Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Культура, история

Джексон из Америки

Доктор Раймонд Джексон опроверг при знакомстве решительно все стереотипы: профессор, но солидной степенности нет и следа. Музыкант афро-американского происхождения, но в программе сольного концерта нет ни одной джазовой композиции. А еще он не побоялся приехать на другой край света и начать знакомство с Россией с Владивостока. Это одна из многочисленных историй, которыми наполнена жизнь Раймонда Джексона.

Доктор Раймонд Джексон опроверг при знакомстве решительно все стереотипы:  профессор, но солидной степенности нет и следа. Музыкант афро-американского происхождения, но в программе сольного концерта нет ни одной джазовой композиции. А еще он не побоялся приехать на другой край света и начать знакомство с Россией с Владивостока.   Это одна из многочисленных историй, которыми наполнена жизнь Раймонда Джексона.

- Доктор Джексон, почему именно здесь начались гастроли по России?

- Я приехал сюда по приглашению моего давнего друга, дирижера и саксофониста Мартина Пьецуха, именно он сказал: «Раймонд,  я хочу, чтобы ты поехал со мною в Россию. Ты пианист афро-американского происхождения, это будет очень интересно. К тому же ты будешь исполнять классическую музыку». Действительно, есть стереотип: черных музыкантов воспринимают прежде всего как исполнителей джаза, блюза, спиричуэл и других сугубо национальных мелодий.  Но черные же музыканты играют и довольно много классической музыки: европейской и русской. К тому же пишут собственные сочинения в европейских традициях.

Что касается приглашения Мартина, вернее, того, почему я с такой готовностью откликнулся... Мы играли с ним много раз в разных странах. В том числе знаменитую «Голубую рапсодию» Гершвина, которая прозвучит и на одном из концертов во Владивостоке. Мы с Мартином очень близки по духу. Мы очень большие романтики - и в жизни, и в музыке. Нам комфортно вместе. Около шести лет назад Мартин был в Германии на гастролях и дирижировал Вашингтонским симфоническим оркестром. Он представлял программу, состоящую  из произведений американских композиторов. Должна была исполняться «Голубая рапсодия». Но почему-то репетиции не имели успеха. Музыкантам не удавалось донести стиль, энергию музыки, задуманные Гершвиным. То есть не было идеи.  Однажды я вернулся домой после работы. Поставил машину в гараж, еще не успел зайти в дом, как дочь позвала к телефону: «Мартин звонит тебе из Германии. Он хочет, чтобы ты летел туда немедленно». Это было в понедельник. Я ответил Мартину: «Не могу же я бросить студентов. Кроме того, я давно не играл «Рапсодию…». Наконец, у меня нет визы и билетов». Но вечером того же дня я засел репетировать... Через несколько часов позвонил Мартину и сказал: «Я еду». С билетами и визой все быстро уладил менеджер. В полдень я приехал в Германию, через полчаса после приезда из аэропорта была репетиция с оркестром. Вечером был концерт. Я был измотан. Но все шесть концертов в Германии прошли замечательно. И вот теперь мы вместе во Владивостоке…

- Вы часто покидаете своих студентов, уезжаете на гастроли?

- Сегодня не так часто. Но был период несколько лет назад, когда довольно много приходилось гастролировать. Я запомнил тур по Европе. Вена, Женева, Лондон, Мюнхен, Париж и другие города – там очень любят музыку... Я вообще влюблен в Европу, для меня даже простые прогулки по Парижу – огромное удовольствие. Мы с супругой иногда путешествуем вместе, бродим по сувенирным магазинчикам и покупаем безделушки…

- У вас есть секрет завоевывания аудитории?

- В первый раз публика настроена несколько настороженно. Ведь традиционно от чернокожего пианиста ждут национальной музыки. Но стереотип удается сломать довольно быстро. Способ самый обыкновенный – музыка, которую я исполняю. Но у меня есть и еще одна миссия. Я стараюсь играть не только сочинения европейских композиторов. Но и афро-американских, пишущих в европейской традиции. Есть потрясающая музыка. Начиная с ХХ века (после отмены рабства) многие черные стали поступать в музыкальные учебные заведения и привнесли свои музыкальные традиции,  опыт, идеи, навыки, стиль  в композиторство. Я обязательно включаю такую музыку в свои программы. Вот и на этом концерте прозвучат мелодии шевалье де Сент-Джорджа и Элиота Льюиса. Первый родился на острове Гваделупа, одном из островов в Атлантическом океане за несколько сотен миль от Америки. Остров являлся колонией Франции в XVIII веке. Отец Сент-Джорджа был губернатором Гваделупы. Когда мальчику исполнилось девять лет, семью перевез во Францию король Людовик XVI. Разносторонне одаренный мальчик рос в дворцовых условиях: он учился фехтованию, читал книги, писал стихи и музыку, рисовал, замечательно катался на коньках. Когда началась Великая французская революция, он служил в королевских войсках. О приближении отряда революционеров к дворцу он узнал одним из первых, катаясь в королевском дворике на коньках. Перед окошком Марии Антуанетты он выписал на льду: «Опасность!»…. Сент-Джордж погиб во время революции, оставив после себя много замечательной музыки, очень романтичной, которую с большим удовольствием включают в свои программы многие музыканты Америки. Второй композитор – Льюис – писал уже в XIX веке. И его музыка не так известна. Он родился в Бостоне, играл на очень многих инструментах и участвовал в создании органов бостонской области. Я нашел ноты в одной из книг по истории музыки и перевел их в формат законченного произведения. Так появился мостик, соединяющий один век с другим. ХХ век вообще-то стал знаковым, я уже говорил, что освобождение от рабства позволило легализовать национальные музыкальные традиции и использовать их. Первым это очень грамотно сделал Дебюсси…

- Доктор Джексон, Говард – университет, где преимущественно обучаются черные студенты. Они предпочитают рэп или классическую музыку?

- Мои студенты обожают джаз и рэп, но многие из них - многообещающие личности. Тем более что сегодня традиции разных стран тесно переплетаются. Я очень удивлю вас, если скажу, что моими первыми учителями музыки были русские? Аня Дорфман и Саша Городницкий преподавали в самой известной в США и во всем мире школе Джулиард в Нью-Йорке. После второй мировой войны многие русские оказались в Америке, они открывали свои музыкальные студии, где обучали детей. Именно тогда я понял, что у русских очень сильная школа, а сами музыканты невероятно трудоспособны и дисциплинированны. В Джулиард-школе я получил степень бакалавра теории музыки и доктора музыкальных искусств, а позже победил в фортепианном конкурсе Маргариты Лонг. В этом заслуга и русских учителей. К слову, чтобы в Америке твой статус ценился, надо обязательно участвовать и побеждать в различных конкурсах. Русских же ценят без этих побед за их музыкальные качества.

- Вы передали профессию по наследству?

- Нет (смеется).  Когда моя дочь училась музыке, она видела, как играю я. Но я тренировался каждый день много лет. А ей хотелось добиться таких же результатов немедленно. И поэтому я пригласил другого учителя музыки. Позже она получила актерскую профессию, к сожалению, найти работу в театре не так просто. Сегодня дочь работает менеджером в ресторане в Чикаго. Начав с официантки, она быстро сделала карьеру. Друзья говорят, что у нее все здорово получается.

- Как поддержать оптимизм и отсутствие недовольства по какому бы то ни было поводу (в день интервью такси, заказанное в гостиницу, сильно опоздало, а рояль в Пушкинском театре профессору, игравшему на самых качественных немецких инструментах, показался плохим. – Прим. авт.)?

- Вы не поверите, но всему «виной» музыка. Она исцеляет, она помогает отдохнуть, она возрождает. Извините за пафос, но музыка – вещь уникальная. Если найти с ней общий язык. Иногда, бывает, я смотрю футбол или бейсбол по телевизору и одновременно репетирую. Получается, что бы я ни делал, я делаю это с музыкой вдвоем.

СПРАВКА "В"

Раймонд Джексон. Пианист и органист. Профессор. Преподает в  Говардском университете в Вашингтоне. В течение 27 лет профессор Джексон возглавляет фортепианное отделение в Говарде. Занимается исследованием влияния афро-американской музыки на европейскую музыку XIX-XX веков. В России впервые.

Автор : Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»

В этом номере:
Снежный экзамен провален

Власти Владивостока к нынешней зиме готовились. И технику, имеющуюся в муниципальном предприятии «Сигнал», почти всю починили. Буквально за неделю до снегопада она торжественно разъезжала в парадном строю по Владивостоку, демонстрируя «на сухую» полную готовность встретить снег во всеоружии. Как клятвенно божатся ответственные за это чиновники, своевременно в город был доставлен весь необходимый годовой запас песка и соли для посыпки улиц и тротуаров. И своевременно были разработаны, красиво расписаны, а также соответствующим образом утверждены все мобилизационные планы по привлечению коммерческих организаций и дополнительных сил и средств к очистке улиц в зимний период.

Приставы отделились

Министерство юстиции переживает дни реорганизации, в рамках которой в первую очередь судебные приставы обретут полную самостоятельность.

Дебют по-японски

В воскресенье во Владивосток прибыла съемочная группа частной японской телекомпании NTV (Nippon Television), которая готовит для своих зрителей серию репортажей о Транссибе.

Что нам стоит...

Надежду подарила молодым находкинцам краевая программа «Квартира - молодой семье». Сегодня в районе Молодежного жилого комплекса (МЖК) возводится 139-квартирный дом. Уже появились очертания стен, а это значит, что программа не станет очередным парадом обещаний. Для Находки это значимое событие, так как государственное жилищное строительство здесь фактически сошло на нет.

Подарки инвалидам ВОВ

25 автомобилей «Жигули» (ВАЗ-21053) стоимостью 116 тысяч рублей каждый вчера вручил губернатор Приморского края Сергей Дарькин инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания.

Последние номера