Экспериментальный снегопад

«Цирюльник учится своему искусству на голове сироты», гласит старая китайская пословица. Новая администрация Владивостока учится непростому искусству управления городом на наших раздерганных из-за опозданий на работу нервах, разбитых на дорожном гололеде машинах, не говоря уж о поломанных каблуках…

2 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1666 от 2 дек. 2004

«Разбор полетов» выявил множество недочетов в управлении городом

«Цирюльник учится своему искусству на голове сироты», гласит старая китайская пословица. Новая администрация Владивостока учится непростому искусству управления городом на наших раздерганных из-за опозданий на работу нервах, разбитых на дорожном гололеде машинах, не говоря уж о поломанных каблуках…

СЕЗОН ПОЛОМАННЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Рекордной отметки к 30 ноября достигло в городе и количество переломов - более 60 в день. Ведь пешеходные тропы и улицы превратились в настоящий каток.

Главный врач городского травмпункта № 1 Николай Гога рассказал, что в начале недели характер травм, с которыми обращаются горожане, резко изменился.

- Почти у половины обратившихся за помощью - перелом конечностей, - констатирует Николай Сергеевич, - а также  множество растяжений и ушибов.

Врачи травмпункта № 2 Первомайского района помимо возросшего количества переломов, полученных на скользких дорогах, отметили также в качестве источника повышенной опасности открытые люки канализационных систем. Их присыпало снегом, и  люки превратились в настоящие капканы для людей - пять человек получили в Первомайском районе серьезнейшие травмы при падении в эти ямы только за три минувших дня.

ГЕРОИЗМ ИЛИ ХАЛАТНОСТЬ?

Отметим сразу, попытка корреспондентов «В» выяснить, кто конкретно отвечает за своевременную очистку множества настроенных в последние годы воздушных пешеходных мостов, увы, не увенчалась успехом. Все чиновники, с которыми довелось общаться журналистам, кивали в сторону управления жилфонда и содержания городских территорий, а также зама этого управления Григория Смирнова, который, как опытный профессионал, не один год работающий в сфере  городского благоустройства, уж всяко должен был предусмотреть, во что превращаются общественные лестницы во Владивостоке после более или менее сильного снегопада.

Вообще-то в городе есть утвержденные правила благоустройства и очистки городских территорий, к которым приложен внушительный список организаций и должностных лиц, обязанных быстро и качественно убирать закрепленные за ними участки прямо с момента начала любого снегопада. К составлению этих списков, как утверждают старожилы городской администрации, непосредственно причастен и чиновник Григорий Смирнов.

Но проверка, затеянная штабом по анализу действий во время борьбы со снежной стихией управленцев городской администрации, уже выявила, что этот список безнадежно устарел - множество МУПов, включенных в этот список, приказали долго жить, нет уже и ряда тех коммерческих организаций, которые некогда выигрывали городские конкурсы на проведение «очистительных» работ.

СНЕЖНЫЙ ОБРОК ДЛЯ БИЗНЕСА

К счастью для городских властей, во Владивостоке мало осталось таких людных мест, на которых не обосновались коммерсанты. Их сегодня и «припахали» на борьбу со стихией. Еще в субботу и воскресенье владельцы магазинов, павильонов, ресторанов и прочих фирм были предупреждены о необходимости в течение суток очистить прилегающие к их зданиям и сооружениям городские территории в радиусе от 10 до 50 метров. Причем с обязательным вывозом снега и льда за пределы города. Нерадивым пригрозили штрафом.

Потому что, как сообщает пресс-служба городской администрации, уборка данных территорий входит в обязанности юридических лиц и частных предпринимателей на основании федерального закона и закона Приморского края.

Во вторник по Владивостоку уже разъезжала ответственная муниципальная комиссия, проверяя, как коммерсанты справились с последствиями стихии на основании выданных им предписаний. Выяснилось, что многие даже и не пытались справиться. Более 20 фирм  уже попало «под раздачу». В их отношении, как гласит пресс-релиз, распространенный мэрией, были приняты административные меры. Злостных же нарушителей, которые даже после проверки выездной комиссии не займутся уборкой своих площадей, ждет расторжение договоров на аренду городских территорий.

Вообще-то спорить с тем, что в уборке города от снега должны участвовать все его обитатели, в том числе и коммерсанты, никто не будет. Однако это палка о двух  концах. И если городские власти имеют право предъявить претензии к отдельным предприятиям и гражданам по поводу соблюдения правил содержания городских территорий, то и каждый горожанин может потребовать от городских властей соблюдения своих прямых обязанностей по приведению города в порядок.

ЛЕД  ДОЛБИТЬ НЕ ТАК-ТО ПРОСТО

Убирать лестничные марши, пешеходные дорожки и тротуары в микрорайонах вменяется в обязанность ЖЭУ.

По словам директора МУП «Первомайский-2» Юрия Иванова, это предприятие получило от муниципального предприятия «Сигнал» 13 кубометров пескосолевой смеси.

- Понадобится еще - завезем! Это не проблема, - заверил директор, - проблема в другом. Сложности, как всегда, возникают при очистке придомовых территорий. В первую очередь, это нехватка рабочих рук. Но все, что в наших силах, мы сегодня делаем. Стараемся оперативно реагировать на звонки жителей и очищать дворы от наледи.

Начальник ЖЭУ-4 МУП «Жилищные услуги» рассказала, что ее предприятие обслуживает 44 дома на улицах Нейбута и Ватутина. В штате 30 дворников. У каждого по три лопаты и скребку. По нормативам, во время снегопада они должны первым делом расчистить лестницы, а потом и дорожки у подъездов.

А вот «спорные территории» типа кондоминиумов (например, дома № 13а на улице Шилкинской), а также те, которые не закреплены за их предприятием, жилищники чистить не спешат, предоставляя эту почетную обязанность городским службам.

Кстати, как выяснили корреспонденты «В», дворники во Владивостоке получают зарплату в 1700 рублей в месяц. Средний возраст городских дворников стабильно держится на границе 60 лет, а почти 40 процентов вакансий не заполнено. И еще одна деталь - почти три года городская администрация не занималась централизованной закупкой дворницкого инвентаря.

«СИГНАЛ» НЕ ПРОХОДИТ…

Дорожникам из «Сигнала» с самого начала пятничного снегопада было ясно, что дороги Владивостока будут скованы ледяным панцирем все последующие дни. История с «первым снегом» повторяется из года в год практически по одному и тому же сценарию. Меняется только масштаб «катастрофы». Надо отметить, что гроза, дождь и снег одновременно - явление довольно редкое. Именно этот набор полностью парализовал работу дорожных служб.

По словам заместителя директора специализированного ремонтно-строительного управления «Сигнал» Сергея Лазуна, мало того, что снегоуборочной техники не хватает, но она просто не может работать в таких погодных условиях.

- Загвоздка в том, что снег пошел вместе с дождем и сразу превратился в лед, - рассказывает Сергей Борисович. - Щетки у тракторов - пластмассовые, они рассчитаны на сухой снег высотой до 10-15 миллиметров, но никак не на то, чтобы отскребать лед от асфальта. Толку никакого. В таких случаях хорошо справляются грейдеры, а их у нас всего два в наличии. Один из них на службе 15 лет, другой - 17. На них места живого нет, все чиненые-перечиненые. Что могут сделать в таком большом городе два старых грейдера?  Впрочем, все как всегда.

 50 ЧАСОВ ЗА РУЛЕМ!

Механизатор Юрий Онищенко: четыре смены на морозеМеханизатора трактора-щетки Юрия Онищенко корреспонденты «В» застали в тот момент, когда он голыми руками на морозе чинил свою многострадальную машину. Он отработал с пятницы  26 ноября четыре смены подряд. Почти 50 часов без сна и даже без горячего чая. По двое и даже по трое суток отработали и его товарищи. Людей катастрофически не хватает, поэтому и пришлось каждому отпахать по 50- 70 часов. Говорит, работать было сложно, везде огромные пробки. На технике пробиться в нужный район было крайне тяжело. Но тем не менее никто из них работу не бросил. Хотя заработную плату рабочие предприятия не получали еще за сентябрь. Руководство города, кстати, решило вознаградить трудовой коллектив за самоотверженную работу. Всем, кто согласился отстоять третьи сутки, выдали премию. И пообещали на этой неделе погасить задолженность по зарплате за сентябрь. 

Неужели Владивосток обеднел водителями, которых можно было бы привлечь дополнительно для работы вахтовым методом? Вместе с необходимой дополнительной техникой, имеющейся на ряде строительных предприятий краевого центра?

Из жестких разговоров с чиновниками выяснилось: можно было бы. Но... Мобилизационные планы, заготовленные не на случай снегопадов, а на случай войны и катастрофических стихийных бедствий во Владивостоке, безнадежно устарели. Хотя моботдел есть, сотрудники его планы составляют и зарплату в отличие от механизаторов «Сигнала» получают вроде бы вовремя. Но проверка этих мобпланов, по которым можно в любой момент выдернуть с любого места любого руководителя предприятия, началась только с понедельника...

Автор: Служба оперативной информации, отдел фотоинформации «В»