Снежный экзамен провален

Власти Владивостока к нынешней зиме готовились. И технику, имеющуюся в муниципальном предприятии «Сигнал», почти всю починили. Буквально за неделю до снегопада она торжественно разъезжала в парадном строю по Владивостоку, демонстрируя «на сухую» полную готовность встретить снег во всеоружии. Как клятвенно божатся ответственные за это чиновники, своевременно в город был доставлен весь необходимый годовой запас песка и соли для посыпки улиц и тротуаров. И своевременно были разработаны, красиво расписаны, а также соответствующим образом утверждены все мобилизационные планы по привлечению коммерческих организаций и дополнительных сил и средств к очистке улиц в зимний период.

30 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1664 от 30 нояб. 2004

Власти Владивостока к нынешней зиме готовились. И технику, имеющуюся в муниципальном предприятии «Сигнал», почти всю починили. Буквально за неделю до снегопада она торжественно разъезжала в парадном строю по Владивостоку, демонстрируя «на сухую» полную готовность встретить снег во всеоружии. Как клятвенно божатся ответственные за это чиновники, своевременно в город был доставлен весь необходимый годовой запас песка и соли для посыпки улиц и тротуаров. И  своевременно были разработаны, красиво расписаны, а также соответствующим образом утверждены все мобилизационные планы по привлечению коммерческих организаций и дополнительных сил и средств к очистке улиц в зимний период.

СНЕГ. СНЕГ. СНЕГ

А пошел первый снег, и уже к обеду 26 ноября Владивосток был буквально парализован многочисленными автомобильными пробками. К вечеру пятницы перестали практически ходить по маршрутам автобусы. Отрезанными от всей остальной части города оказались жители микрорайонов на Тихой, Змеинке, Чуркине. Туда частные водители отказывались везти пассажиров даже за 200-300 рублей в один конец, а такси многочисленных частных компаний и вообще куда-то попрятались. Многие горожане в эту черную пятницу добирались до своих квартир с работы уже к полуночи, прорываясь через метель, которую яростно сотрясали гром и молнии.

Но и в родных квартирах жителей Владивостока, впрочем, не только краевого центра, отсутствовали  тепло, вода и свет. Несмотря на то, что вместе с началом снегопада начал работать и городской штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а все оперативные службы были переведены в режим чрезвычайной готовности, усиление ветра к вечеру привело к авариям на линиях электропередачи, подстанциях и насосных. В десятках домов отключались свет, вода и резко снизилась температура батарей.

Но ближе к полуночи ветер стал стихать, все беспечные автолюбители так или иначе добрались до ночных стоянок, и вроде бы самое время было запускать в город тяжелую снегоочистительную технику и все те 18 пескоструйных агрегатов, которые вполне могли бы до утра субботы засыпать пескосолевой смесью большую часть Владивостока. Но этого не произошло.

Суббота и воскресенье выдались солнечными и практически безветренными. Самое время мобилизовать все ресурсы города и активно почистить дороги, тротуары, лестницы и дворы. Тем более что большинство горожан предпочло провести выходные в домашних хлопотах и особо городские магистрали своим присутствием не нагружали.

Тем не менее большинство автобусов все равно так и не вышли на маршруты, а трамвайные линии к вечеру субботы удалось почистить только на маршруте от «Сахалинской» до «Баляева». Большегрузный транспорт во Владивосток не запускали уже с пятницы, поэтому, как сообщает ряд информационных агентств, к субботе на трассе от Хабаровска до Владивостока скопилось не менее двух тысяч машин. По данным краевого ГО и ЧС, нештатная ситуация продолжалась до 18 часов 27 ноября. Пришлось в очередной раз обратиться к военным за помощью. Она, к сожалению, пришла не сразу, поэтому впервые за многие годы почти сутки Уссурийск оказался заблокированным из-за  аварий длинномерных  автомобилей на трассе до Владивостока.

ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА

Несмотря на то, что городской штаб по чрезвычайным ситуациям заседал в эти выходные практически в круглосуточном режиме,  по 18 часов находились за баранками своих машин большинство водителей снегоочистительной техники, к утру понедельника выяснилось, что нормальное жизнеобеспечение города после снегопада так и не восстановлено. 

Утром в понедельник попытки горожан добраться  на работу и учебу оказались тщетными. Почему?

Вчера корреспонденты «В» получили следующие комментарии от чиновников городской администрации.

Как сообщил начальник муниципального учреждения «Управление городским пассажирским транспортом» Дмитрий Евсеенко, с утра 29 ноября на маршруты города вышел 461 автобус.

Каждый пятый остался на приколе

- Виной тому не саботаж водителей, а реальное состояние плохо почищенных дорог, - заявил Евсеенко.

У дорожников своя версия. По мнению заместителя начальника управления жилфонда и городских территорий Григория Смирнова, что, несмотря на предупреждения синоптиков о приближающейся метели, большинство автовладельцев спокойно выехало утром со стоянок и гаражей и порулило по первому снежку привычными маршрутами. Многие к тому же на летней или вообще «лысой» резине. Упреки справедливые. Но только кому они адресованы? Может быть, тем самым ястребам-эвакуаторам, которые в мирные солнечные дни из-за угла ловят нарушителей правил парковки. Их бы резвость да в критические часы,  когда таких «лысых» нужно было пачками складировать, предотвращая массовые заторы. Но это же о городе думать надо, а не о собственном кошельке! Во многом поэтому первые аварии на въезде в город и по ключевым магистралям тут же образовали автомобильные пробки, которые в течение дня все нарастали и нарастали, а к вечеру блокировали движение полностью.

По данным городской автоинспекции, за сутки с пятницы на субботу во Владивостоке произошли шесть учетных ДТП. Пешеход 49 лет был насмерть сбит на улице Снеговой, пять получили травмы, зафиксировано 16 оформленных неучетных дорожно-транспортных происшествий и около 130 – неоформленных неучетных. Всего за сутки сотрудники городской ГАИ выезжали на 118 вызовов. Инспектора ДПС не только оформляли аварии, но и попросту растаскивали машины.

ВЫХОДА НЕТ?

Стихия показала, что при таком сочетании осадков и температур одной пескосолевой смеси недостаточно. Ее, кстати, по разным источникам информации, израсходовали за двое суток борьбы со стихией от 400 до 1500  кубометров. Правда, по наблюдениям самих горожан, сыпали песочек в основном по центральным участкам дорог, занимающим примерно такой же объем от всей площади Владивостока, как Садовое кольцо в Москве. На остальные же магистрали, не говоря уж о внутриквартальных проездах, усилий не хватило.

К тому же 18 пескоразбрасывателей, 24 трактора-щетки, три грейдера,  восемь самосвалов и несколько снегоуборочных комплектов, которые, поднатужившись, смог выставить в минувший снегопад город, мало что могли сделать. По оценкам самих водителей снегоочистительных машин, пытаться в метель убрать снег с территории Владивостока имевшимися в наличии 80 единицами специальной техники так же бесперспективно, как вымести до зеркального блеска мусор с территории лесопилки кисточкой для бровей. Подводя первые неутешительные итоги стихии, вчера губернатор распорядился о немедленном выделении средств для приобретения техники, которая при таких ситуациях могла бы поливать магистрали специальными реагентами. Пока же ни реагентов, ни техники во Владивостоке нет.

КТО ВИНОВАТ?

Когда верстался этот номер, мы получили первую официальную реакцию руководства города.

- Администрация Владивостока сделает самые серьезные выводы из ситуации, сложившейся в краевом центре после снегопада, обрушившегося на город 26 ноября, - заявил на аппаратном совещании глава Владивостока Владимир Николаев. - Столь сложных погодных условий, когда за 16 часов выпало почти полметра снега (около двух месячных норм осадков), не наблюдалось в столице Приморья уже давно. Однако это не должно давать скидку в оценке работы городских служб. Мы обязаны добиться того, чтобы в будущем жители Владивостока не испытывали неудобств, связанных с непогодой, и чтобы передвижение по городу было комфортным. В этой связи мною принято решение о приобретении в дополнение к уже закупленной технике новых единиц машин, предназначенных для уборки снега. Количество грейдеров, тракторов-щеток, снегоуборочных комплексов необходимо увеличить как минимум вдвое. Кроме того, будет произведен анализ деятельности коммунальных служб, занятых на уборке снежных заносов и льда, а также уже сейчас начато обучение кадров, которым предстоит использовать в своей работе вновь приобретенную технику.

Очень хотелось бы в этой связи понадеяться, что этот самый анализ с фамилиями, должностями, цифрами и фактами станет достоянием горожан. Ведь трудно чем-то объяснить тот факт, что более чем двух суток не хватило для того, чтобы расчистить трамвайные пути от 3-й Рабочей до вокзала. Да и в какие времена это было, чтобы в ста метрах от городской администрации, читай, штаба по ЧП, снег убирали еще вечером в воскресенье, на исходе вторых суток после начала стихии!

Как сообщила пресс-служба города, глава Владивостока считает необходимым ужесточить контроль над действиями городских коммунальных служб. Потому что часть уборочной техники вместо того, чтобы расчищать транспортные магистрали, была занята выполнением коммерческих подрядов.

Хочется спросить, где и каких? Нынешний глава администрации Владивостока просто обязан ответить на эти вопросы, он облечен доверием горожан. Кроме того, жесткость с его стороны здесь – единственный способ не подорвать доверие к новой городской команде. Пока же создалось впечатление, что от неэффективного механизма управления избавились, но отстроить новый не смогли. В аналогичной ситуации в свое время оказался и губернатор Приморья Сергей Дарькин.

Наряду с принятием оргвыводов в отношении руководителей и работников предприятий, отвечающих за уборку территорий краевого центра, по сообщению пресс-службы администрации Владивостока, Владимир Николаев  сделал указание соответствующим службам администрации уделить особое внимание решению проблем пассажирских внутригородских перевозок, которые наиболее ярко обозначились в последние дни.

- Если данный вопрос не будет решен в ближайшее время, мне придется сделать соответствующие, уже кадровые, выводы. Наладить нормальную работу транспорта - дело чести для администрации города, - подчеркнул Владимир Николаев.

А еще в администрации Владивостока будет создана комиссия, которая займется расследованием причины чрезвычайной ситуации, произошедшей на подстанции «Пивоиндустрия», обслуживанием которой занимается ОАО «Дальэнергосервис».

Напомним, что  28 ноября в 15 минут первого ночи в поселке Трудовое произошел взрыв оборудования в трансформаторной подстанции «Пивоиндустрия». В результате аварийной ситуации без света и тепла в течение суток оставались жители 41 дома на станции Угольная и в поселке Трудовое. В настоящее время ситуация там нормализуется. Как сообщил главный диспетчер города, уже запущен новый трансформатор, который позволил подключить котельную и обеспечить светом и теплом пострадавший район. В администрации города сейчас рассматривается вопрос о принятии подстанции «Пивоиндустрия» на городской баланс.

ПРИМОРЬЕ ПОСЛЕ СТИХИИ

Вчера корреспонденты «В» также обзвонили ряд населенных пунктов Приморья, чтобы узнать, как они пережили прошедший снегопад.

Как сообщили специалисты ГО и ЧС Лазовского муниципального образования, из-за налипания мокрого снега на провода и ураганного ветра произошли многочисленные обрывы на линиях электропередачи. Бригады электриков трудились всю ночь, и подачу электроэнергии удалось восстановить к утру 27 ноября.

Во время непогоды самое опасное место – Лазовский перевал, который расположен неподалеку от села Сергеевка. Рабочие «Примавтодора» трудились круглосуточно на нем и других трассах района. Как утверждает главный специалист ГО и ЧС этого района Сергей Кастицкий, в субботу все главные маршруты были расчищены. Междугородное автобусное сообщение здесь не прерывалось.

В Лазовский район циклон принес не только снег. В поселках Преображение и Валентин прошли ливневые дожди. Впрочем, как и в городе Находке. Как утверждают сотрудники спасательных служб, сильный ветер быстро высушил осадки. Гололедные явления здесь не наблюдались. Порывами ветра были повалены старые деревья. Сейчас эти последствия ликвидируют коммунальные службы.

В Ольгинском районе покров снега пока небольшой. Но и здесь все федеральные трассы расчищены. Сейчас дорожные службы посыпают песком поселковые дороги, на которых сохранялись гололедные явления. Как сообщил специалист ГО и ЧС из Ольги Алексей Барашков, запасов смеси хватает.

Тем временем в Артеме все городские дороги были расчищены уже к субботе, и состоялось освящение большого купола и 10 куполов строящегося храма Богоявления… Значит, дело не только в стихии, но и в том, как с ней бороться.

Природа южного Приморья почти год преподносила подарки. Не было ни одного сколь-нибудь серьезного происшествия. На сей раз она показала крутой нрав. Мы были не готовы.

Автор: Служба оперативной информации, отдел фотоинформации, «Владивосток»