На своих и чужих не делятся

Несколько последних публикаций «В» («Исключение из правил», «Станет родным», «Расставание перед встречей»), посвященных судьбам детей, вызвали живую реакцию наших читателей. Я решила встретиться с двумя из них – представителем проекта «К новой семье» во Владивостоке Мариной Трубицкой и управляющим благотворительным некоммерческим фондом «Незабудка» Михаилом Бунаковым.

3 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1667 от 3 дек. 2004

Обездоленных детей столько, что детдомов не хватает

Несколько последних публикаций «В» («Исключение из правил», «Станет родным», «Расставание перед встречей»), посвященных судьбам детей, вызвали живую реакцию наших читателей. Я решила встретиться с двумя из них – представителем проекта «К новой семье» во Владивостоке Мариной Трубицкой и управляющим благотворительным некоммерческим фондом «Незабудка» Михаилом Бунаковым.

Марина ТРУБИЦКАЯ: Приемные не хуже кровных

- Основная цель нашего проекта – семейное устройство детей внутри страны за счет создания и распространения достоверной и качественной информации для приемных родителей и специалистов, оказания необходимой им помощи. Хотя проекту всего два с небольшим года, уже есть солидный информационный банк, создана консультационная служба, работают клуб усыновителей, библиотека, издаются книги, недавно на Радио России появилась передача «Детский вопрос».

- Однако наши соотечественники ребятишек усыновляют редко. Действительно ли трудностей с чужими детьми намного больше, чем с родными?

- Страхи рождены отсутствием информации. Широко обсуждаются случаи неудачных усыновлений – с асоциальным поведением детей и отменой усыновления. Семьи же, живущие благополучно, не привлекают внимания окружающих и СМИ, к тому же в них часто соблюдается тайна усыновления. На самом деле благополучных приемных семей большинство, потому что дети в них всегда желанные, а родители ответственно относятся к своим обязанностям. Замечу, что «чужие» дети быстро становятся родными. Трудности, конечно, есть, о них нужно знать, как и о путях выхода из них. Именно на это направлен проект «К новой семье» - на повышение грамотности приемных родителей, обучение их социальным и общим педагогическим приемам, оказание оперативной помощи в кризисных ситуациях.

- Насколько велика роль «дурной» наследственности, которой многие боятся?

- В отношении большинства болезней, связанных с генетикой, приемные дети «не хуже» родных. Не существует гена преступности, гена жестокости. Дети, взятые в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям. Есть существенные различия между понятием наследуемости психологических качеств и наследуемости некоторых физических особенностей, таких, например, как темперамент или цвет кожи.

- Марина, а вы сами способны взять чужого ребенка?

- Конечно. В моей семье уже были случаи усыновления, так что хороший пример перед глазами. Сейчас мы с мужем решаем вопрос с жильем, которое должно соответствовать минимальным требованиям законодательства. У нас подрастает рожденный нами ребенок. Думаю, что имеющийся опыт поможет спокойно пережить нормальные детские капризы и возрастные кризисы второго малыша, не списывая их на проблемы усыновления. Так что надеюсь стать хорошей мамой двоих детей.

- А как вы относитесь к государственным детским учреждениям?

- Это печальная необходимость, ведь в России за год от рук родителей погибает около четырех тысяч детей. Но жизнь в таких учреждениях отрицательно сказывается на развитии ребенка. По данным нейропсихолога Рональда Федеричи, на три месяца пребывания там приходится месяц отставания. Ребятишки страдают без общения с матерью, которое воспитатель не в состоянии компенсировать из-за большого числа детей вокруг, у них не развивается самостоятельность – только 10 процентов выпускников детских домов адаптируется к взрослой жизни, столько же кончает жизнь самоубийством. Самый лучший способ спасения детей – передача их в приемную семью. В развитых странах детдомов вообще нет, там оставшийся без родителей малыш сразу передается в профессиональную замещающую семью, из которой впоследствии он может быть передан на усыновление. В некоторых регионах России подобную систему тоже начали внедрять. Например, с 1997 года в Находке активно применяется патронатная форма воспитания, сейчас в семьях живут 40 воспитанников муниципального детского дома.

Ответы на многие вопросы, возникающие у потенциальных родителей, можно получить на сайте нашего проекта: http://innewfamily.narod.ru. А те, у кого нет доступа к Интернету, могут взять у меня материалы на CD-диске или в распечатанном виде. Вся информация предоставляется бесплатно. Мой телефон есть в редакции газеты. Его можно узнать у ведущей рубрику Галины Кушнаревой по тел. 415-670.

Михаил БУНАКОВ: Имею право знать!

- На мой взгляд, наш народ не стал ни жестче, ни безразличнее, судьба обездоленных детей по-прежнему волнует многих. Вот только число безнадзорных и беспризорных за последние 10 лет резко возросло. Невозможно найти приемных родителей для всех. Поэтому реальный выход –  в дополнение к государственным создание семейных детских домов по типу того, что организовал Олег Петрук в Раздольном. Но при этом обязательно должно быть государственное финансирование в нормальном объеме, стимулирующее создание такого рода детских коммун.

- То есть детские дома вы не считаете неизбежным злом?

- Не считаю ни злом, ни единственным спасением. Подходить нужно избирательно к каждому ребенку – кому-то нужен привычный детдом, кого-то примет семейный, а кого-то нужно вернуть в семью и проконтролировать его воспитание там. Есть еще интернаты, из которых дети на выходные возвращаются к родным. Всем этим и должны заниматься органы опеки и попечительства.

- Проблема в том, что на всех и на все у государства не хватает денег. Кого-то все равно придется «урезать» - или детей, или стариков.

- Это совершенно некорректное рассуждение. Почему кому-то надо отдавать приоритет? Приоритет можно было отдать (или не отдать) в пользу строительства Некрасовской развязки взамен, например, дополнительного финансирования приюта «Парус надежды» или доплат к пенсиям стариков. Мне непонятно, когда говорят: «На всех денег не хватает». Кто это утверждает? Чтобы согласиться или опровергнуть это высказывание, необходимо иметь доступ к экономической информации, бюджетам… Депутаты обоих уровней стесняются опубликовать соответствующие бюджеты – Приморского края, Владивостока. Полагаю, что если бы бюджеты были опубликованы в СМИ, а отчеты об их исполнении печатались регулярно, граждане сами бы указали на источники финансирования пенсионеров и малолетних и назвали приоритетные направления для инвестиций. Мы, налогоплательщики, имеем право знать эту информацию.

Автор: Подготовила Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток», совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей