Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Общество

Право на права, или У сильного всегда бессильный виноват

Все мы с вами потребители – товаров, услуг. И есть даже закон, в котором языком канцелярским и не слишком понятным, но тем не менее прописано, на что мы имеем право надеяться, что требовать, заходя в магазин, ремонтную мастерскую или поликлинику. Закон, кстати, не так уж и плох, говорят специалисты.

– Вы поймите, девушка, муж заболел, прийти на концерт не сможет, зачем же мне второй билет? – умоляюще просила средних лет женщина.

– Деньги за билеты возвращаются только в случае отмены концерта, - заученным тоном отвечала девушка в окошке. – Во всех остальных случаях деньги не возвращаются.

– Но как же так? Девушка, я же имею право сдать билет.

– Имеете. В случае отмены концерта.

– Но…

– Отойдите, женщина. Не мешайте!

– Да я в комитет по правам потребителя пожалуюсь!

– Жалуйтесь. Закон на нашей стороне, только нервы потратите.

Возле кассы разыгрались нешуточные страсти.

И знаете, что? Кассир права. Вряд ли сумеет вернуть деньги за неиспользованный билет и отстоять свои права эта женщина. Потому что концертная деятельность у нас законодательно никак не определена. Нет, конечно, налогом она облагается – государство своего не упустит, но с точки зрения прав потребителей – дело безнадежное.

Вы заметили, сколько раз в одном абзаце я употребила слово “права”. На прошедшей неделе его произносили очень часто – шла Европейская неделя качества, недавно был Всемирный день качества. А значит, о правах потребителя вспоминали.

Все верно. Все мы с вами потребители – товаров, услуг. И есть даже закон, в котором языком канцелярским и не слишком понятным, но тем не менее прописано, на что мы имеем право надеяться, что требовать, заходя в магазин, ремонтную мастерскую или поликлинику. Закон, кстати, не так уж и плох, говорят специалисты. И на страницах “В” они не раз поясняли положения этого документа, повторяя много раз одно и то же: защищайте свои права! Вы имеете на это право.

А теперь давайте на минутку отвлечемся от абстрактных статей закона и окунемся в суровую действительность.

Вот как читательница “В” Татьяна Клинкова, которая имела неосторожность заказать в одной весьма известной владивостокской фирме шкаф-купе. Мало того, что его не смонтировали в срок, так  и качество шкафа оказалось весьма сомнительным, а когда Татьяна принялась выяснять судьбу недешевой – и весьма недешевой! – покупки, с ней сначала разговаривали, как с глупеньким, но качающим права ребенком, потом – как с надоедливой мухой, а после и вовсе просто-напросто бросали трубку. Решив отказаться от услуг фирмы, Татьяна неожиданно обнаружила, что вернуть назад свои деньги намного сложнее, чем она ожидала. Ушлые и поднаторевшие в своем деле продавцы засыпали ее сотней юридических терминов, тыкали пальцем в положения закона, и со всех сторон выходило: под эту статью фирма не подпадает, здесь ее деятельность вне компетенции закона, а тут вообще говорить не о чем…

Другую читательницу “В”, принесшую в магазин бытовой техники пылесос со взорвавшимся двигателем, так заговорили словами “экспертиза”, “оплата за ваш счет” и прочими, что в итоге она унесла простейший домашний прибор домой в слезах, твердо уверенная: ничего и никогда ей не добиться.

Вы заметили, читатель, эту странность: ничего, ну решительно ничего в наших продавцах не изменилось с тех перфектных времен, когда “товаровед и директор магазин” были уважаемые люди? Мы по-прежнему с чувством легкого стыда и даже неловкости отвлекаем их, беседующих за прилавком с приятелем, от разговора и просим ответить на вопрос, показать, объяснить… А они всегда дадут нам понять, как же мы в данный момент некстати. О любезной улыбке, подробных разъяснениях, готовности услужить речь может идти только в солидных, следящих за своим имиджем конторах. Ну или там, где работодатель проверяет уровень воспитанности своих служащих, которым придется стоять на передовом рубеже – за прилавком, на телефоне, у кассы… Но даже если внешний лоск наличествует, он пропадает с завидной скоростью, как только покупатель проявляет желание не отдать свои деньги, а вернуть их назад…

Думаю, вы с завидной регулярностью получаете платежки за отсутствующую в доме уже второй год горячую воду, да? И доказать сей простой факт – ну нету воды! - по телефону вы не можете. Как не можете толком узнать и о том, когда же эта вожделенная вода появится в вашем доме. Читатели, звонившие на “Горячую линию “В”, приводили десятки вариантов поведения диспетчеров “Тепловых сетей” – от ответов вроде “денег у нас нет на вашу воду, понятно?” или “сейчас есть более срочные дела” до простого “не знаю” со смачным бросанием трубки непосредственно следом. Конечно, в законе о защите прав потребителей не написано, что продавец или диспетчер обязан быть любезным с покупателем или клиентом, но там четко указано, что платить за то, чего нет, потребитель не должен. Но для того, чтобы осуществить это простое право, потребуется очень много сил, энергии и времени. Иногда – годы, как еще одной потребительнице, четыре (!!!) года отстаивающей в суде свое право вернуть деньги и получить материальную компенсацию за неудачно проведенную косметическую операцию.

Кстати, и Татьяне Клинковой удалось привести в чувство зарвавшуюся фирму только после того, как профессиональный юрист составил ей претензию и перед ребятами, лихо собирающими шкафы-купе, замаячила перспектива суда. У этих женщин хватило решимости и упорства идти до конца.

А сколько владивостокцев, приморцев, россиян, в конце концов, опустило руки и отступилось в самом начале, решив, что защита прав потребителя – самое бесправное мероприятие в нашей стране?

Как говорит сама Татьяна, из своего опыта она вынесла твердое убеждение: защитить свои права можно. Но только отстегнув некую сумму за услуги юриста. Сам в дебрях закона заплутаешь и не выберешься.

У сильного всегда бессильный виноват. Слова дедушки Крылова мы воспринимаем буквально, видя себя в роли ягненка, а продавца или производителя услуг мня всесильным волком. На самом же деле все наоборот.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жемчужина семьи Мальцевых

Маргарита Мальцева на суетящихся вокруг нее корреспондентов «В» и врачей родильного дома № 4 города Владивостока внимания не обращала. Она спокойно и деловито занималась самым важным пока в своей жизни делом – ела. Сосала мамино молоко, и лицо ее дышало покоем и умиротворенностью. Маргарите уже целые сутки! Она у родителей – Татьяны и Максима Мальцевых (на снимке) – первенец.

Бурление киножизни во Владивостоке привлечет к нам большие деньги

Замечаете ли вы, уважаемый читатель, что Владивосток постепенно становится центром киножизни Дальнего Востока. Первый толчок развитию в данном направлении дал, разумеется, кинофестиваль “Меридианы Тихого”.

На международную высоту вышла приморская авиакомпания

Вчера компания «Владивосток-Авиа» получила сертификат Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Депутаты увеличили дефицит

Вчера на очередном заседании городской думы во втором чтении был принят бюджет Владивостока на 2005 год.

Медаль для пастыря

Юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту» был отмечен архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин за весомый вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих. Церемония награждения прошла в среду в Доме офицеров флота. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров лично вручил медаль.

Последние номера