Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Культура, история

Рецепты любви от Мурада

На Рождество – католическое оно или православное – все мы ждем подарков и светлого настроения. Приморской филармонии такой подарок сделать удалось в канун Нового года. Он получился неожиданным: в заснеженном городе, в котором почти остановилось движение, звучал «Щелкунчик» в фортепианном исполнении. Музыка волновала, дарила надежды и прощение старых обид. И, конечно, рассказывала о любви.

Все началось с проверки слуха

На Рождество – католическое оно или православное – все мы ждем подарков и светлого настроения. Приморской филармонии такой подарок сделать удалось в канун Нового года. Он получился неожиданным: в заснеженном городе, в котором почти остановилось движение, звучал «Щелкунчик» в фортепианном исполнении. Музыка волновала, дарила надежды и прощение старых обид. И, конечно, рассказывала о любви. Молодой пианист из Баку Мурад Адигезалзаде, приглашенный на единственный сольный концерт во Владивосток, привез не только замечательную музыку Рахманинова и Чайковского, но и южное легкое настроение, которое умудрился передать всем слушателям и корреспонденту «В». В интервью Мурад говорил не столько о музыке, сколько о жизни. В финале беседы стало понятно, что иначе она и не могла сложиться. Потому что Мурад не разделяет свою жизнь на музыку и все остальное…

- Мурад, в свое время была принята формулировка «советская пианистическая школа». Вы учились музыке в бакинской музыкальной школе, но у советских педагогов. А что сегодня? Как вообще формируется классический музыкант в республике, активно отстаивающей национальные традиции?

- Все осталось по-прежнему. Российская школа очень сильная и глубокая. И сегодня самое большое, чего можно достичь, – добиться учебы в Москве. Но свое начальное образование я получил в Баку. И говорить можно больше о семейной традиции, чем о национальной.  У меня в семье все музыканты – папа, мама, брат. Все пианисты. Я музыку слышал в доме с рождения. Почему-то мама мечтала, чтобы я стал врачом. Мне самому это нравилось. Я надевал белый халат (брал у бабушки – зубного врача), ходил по дому со шприцем и всем «делал уколы». И вот пора было идти в первый класс. Как-то мы вместе с отцом зашли в бакинскую ЦМШ. Это был март, пора было определяться со школой. Директор - приятель отца – спросил: «Ты, надеюсь, к нам?». Я ответил: «Нет». Он удивился – вся семья музыканты, надо продолжить традицию. Я снова отказался. Тогда он предложил просто проверить слух и первые три класса, в программе которых в основном общеобразовательные дисциплины, поучиться именно в ЦМШ. А потом, если не понравится, перейти в другую школу. Через три года меня с трудом оттаскивали от пианино. При этом я оставался обычным ребенком, который до умопомрачения любил гонять на велосипеде. Но судьба взяла свое. Каким-то удивительным образом я все успевал, выступал на концертах и конкурсах, занимал призовые места...

- Помните первое впечатление от выхода на большую сцену?

- Помню. В третьем классе я играл концерт Гайдна с камерным оркестром в консерватории. Я не волновался, мыслей о будущем не было. Скорее меня мучило ожидание. Потому что дирижер пообещал мне, что я подниму оркестр в финале. Так вот, это было самым главным. И этого момента я ждал...

- А что такое, на ваш взгляд, известность?

- Относительное понятие. В Баку все просто. Это все-таки маленький город. Все друг друга знают, все можно решить телефонным звонком. Соответственно, быстро достигаешь известности, легко ориентируешься во всяких связях. И потом жить гораздо проще. Но я никогда не хотел быть первым парнем на деревне. Мне хотелось жить в большом городе, который преподносит всякие неожиданности. В большом городе больше конкуренция. И это тоже заставляет держать форму.

- Мурад, у вас есть кумиры в музыке?

- Есть. Я почитаю Святослава Рихтера. Дело не только в совершенстве исполнительского мастерства, но и в том, как он относился к музыке. Абсолютно бескорыстно служил ей, любил ее. Вообще, если говорить о целях и задачах, задача любого музыканта – бескорыстно любить музыку.

- Это реально сегодня? Чаще молодые гении хотят не только служить искусству, но и комфортно жить…  

- Это правда. Но в какой-то момент настоящий музыкант делает выбор. Если в пользу музыки, то многое становится неважным. И тогда судьба, между прочим, складывается, с какой бы завистью к этому ни относились коллеги. И это, к сожалению, часто встречается. И вредит, как ни странно, самому завистнику. Недоброжелательность очень заметна в игре. Знаете, интересно наблюдать на конкурсе.  Играют на одной сцене, на одном ящике одно и то же произведение – и по-разному. Злость, зависть – все проявляется как в зеркале. Что касается материального уровня…... Мне и здесь повезло. Моя жена понимает меня как никто. Она тоже музыкант, мы вместе учились в музыкальной школе, потом в консерватории. Она понимает, что есть уровень, выше которого мы не будем жить никогда. Я же не пойду играть на азербайджанской свадьбе Чайковского! Помидорами закидают, не поймут. Мои папа и мама тоже понимают меня...

- А судьба вас искушала золотым тельцом?

- Да. Были случаи в жизни, когда могло все повернуться иначе. Когда я учился в Мюнхене в музыкальной академии, познакомился с одним турком, который работает на фабрике роялей в фирме Ибах. Он представил меня братьям Ибах, владельцам фабрики. Я прошел прослушивание, понравился…... Прошло какое-то время, у меня были гастроли с оркестром Исакадзе. И вдруг вызов - срочно приезжай, тебе предлагают должность директора академии музыки. Знаете, страшнее в жизни момента я не помню. Я вдруг понял, что должен бросить свой рояль, свою музыку (директор - это прежде всего администратор), подписывать бумажки, быть педагогом чьих-то детей. Завтра придет их мама и будет говорить о каком-нибудь психологическом кризе, потому что я повысил голос. Огромная по сравнению с моей зарплата, страховка, жилье, солидное положение в обществе, на какое-то время, конечно, придется забыть о концертах…... Я представил, что я буду заниматься этой фигней, извините, и категорически отказался! Конечно, они обалдели от такой наглости и больше слышать обо мне не хотят. Слава богу, жена все поняла. Был еще один случай. Год я проучился в Москве в аспирантуре. В это время ездил из Баку в Москву. Пора было перебираться в столицу окончательно. И снова мне предложили в Стамбуле контракт на преподавательскую работу. Выбор был – ехать в Турцию или снимать квартиру в Москве: маленький ребенок, мизерная зарплата... Жена прочитала в моих глазах: если я это сделаю, то только ради семьи. Я помню, она подошла, присела рядом... Спросила: «Ты хочешь в Москву и не хочешь в Стамбул?». Я кивнул. Она помолчала и сказала: «Едем в Москву...».

- Мюнхен - Стамбул - Баку - Москва… Создается впечатление, что жизнь складывается не так уж плохо…

- На самом деле концертирующий музыкант должен перемещаться в пространстве. И потом границы в музыкальном мире – понятие относительное. Пять лет после музыкальной школы я учился в Баку. Потом мой отец попросил замечательного педагога и пианистку Элисо Вирсаладзе (участвовала в фестивале «Дни высокой музыки во Владивостоке». - Прим. авт.) прослушать меня. Она ведет классы параллельно в Москве и в Мюнхене. И она сразу предложила мне заполнить документы на обучение в ее мюнхенском классе. После этого поступил к ней же в московский класс. Об Элисо Вирсаладзе разные, противоречивые отклики. Но я увидел в ней все самое божественное.

- Вы попали в Москву, когда появилась формулировка «лицо кавказской национальности». Были неприятные моменты?

- Вы знаете, я ни разу не сталкивался с негативом. Мне везло - от пограничников в аэропорту до тетенек в магазинах. Меня любят как своего везде. И в Москве я чувствую себя ничуть не хуже, чем в Баку, где меня знает каждая собака. Наоборот, мне дома приходится себя в чем-то ограничивать, потому что наш национальный менталитет, наша психология не позволяют излишней свободы.

- Масскульт захватил мир, но классический пианист – все-таки явление другого порядка. Для кого играть Рахманинова, если современная эстрадная музыка состоит из нескольких аккордов?

- Надо ломать стереотип, что классическая музыка скучна. Это возможно, поверьте. У меня был случай в прошлом году. Я приехал в Париж, где проходило прослушивание на фестиваль в Америке, организованный фирмой «Ямаха». Вернее, в Париже делали записи. Я остановился у знакомого, который слушал исключительно рок. Я просто в угол забивался. И вот в один момент я предложил ему послушать 3-ю часть Третьей симфонии Брамса. Он, когда услышал это, расхохотался. Но я все же поставил диск…... Я пробыл в Париже пять дней. За это время у знакомого появилось огромное количество дисков с классической музыкой. Он каждую секунду звонил мне из музыкального магазина и спрашивал: «Симфония Брукнера в исполнении Берлинского симфонического оркестра - это хорошо?». Я говорил: «Это замечательно. Покупай…». Он открыл для себя классику.

- А с женой вас тоже связала классическая музыка?

- В каком-то смысле да. Если бы она не любила музыку, может быть, наша жизнь сложилась бы совсем иначе... Мы дружили много лет. Отличительная черта музыкальных школ от общеобразовательных - мало мальчиков. У нас из 18 человек в классе было два мальчика. С нами дружили все девочки. Поначалу я рассказывал будущей жене обо всех своих увлечениях. Но как-то вдруг на выпускных экзаменах мы стали парнем и девушкой. Я признался ей в любви, я почему-то был уверен, чувствовал, что она ответит мне положительно. Через какое-то время мы решили, что будем вместе поступать в консерваторию. А на 4-м курсе мы поженились. Мой папа не сказал, что надо сначала до-учиться. Наоборот, он сказал, что после окончания я буду получать чуть больше, чем стипендия. Гораздо важнее, что мы любим друг друга. И вопрос решился сам собой. Скоро мы отпразднуем 10-летие совместной жизни. Никогда за это время не было разговоров о национальной традиции в семье. Мне кажется, что это вообще свойственно только тем, у кого не слишком высокий интеллектуальный уровень. Представляете, приходит муж домой, а жена ему моет ноги. Ну что это такое?! Муж ассоциируется с немытыми ногами. Я, в свою очередь, не представляю, чтобы жена ходила непричесанная или в ночной рубашке готовила обед. Я вообще просто ко всему этому отношусь: не надо никаких национальных кухонь – плов, долма...… А потом и сама жена уже похожа на этот плов, а ты поворачиваешься в постели к ней спиной и думаешь о другой...… Нет, мужчина и женщина должны быть союзниками...… Кстати, мой самый любимый Новый год – наш семейный. Я помню его как никакой другой. И если сейчас спросить у домашних, они тоже ответят, что это любимый Новый год. Это был 2001 год. Я играл в Тбилиси на закрытии фестиваля. И прилетел в Москву 31 декабря. Шереметьево не принимало, посадили в Домодедово. Я ввалился в дом в 11 часов вечера с подарками, сладостями, бутылками вина, которые мне надарили в Грузии. Как Дед Мороз. Мы сели за стол втроем – я, жена и дочь. Встречали по-московски, по-бакински, по-турецки (мой отец сегодня работает в Турции). Мы были счастливы…

СПРАВКА "В"

Мурад Адигезалзаде. Пианист. Окончил Бакинскую музыкальную академию. Сегодня преподает в ней. Доцент. Лауреат конкурса «Злата Прага», республиканских конкурсов и международного конкурса пианистов в Грузии. Солист Московской государственной филармонии. Женат. Имеет дочь.

Автор : Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Как там наши?

Событие номер один в сводках новостей последних суток - разрушительное землетрясение и вызванное им цунами, которое накрыло побережье десятка стран Юго-Восточной Азии. Рассказывая об этой трагедии, федеральные теле- и радиоканалы сообщают, что россиян среди тысяч и тысяч погибших вроде бы нет. Столичные информагентства, похоже, забыли, что этот регион является еще и зоной активного морского судоходства.

Треть управленцев - под сокращение

Невиданное ранее сокращение руководящего состава Дальневосточного таможенного управления произойдет с 1 января 2005 года.

Адвокатский орден

Находкинский адвокат Анатолий Чумак отмечен орденом «За верность адвокатскому долгу». Эта награда присвоена ему Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации.

Как раскрутить свой брэнд?

Дан старт региональному конкурсу «Торговая марка года». Организатором конкурса является Приморская торгово-промышленная палата. Это бизнес-соревнование проводится в нашем крае уже в четвертый раз и успело завоевать авторитет и признание в деловых кругах, работающих по-современному. Конкурс призван выявить лидеров в области эффективного маркетинга, рекламы, продвижения товаров и услуг.

В темпе Астахова

24 и 25 декабря прошли очередные два тура в российской баскетбольной суперлиге «Б». «Спартак-Приморье» в обоих матчах против команды «ТЕМП-СУМЗ» в городе Ревда уверенно выиграл. Одержав 21-ю и 22-ю победы, наша команда повторила прошлогодний беспроигрышный рекорд сургутского «Университета». Теперь у баскетболистов Приморья есть шанс улучшить это достижение, победив в грядущих играх магнитогорский «Металлург-Университет».

Последние номера