малоизвестную улицу Шуйскую, которая проходит вдоль железнодорожного полотна. Сейчас здесь отстаиваются контейнеровозы и большие автобусы. Трасса будет выходить в районе остановки транспорта «Постышева». Сейчас прорабатываются различные версии будущего объездного маршрута. Этот вариант также попал в число первоочередных.

Еще одно узкое место на проспекте 100-летия Владивостока находится рядом с остановкой электрички «Моргородок». Сейчас здесь ведутся строительные работы по реконструкции Некрасовского путепровода. Третью очередь планируется ввести в эксплуатацию летом этого года.

Но буквально в нескольких сотнях метров от этого места пробку создает общественный транспорт.

- Мне кажется, что остановку у кинотеатра «Искра» придется искусственно растягивать. Кстати, и раньше остановки автобусов и троллейбусов здесь были раздельными, - напоминает главный архитектор города.

Объездные дороги для центра

В центральной части города также нашлось немало участков, которые можно быстро восстановить и пустить по ним транспорт.

К примеру, прорабатывается схема проезда со стороны улицы Уборевича (от городского центра госсанэпиднадзора) по улице Нерчинской и далее к фуникулеру. Пока планируемая трасса упирается в тупик, но если произвести работы на участке протяженностью 100-150 метров, то мимо общежитий технического университета можно будет сделать нормальный проезд.

Как сообщил Владимир Прокуров, проектировщики рассматривают еще один аналогичный вариант. Рядом с конечной остановкой автобуса маршрута № 38 можно попытаться соединить улицу Толстого с проспектом Красоты. Сейчас на этом месте находится крутой съезд.

- Разгрузить центральную часть Владивостока попытаемся и по объездной дороге, которая проляжет рядом со зданием городской госавтоинспекции. Для этого надо обустроить железнодорожный переезд в месте пересечения улиц Авроровской и Пограничной, - рассказывает Владимир Васильевич. - Пока его могут преодолевать только пешеходы. Проект этот затратный, но мы попробуем его тоже реализовать в первую очередь в 2005 году.

А еще генеральный план Владивостока предусматривает место для новой трассы - от кинотеатра «Океан» до выезда на полуостров Шкота. Дорога будет проложена рядом с гостиницей «Амурский залив» и позволит автомобилям выруливать на улицу Адмирала Захарова, не выезжая на перегруженную улицу Посьетскую.

Спортивную закроют?

Самые проблемные места, где постоянно возникают автомобильные пробки, - это улицы Борисенко и Фадеева. Сейчас совместно с городской автоинспекцией разрабатывается новая схема движения. Будет открыт уже построенный мост через речку Объяснения, по которому транспорт будет перетекать с улицы Борисенко на Фадеева и уходить в сторону центра города. А ярмарку передвинут немного в сторону.

Вокруг небольшого микрорайона из хрущевок, который прилегает к улице Спортивной, настолько плотное движение, что жить здесь сложно. Люди, живущие в этих домах, страдают не только от периодических затоплений во время сильных тайфунов, но и от автомобильных газов.

- Сейчас проектировщики отрабатывают несколько версий, - утверждает Владимир Прокуров. - По одной из них движение автотранспорта по улице Спортивной будет закрыто, а на этом участке может появиться парковка для автомобилей. Возможно, после таких мероприятий экологическая обстановка в этом районе нормализуется. Да и стадион - это не место для торговли. Я надеюсь, что когда-нибудь он будет использоваться по прямому назначению.

И будет тоннель для трамваев

Еще одно больное место - транспортная развязка на 3-й Рабочей. Она была учтена старым генпланом города, но реализована не полностью. Основной поток транспорта с улицы Котельникова на Шилкинскую и далее на проспект Красоты поможет разгрузить новый мост.

- Следом на очереди у нас стоит мост через Снеговую падь. Если по нему идти пешком, то можно ощутить, как он раскачивается, - говорит главный архитектор Владивостока. - Подошло время его реконструкции, и сейчас будут перебираться все возможные варианты, как это можно осуществить.

- А когда-нибудь произойдет смычка трамваев маршрутов № 5 и № 7?

- Сейчас такой тоннель выполнить достаточно сложно. Но генеральным планом он предусмотрен. Возможно, он появится, но не ранее, чем через три года. С полной уверенностью могу сказать, что в программу следующего года это строительство не заложено.

- И все же основные транспортные потоки проходят через центр города. Какие изменения ожидают улицу Светланскую?

- На Светланской будем предусматривать парковки и карманы для автомобилей, попытаемся четко спланировать остановки общественного транспорта и подобрать для них наиболее удобные места. Совместно с автоинспекцией рассматриваем возможность введения в центре города одностороннего движения в районе улицы Алеутской и Океанского проспекта, как на улице Мордовцева. Но пока возникла проблема с трамваями…

- Насколько реально сегодня вернуться к разрешению транспортной проблемы на площади Луговой?

- Мы рассматриваем комплексную застройку площади Луговой с проработкой всех прилегающих к ней территорий. Старый трамвайный парк перешел в категорию рынка, впрочем, как и новый надземный переход. Поэтому здесь необходимы новые парковки, чтобы убрать с проезжей части автомобили. Возможно, скоро здесь возведут многоэтажные парковки.

16 метров на 20 автомобилей

- А где по правилам необходимо строить многоэтажные парковки?

- Вообще-то при строительстве любых зданий необходимо возводить парковки. Это требования СНиПов, в которых прописано точное количество площадей парковок. Но, скажите, кто мог предвидеть, что автомобильные пробки будут у ДВГУ или ВГУЭС? В градостроительных нормах не заложена автомобилизация студентов.

Во Владивостоке планируется строить многоуровневые наземные парковки. Сейчас появились спонсоры, которые готовы строить вертикальные парковки со специальными подъемниками. На небольшой площадке 8 х 8 метров можно компактно разместить 20 автомобилей. Эта технология уже отработана корейцами и японцами. Сейчас ее начинают применять в Москве. Такие парковки особенно актуальны для площади Луговой, где по техническим причинам невозможно строительство подземных стоянок.

- А в других районах Владивостока они могут появиться?

- Одна уже существует неподалеку от кинотеатра «Владивосток». Небольшая стоянка действует рядом с магазином «В-Лазер». Еще одну можно предложить на территории торгового центра в бывшем трамвайном парке. Место под нее найдется. Сейчас эту территорию тщательно прорабатывают специалисты института «ПромстройНИИпроект».

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, «Владивосток»