Из жизни агентов 002

Насыщенность краевого центра автомобилями, теснота на дорогах и бешеный темп жизни портового города делают свое дело. В дежурную часть управления ГИБДД УВД Владивостока на Фонтанной, 10 ежедневно поступают десятки сообщений о дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому многоканальный телефон, за которым закреплен номер 002, остывает редко. Каждое происшествие фиксируется в специальном журнале, после чего на место выезжает дежурная машина или ближайший наряд ДПС. Бьются автомобили постоянно, и порой неудачливым водителям приходится запастись терпением, перекуривая под веселое подмигивание аварийной сигнализации. Особенно если из-за «поцелуя» машин пострадало только железо.

3 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1667 от 3 дек. 2004

В дежурной части ГИБДД Владивостока скучать некогда

Насыщенность краевого центра автомобилями, теснота на дорогах и бешеный темп жизни портового города делают свое дело. В дежурную часть управления ГИБДД УВД Владивостока на Фонтанной, 10 ежедневно поступают десятки сообщений о дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому многоканальный телефон, за которым закреплен номер 002, остывает редко. Каждое происшествие фиксируется в специальном журнале, после чего на место выезжает дежурная машина или ближайший наряд ДПС. Бьются автомобили постоянно, и порой неудачливым водителям приходится запастись терпением, перекуривая под веселое подмигивание аварийной сигнализации. Особенно если из-за «поцелуя» машин пострадало только железо.

В аварийном режиме

Происшествия, в которых пострадали люди, называются учетными. Ими сотрудники ГИБДД занимаются в первую очередь, а на место ДТП вместе с инспектором прибывает дознаватель (если не обошлось без человеческих жертв, то обязательны еще и эксперт со следователем). Неучетных ДТП, последствия которых ощутили в основном сами автомобили, в городе происходит в несколько раз больше. Но в любом случае на месте происшествия составляется схема ДТП, которая попадает в дежурную часть (туда же добираются и участники столкновения). Здесь схема перерисовывается набело, составляется протокол, а дальше все зависит от конкретной ситуации. Для разбора неучетных ДТП участников направляют в районные управления ГИБДД по месту совершения. Учетными, по факту которых возбуждается уголовное дело, занимается ГУВД Владивостока.

Нередко автомобилисты сетуют на нерасторопность сотрудников ДПС, не спешащих на место происшествия. Но, во-первых, есть нормативы, а во-вторых - жизненные реалии. Как рассказал начальник дежурной части ГИБДД Владивостока капитан милиции Дмитрий Андрюхин, в соответствии с приказом МВД сотрудники госавтоинспекции должны прибыть на место учетного ДТП за 20 минут (в городах и на федеральных трассах) и за час - во всех остальных случаях. После учетных ДТП приоритет отдается происшествиям, которые произошли на трамвайных путях или по другой причине создают сильную помеху (например, на узком путепроводе). Участникам остальных ДТП приходится ждать - когда 10 минут, а когда и три-четыре часа.

По норме на дорогах Владивостока ежесуточно должны дежурить 83 человека и 33 машины. Но если людей в городском управлении ГИБДД хватает, то машин - не всегда: зачастую на линию выходит только 12-15 автомобилей. Как-то кончился бензин, и участники ДТП даже приехали в дежурную часть за инспектором на такси (!). У кого есть личное авто - «запрягают» и его. Хуже всего приходится зимой: холодно (погреться можно только в магазине), в ручке замерзают чернила - как тут составишь протокол?

Дорожно-транспортное сумасшествие

От введения обязательного страхования автогражданской ответственности выиграли, похоже, только сами страховые компании. Если раньше водитель на дороге надеялся только на себя, то теперь многие предпочитают передоверить ответственность за неаккуратное вождение своему страховщику. При этом многие даже не знают, что в случае страховой выплаты новый полис для виновника ДТП будет значительно дороже. Если раньше участники небольших аварий полюбовно договаривались и разъезжались, то сейчас многие предпочитают вытрясти деньги из страховой компании. А для этого ДТП обязательно должно быть зарегистрировано. В результате на 50-70 проц. выросло количество фиксируемых аварий: инспектора вынуждены выезжать на место для осмотра каждой царапины и оформлять дополнительные справки.

После составления схемы на месте ДТП участники аварии прибывают в дежурную часть, где в порядке живой очереди ждут оформления административных протоколов. Чтобы в дежурке не толпились люди, было решено ввести новшество: недавно на первом этаже появилась специальная доска, на которую маркером наносится время оформления конкретной аварии. Выжидать в дежурной части часами уже не нужно: нашел себя на доске - и знаешь, во сколько подходить. Блатных нет: кто раньше «стукнулся» - тем раньше и займутся.

А стукаются у нас часто. Основной объем аварий происходит после обеда и в особенности в конце рабочей недели. «Люди устают», - объясняют офицеры. Влияет и погода (не только дождь или снег, но даже магнитные бури). Когда заходит извечный спор о том, кто хуже ездит - мужчины или женщины, - инспектора, ежедневно оформляющие десятки ДТП, дружно отвечают: «Женщины!». Слабый пол хуже контролирует ситуацию на дороге, слабо чувствует габариты автомобиля. Зато в женщинах меньше наглости, чем в «продвинутых» гонщиках-мужчинах, считающих особым шиком обогнать по встречной полосе.

В сутки отдельный батальон ДПС ГИБДД Владивостока выявляет около тысячи нарушений правил дорожного движения. За менее значительные штрафная квитанция выписывается на месте, более серьезные влекут за собой суд и возможное лишение прав - ими занимаются на комиссии в городской ГИБДД. Собираемость штрафов - больной вопрос: водители не спешат оплачивать квитанции в банке. А ведь еще несколько лет назад штрафы брали на месте, и вдобавок действовала система штрафных баллов: наберешь за год 15 баллов - лишишься прав. Это уравнивало бедных водителей с богатыми. Теперь прав может лишить только суд, а из-за недостаточной координации действий органов власти по временным водительским удостоверениям нередко ездят те, кто уже потерял право управления автомобилем.

Уважайте «дядю Степу»!

Отнюдь не все водители впадают в ступор при виде инспектора ДПС и начинают панически перебирать в памяти все свои прегрешения. «Очень многие автолюбители отказываются выполнять требования регулировщика! - говорит майор милиции Андрей Тымченко, и. о. начальника штаба отдельного батальона ДПС ГИБДД Владивостока. - Да, за это предусмотрены штрафные санкции, но регулировщику выписывать штраф просто некогда». Иные водители вообще отказываются предъявлять свои документы инспектору, мотивируя это боязнью нарваться на «оборотня в погонах».

- Если у вас есть сомнения, потребуйте у сотрудника милиции документы, их сейчас подделать очень сложно из-за наличия голографических элементов, - продолжает Андрей Тымченко. - Разница только в одном: водитель обязан свои документы передать, а инспектор - лишь предъявить. Из рук он их не выпустит, потому что утрата служебного удостоверения - дело очень серьезное.

Недавно был случай, когда в связи с футбольным матчем на стадионе «Динамо» было ограничено движение по Семеновской, но одна упрямая девушка очень хотела повернуть направо и отказывалась ехать дальше по Алеутской. После недолгих пререканий инспектор потребовал документы, которые автолюбительница показать не пожелала. В результате в присутствии понятых у девушки нашли и изъяли спецсредство «Черемуха» со всеми вытекающими последствиями. И чего, спрашивается, лезла на рожон?

В связи с террористическими угрозами управление ГИБДД Владивостока постоянно несет службу в усиленном режиме. Иногда к дежурству привлекают даже сотрудников аппарата управления, то есть кабинетных работников. Постоянно проходят различные операции, общая цель которых - обеспечить соблюдение законности. Поэтому не обижайтесь, если вас «тормознет» инспектор ДПС и попросит открыть багажник. Работа у него такая. Да и время у нас такое.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»