А по тротуарам мрачные идут…

Посмотришь американский фильм: диванчик, свет приглушенный, здоровый мужик душу психологу изливает. У нас - кухня, бутылка, разговоры за полночь. Тоже своего рода психотерапия, только какая-то не очень цивилизованная. Зато своя, родная. Может, специалистов не хватает?

26 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1663 от 26 нояб. 2004

Для россиян характерен синдром выученной беспомощности

Посмотришь американский фильм: диванчик, свет приглушенный, здоровый мужик душу психологу изливает. У нас - кухня, бутылка, разговоры за полночь. Тоже своего рода психотерапия, только какая-то не очень цивилизованная. Зато своя, родная. Может, специалистов не хватает?

Да нет же, выпускают их вузы. Просто мы другие. Какие? Об этом наш сегодняшний разговор с клиническим психологом городского клинико-диагностического центра психотерапии и психопрофилактики Верой Пятановой.

ТЕЛО И ДУША

В здоровом теле здоровый дух. Так нас всегда учили. А если наоборот? Здоровая душа формирует здоровое тело. Непривычно, мириться с этим не хочется, особенно с учетом нашего грубо атеистического прошлого. Однако, как говорит Вера Николаевна, «душа живет в теле, и если она не может достучаться до человека, начинает подковыривать изнутри, подавать болевые сигналы». Нашим душам давно неспокойно, боль свою они по наследству передают. Потому и идут по улицам люди с мрачными лицами, такого только тронь - взорвется. А как иначе? Мало того, что в генной памяти остались стрессы революций, войн, тех или иных перестроек, так и сейчас куда ни глянь - убийства, насилие, кровь. Никуда от этого не деться, поэтому наши адаптационные механизмы пришли в полную негодность. Рассказала, правда, моя собеседница об эксперименте над собаками, которым пришлось с одной платформы на другую перепрыгивать, ища спасения от ударов электрического тока. В конце концов одни отчаялись и решили не двигаться с места, несмотря на боль, а другие продолжали прыгать до тех пор, пока на одной из платформ ток не отключили. Борющихся за жизнь остается все меньше, синдром выученной беспомощности захватывает нас все сильнее, число счастливых людей катастрофически сокращается. «Увидишь на улице улыбающегося человека, - комментирует Вера Николаевна, - первая мысль - не с Шепеткова ли?». Поэтому помощь профессионала необходима практически нам всем.

«Наша задача, - говорит психолог, - научить людей чувствовать себя единственными и неповторимыми, радоваться подаренной жизни, ценить ее. Научись себя любить, и тогда все в жизни изменится. При возникшем душевном комфорте улыбнешься человеку, а он в ответ улыбнется тебе. И скорей всего не понадобятся таблетки, назначения которых почему-то так ждут от нас».

НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Оказывается, в шкале катастрофических ситуаций на втором месте после смерти стоит развод - настолько высоко его разрушительное действие на психику. Ведь некоторые, особенно женщины, еще и накручивают: себя жалко, детей жалко, и вообще - что же этой сволочи я еще не сказала? Дни, недели, месяцы… А жизнь-то уходит. Можно, конечно, взглянуть на происходящее другими глазами и постараться проанализировать ситуацию. Как правило, решившимся на это и нужна помощь профессионала. Любопытно, что нередко к Вере Николаевне приходят женщины, еще сами не понявшие, нужно ли сохранять семью. Смотрит она порой на такую и думает - лучше бы скорей разошлись, чем унижения терпеть и детей мучить. Но не от психолога принятие решения зависит - выбрать свой путь должна сама женщина. И уж если она решает брак сохранить, а специалист видит, что это разумно, работа начинается активная.

Пришла как-то вполне самодостаточная женщина, говорит - не понимает меня муж, детям наши ссоры уже надоели, а он внимания не обращает, ничем не помогает. Развестись, что ли? А вы его просили помочь? Недоумение - разве нужно просить? Сам должен понимать. Вот она, вечная ошибка. Разные мы, совсем разные. И слышим, и видим мы непохоже. Когда клиентка центра наконец согласилась с рекомендациями и обратилась к мужу с просьбой помочь, он с готовностью ответил: «Конечно. А что же ты так долго молчала?». Потому и молчала, что уверена была - сам должен догадаться. А он помощь не предлагал по своей мужской логике - не просит, значит, не хочет. В общем, эту семью, как и многие другие, Вера Николаевна помогла сохранить. Но при этом не устает она напоминать рассказ Марии Арбатовой о своей очень уж некрасивой, ну просто страшненькой, кривоногой однокласснице, выросшей чрезвычайно успешной и счастливой во всех отношениях женщиной. Причина одна - ее очень любила мама, которая всячески внушала дочери, что она лучшая. С этим убеждением и шагает женщина по жизни. Впрочем, успешные мужчины тоже получаются, как правило, из любимых детей.

НАРКОМАН, ПОМОГИ НАРКОМАНУ

Вот уж беда так беда. Именно ее я бы поставила на второе место после смерти. По сравнению с ней развод - это благоухающие цветочки. Буквально накануне нашей встречи пришла к Вере Николаевне несчастная мать - сыну 12 лет, а он уже «замечен». И ведь мама хорошая, любящая. Проблема - одинока, ей и собственное личное счастье еще надо строить, и работать с утра до ночи, чтобы ребенка обеспечить. Как все совместить, как найти время для сына? Долго женщина не верила, что мальчик - начинающий наркоман, пока соседи не убедили. На откровенный разговор он не шел, хотя с мамой у них прекрасные дружеские отношения. Потом уж выяснилось, что не хотел ее тревожить, жалел по-своему. На прямой вопрос в конце концов ответил: «Что ты волнуешься? Всего-то раз попробовал». Вера Николаевна дала четкие рекомендации своей клиентке, посоветовала лучших специалистов по детской наркомании - сама ведь не один год в этой сфере работала. А я задала ей другой вопрос - почему? Что делаем мы не так, почему не удается уберечь самых родных, самых любимых от этой напасти?

«Влечение к удовольствию - уже удовольствие, - сказала моя собеседница, - а удовольствие - это уход от реальности, которая тяжела. Этому мальчику жалко было маму, которая выматывается на работе, помочь он ей пока не в силах, вот и пытался уйти от проблемы». Дети - как наши журналистские диктофоны, с младенчества записывают информацию, но интерпретировать ее могут научиться далеко не скоро. И если поначалу самый главный авторитет - мама, которая всегда права, то потом школа, уличные друзья и - внимание! - телевизор. На экране красивые и сильные пьют пиво, на улице друзья говорят: «Наркотики еще круче!». Верит. Такова уж возрастная психология. Верит до тех пор, пока не появится другой авторитетный человек, который сможет сказать всю правду о наркотиках. Поэтому не надо чураться обществ анонимных алкоголиков или наркоманов - на самом деле это сильные люди, сумевшие побороть беду. Именно они в состоянии рассказать вашему ребенку всю правду о бездне, в которую он целенаправленно направляется.

Когда-то проблемами человека занималась церковь. Проповеди учили, как поступать, исповеди помогали разобраться со своим внутренним миром. Нынче эта миссия перешла к психологам. Нужно это понять и принять. Наедине с собой любой, даже достаточно сильный человек, беспомощен. Поэтому права мама, прибежавшая за помощью, - одной ей проблему сына не решить. А можно ли ее вообще решить? «Можно, - твердо ответила Вера Николаевна. - Нужно только обращаться к профессионалам, не веря слепо рекламе. Пока у нас наркоманов меньше не становится потому, что кое-кто выдает себя за специалиста, желая только заработать на чужом горе, а кое-кто искренне заблуждается, считая, что может помочь. Помочь могут только специально подготовленные люди. Такие в нашем городе есть».

ЖИЗНЬ В ИРРЕАЛЬНОСТИ

Любой психолог может рассказать немало курьезных случаев из своей практики. Вот, например, девчушка, убежденная, что станет популярной актрисой и искренне не понимающая, почему родители против ее планов. С первых минут разговора юная клиентка заявила, что ее призвание - сцена. Но говорила она это хоть и эмоционально, однако отчаянно шепелявя. Какая сцена? Тут логопед нужен, и обязательно психолог, который может помочь человеку вернуться в реальный мир. Так что рассказ о том, как не понимают редкое дарование родители и все окружающие, психолога не удивил.

В копилке Веры Николаевны немало подобных случаев, однако есть и совершенно другие. Например, о том, как удалось мужчину из пут сектантов вытащить. Невероятно трудную работу проделала для этого жена, безукоризненно выполнявшая все рекомендации психолога. Правда, финал оказался неожиданным - потратив массу душевных сил, вернув мужа к нормальной жизни, женщина вдруг ощутила, что стал он ей неинтересен. Что ж, пришлось продолжить работу. На этот раз ради сохранения семьи.

Конечно, мир стремительно меняется. Мы получаем все больше информации, учимся ею правильно пользоваться. Многие уже поняли, как важно любовью воспитывать в ребенке уверенность в своих силах. Из таких детей вырастут успешные взрослые. Только вот пока сами родители, не получившие необходимого «заряда» в детстве, мучаются многочисленными комплексами, страдают по надуманным поводам, портят и свою жизнь, и жизнь близких людей. Нам всем нужна помощь профессиональных психологов. Пора кухонных разговоров прошла. Изменившуюся ситуацию надо принять.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»