Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Экономика, финансы

Строить - значит развиваться

Более 60 лет департамент строительства и архитектуры Приморского края осуществляет государственную политику в области архитектуры и градостроительства, строительства (в том числе реконструкции, капитального и текущего ремонта), промышленности строительных материалов и изделий на территории края. Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора является подразделением департамента строительства и архитектуры администрации Приморского края. Начальник краевой инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Алексей Новиков более 30 лет на страже национальных интересов.

Промышленные объекты и жилье для Приморского края

Более 60 лет департамент строительства и архитектуры Приморского края осуществляет государственную политику в области архитектуры и градостроительства, строительства (в том числе реконструкции, капитального и текущего ремонта), промышленности строительных материалов и изделий на территории края. Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора является подразделением департамента строительства и архитектуры администрации Приморского края. Начальник краевой инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Алексей Новиков более 30 лет на страже национальных интересов. После окончания в 1973 году Владивостокского строительного техникума получил специальность техника внутренних систем и через год пришел работать в инспекцию. В 2003 году окончил Академию государственной службы по специальности менеджер государственного и муниципального управления.  Алексей Новиков - почетный строитель России, награжден Почетными знаками Госстроя СССР, за многолетнюю и безупречную работу отмечен Почетными грамотами губернатора края.

- Чем занимается ваша инспекция?

- Краевая инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора осуществляет контроль за организационно-правовым порядком строительства зданий, сооружений, объектов, а также ведет контроль предприятий, которые изготавливают строительные материалы, используемые на стройплощадках Приморья. Инспекция контролирует соблюдение строительных норм и правил (СНИП) на всех строительных объектах края. Как члены приемочной комиссии участвуем в приеме объектов для эксплуатации. В соответствии с Административным кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» специалисты инспекции составляют протоколы, принимают постановления о наложении штрафов на организации, предприятия и учреждения, допустившие правонарушения в области строительства, независимо от форм собственности. Также участвуем в работе комиссий по расследованию причин аварий строящихся и уже построенных зданий и сооружений. Выдаваемые нашей инспекцией предписания обязательно должны исполняться всеми участниками строительства и производи
телями строительной продукции. Деятельность краевой инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора строжайше регламентирована существующим законодательством в области строительства.

- Чем отличаются заказчики советского периода от современных? Кто сегодня является основным застройщиком?

- До перестройки,  начала 90-х годов, основным заказчиком было государство с огромными государственным финансовыми потоками, которое не успевало осваивать средства и вводить в эксплуатацию объекты. В Приморье крупнейшие предприятия, такие, как заводы «Прогресс», «Аскольд», «Звезда», Дальневосточное морское пароходство, Дальморепродукт, за год вводили около 1 млн. кв. м жилья. На каждом из этих предприятий были собственные отделы капитального строительства (ОКСы) с грамотными специалистами, которые возводили и промышленные объекты, и объекты соцкультбыта:  ведомственные детские сады, Дома культуры, и жилые дома. С учетом возводимых в те годы промышленных объектов союзного значения работать было очень интересно. Также действовали мощные заводы, такие, как КПД-300, ЖБИ-2, ЖБИ-3, Новоспасский цементный завод и другие, выпускавшие строительные материалы - панели, кирпичи и т. д.  Сегодня мы строим в основном жилье, торговые центры, магазины. За год вводится объектов в пять раз меньше, чем раньше, - около 200 тысяч кв. м, из них половина - силами частных застройщиков, которые занимаются малоэтажным строительством, возводят коттеджи. До перестройки такие объекты не брались в учет.

- Если сегодня в Приморье строят в пять раз меньше, чем раньше, то и нарушений, наверное, стало меньше?

- К сожалению, нарушений при возведении любых строительных объектов меньше не стало. Это вызвано рядом причин. Прежде всего, повторюсь, если раньше был только один заказчик  - государство, которое знало все требования законодательства, то сегодня на строительном рынке появилось великое множество участников с огромными деньгами, большинство из них, к сожалению, не имеет элементарных правовых знаний в области строительства. Другая причина  - отсутствие квалифицированных специалистов и отделов капитального строительства у самих застройщиков. Также можно отметить и частые изменения в законодательстве, которые необходимо постоянно изучать и применять в работе.  

- Какие нарушения чаще выявляете в нынешнее время?

- В основном, на 90 процентов, это организационно-правовые нарушения - заказчики начинают объекты без разрешения на строительство, особенно этим грешат во Владивостоке. Другое нарушение - не в полном объеме составлена проектно-сметная документация. Иногда на согласования от проекта до разрешения на строительство уходит почти год. Поэтому многие предприниматели намеренно идут на нарушения,  платят штрафы, но начинают строительство, чтобы не упустить время. Это не связано с какими-то бюрократическими препонами, таковы изменения в законодательстве, мы ведь живем в совершенно другое время и в другом государстве.  Весь процесс согласований проходил проще,   теперь это отдельная тема. Сегодня,  если земля находится в аренде, то необходимо сначала получить постановление под проектирование объекта, только затем закреплять землю под строительство и эксплуатацию сооружения. И не факт, что арендатор сумеет получить столь необходимое разрешение на строительство. Также чиновники могут по окончании срока аренды земли перезаключить договор аренды с другим юридическим или физическим лицом. Собственникам земли также необходимо получать разрешение на строительство любого объекта. Кроме того, сегодня увеличилось количество контролирующих организаций, которых раньше и не существовало, таких как Главное управление по делам ГО и ЧС Приморского края. Не было понятия промышленной безопасности, отсутствовала экспертиза условий труда, законодательство по экологии стало соответствовать современным, более жестким требованиям.  Но если мы хотим жить в правовом государстве, то должны соблюдать законы и подчиняться их требованиям. Заказчики ни в коей мере не имеют права нарушать законы. Иногда приходят предприниматели и заранее «по-честному» предлагают оплатить штрафы за любые нарушения. Я спрашиваю, приходит ли им в голову мысль работать по закону? Так или иначе мы все к этому придем. Нормой жизни станет соблюдение законов, но не уход от них.

- Какие организации или предприятия можно назвать крупными застройщиками?

- По объему строительства жилья - это такие унитарные предприятия, как «Примстройзаказчик» и МУП «Владстройзаказчик». Из компаний, выступающих в роли и заказчика, и подрядчика, -  ЗАО «Востокинвестстрой», ПКК «СПЕКО и Ко»,  «Динас».  Из предприятий, изготавливающих строительные материалы, -  Тереховский завод бетонных изделий. Это новый завод, на котором установлено современное импортное оборудование. Качество продукции Тереховского завода ЖБИ отвечает сегодняшним требованиям стройиндустрии.  Очень плохо, что сегодня финансовое положение большинства предприятий края не позволяет инвестировать строительство промышленных объектов.

Одной из немногих компаний в Приморье, которой удалось не только сохранить свой потенциал, но и блестяще вложить заработанные деньги в развитие производственной базы, является ОАО «Приморнефтепродукт». Необходимо отметить положительный опыт, который интересен тем, что ПНП строит и реконструирует производственные объекты повышенной сложности и риска. В «Приморнефтепродукте» разработан стратегический план строительства и развития компании. Специалисты ОАО «Приморнефтепродукт» тесно работают с краевой инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора, благодаря соблюдению всех нормативных, законодательных норм удается свести до минимума риски и избежать нарушений на всех стадиях строительства, начиная с проектирования и заканчивая сдачей объекта. Я знаком со специалистами департамента капитального строительства этой компании. Они грамотно занимаются оформлением проектной документации, отводом земель, технические службы квалифицированно разрабатывают конструкторские решения реконструкции своих объектов, будь то нефтебаза или АЗС. А это, скажу вам, достаточно сложные технические задачи. Их ОАО «Приморнефтепродукт» успешно решает в нынешних условиях, когда жесткие требования государства к охране окружающей среды, к обеспечению безопасности производственных объектов возрастают с каждым годом. Вопрос особенно актуален для Владивостокской нефтебазы, которая находится практически в центре города. Обратите внимание,  нефтебаза меняется на глазах! Взамен старых возводятся новые современные резервуары. Это, как говорится, одна сторона медали - внешняя. Но наша инспекция знакома и с тем, что делается на самой нефтебазе. Сейчас там завершается реконструкция резервуаров парка темных нефтепродуктов, строится новая железнодорожная эстакада, идет реконструкция пирсов. Предприятие действительно ведет масштабное строительство и реконструкцию производственных объектов. Причем не только во Владивостоке, но и во многих районах края. Это касается и автозаправочных станций. АЗС «Приморнефтепродукт», работающие под торговой маркой НК «Альянс», отвечают всем строительным нормам и правилам, экологически безопасны, на них применяются новые технологии отпуска нефтепродуктов.

- Современному инспектору ГАСН помимо строительной специальности необходимы и другие знания?

- За 30 лет работы я твердо усвоил: строить - значит развиваться. А чтобы хорошо строить,  нужно постоянно учиться, иначе нельзя. Ведь изменилась не только сама страна, мы живем в другом государстве. Изменились и люди. Огромный опыт, который я набрал, работая с настоящими профессионалами, в годы, скажем, интенсивного строительства, помогает мне сегодня осваивать и современные специальности. В строительстве появились новейшие материалы, технологии, неизвестные ранее. Изменились, как я уже отмечал, законы, которые тоже необходимо сначала  досконально изучить, прежде чем требовать их исполнения от других участников процесса.

Автор : Лариса Распутная, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Снежный экзамен провален

Власти Владивостока к нынешней зиме готовились. И технику, имеющуюся в муниципальном предприятии «Сигнал», почти всю починили. Буквально за неделю до снегопада она торжественно разъезжала в парадном строю по Владивостоку, демонстрируя «на сухую» полную готовность встретить снег во всеоружии. Как клятвенно божатся ответственные за это чиновники, своевременно в город был доставлен весь необходимый годовой запас песка и соли для посыпки улиц и тротуаров. И своевременно были разработаны, красиво расписаны, а также соответствующим образом утверждены все мобилизационные планы по привлечению коммерческих организаций и дополнительных сил и средств к очистке улиц в зимний период.

Приставы отделились

Министерство юстиции переживает дни реорганизации, в рамках которой в первую очередь судебные приставы обретут полную самостоятельность.

Дебют по-японски

В воскресенье во Владивосток прибыла съемочная группа частной японской телекомпании NTV (Nippon Television), которая готовит для своих зрителей серию репортажей о Транссибе.

Что нам стоит...

Надежду подарила молодым находкинцам краевая программа «Квартира - молодой семье». Сегодня в районе Молодежного жилого комплекса (МЖК) возводится 139-квартирный дом. Уже появились очертания стен, а это значит, что программа не станет очередным парадом обещаний. Для Находки это значимое событие, так как государственное жилищное строительство здесь фактически сошло на нет.

Подарки инвалидам ВОВ

25 автомобилей «Жигули» (ВАЗ-21053) стоимостью 116 тысяч рублей каждый вчера вручил губернатор Приморского края Сергей Дарькин инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания.

Последние номера