Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Политика

Желтый туман

Виля Гельбрас, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, специалист по связям с Китаем, считает недавнюю передачу Россией КНР полутора спорных островов на Амуре серьезным просчетом внешней политики РФ. Об этом он заявил на виртуальной (с использованием телефонной связи и Интернета) пресс-конференции, организованной Клубом региональной журналистики, действующим при поддержке общественной организации «Открытая Россия».

Профессор Гельбрас: острова на Амуре отдали китайцам в обмен на Транссиб?

Виля Гельбрас, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, специалист по связям с Китаем, считает недавнюю передачу Россией КНР полутора спорных островов на Амуре серьезным просчетом внешней политики РФ. Об этом он заявил на виртуальной (с использованием телефонной связи и Интернета) пресс-конференции,  организованной Клубом региональной журналистики, действующим при поддержке общественной организации «Открытая Россия». На вопрос корреспондента «В» о том, не продолжится ли амурский сценарий уступкой другим соседям Южных Курил (этого, во всяком случае в отношении как минимум двух островов, уже не отрицает и глава МИДа РФ Сергей Лавров), а затем - и части Хасанского района Приморья, где капризы пограничной с КНДР реки Туманной буквальным образом смывают российскую территорию, профессор Гельбрас (на фото) ответил: «Теперь я ничему не удивлюсь». Выдержки из стенограммы пресс-конференции мы публикуем ниже.

ПРО УСТУПКУ ОСТРОВОВ

- Я считаю, что это очень серьезный просчет во внешней политике России. Во-первых, если решили отдать острова в варианте «50 на 50» или полностью, то спрашивается: для чего надо было тратить на это 20 с лишним лет? Во-вторых, почему позволяли на протяжении десятилетий заиливать протоку Казакевича, которая была судоходной? Что от этого получает Россия? Думаю, что, кроме хлопот, ничего не получает. Предположим, нам удастся решить эти вопросы более или менее спокойно у себя, хотя я не представляю, как вариант деления островов «50 на 50» может быть сделан бесконфликтно, ведь они все осваивались нашими людьми на протяжении десятилетий... Если дума все-таки согласится на принятие этого предложения, то лично я вижу очень неприятные последствия для нашей страны. Прежде всего китайцы выходят на такой рубеж к нашей границе, когда в любой момент может быть отрезан железнодорожный путь от Западной Сибири на Дальний Восток. Я имею в виду Хабаровск. Создается очень много новых проблем с Хабаровском, с аэродромом в Хабаровске, с режимом взлетов и посадок наших воздушных сил и т. д. Но самое неприятное, что эти последствия выходят за пределы России. Сам принцип, возведенный в международную политику, заставит нас отныне иным образом подходить к решению вопросов Курил, решению спорных пограничных вопросов с республиками Прибалтики.

Возникает очень серьезная проблема с Калининградской областью. Вполне можно представить себе ситуацию, что это первый шаг для того, чтобы аннулировать соглашения, которые касались территорий, которые китайцы считают отторгнутыми от Китая по соглашениям 1858 и 1860 годов. Иными словами, речь идет о Приморье, Сахалине и практически всем Хабаровском крае.

ПРО МЕЖДУНАРОДНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ

- На всех предварительных этапах, когда обсуждались вопросы нашей политики в отношении Дальнего Востока, на Дальнем Востоке, эти сюжеты вообще не возникали. Поэтому откровенно могу сказать, что в шоковом состоянии оказались не только вы, но и мы. Я - один из тех, кто активно выступал, выступает против такого рода решений. Я не понимаю ни логики, ни обстоятельств, которые могли бы заставить пойти на такое решение. Видимо, произошел какой-то торг между сторонами, результатом которого было такое решение. Однако, о чем реально договаривались и на какую уступку в этом плане наше правительство пошло, я не знаю. Есть другой вопрос. Он связан с судьбой Транссиба. У китайцев есть разработанный вариант, который позволяет настолько сократить путь между Дальним Востоком, вернее Кореей, и Западной Сибирью, что Транссиб вообще может выпасть, как говорится, в осадок. Может быть, договорились с китайцами таким образом, что они не вводят в строй свой вариант строительства железнодорожной магистрали, что Транссиб будет продолжать функционировать, а мы в обмен на это отдаем острова.

ПРО КИТАЙСКУЮ ЭКСПАНСИЮ

В принципе, если вы посмотрите на Сибирь и Приморский край, то обжитая цивилизованная часть - это очень небольшая территория.

Дальше - тайга. Что там делать? Если осваивать там какие-то месторождения крупные, да, это действительно интересно. Если такой задачи нет, зачем это нужно? Что в этой тайге делать? А вот вдоль этой обжитой линии вырубка леса идет со страшной силой. Специалисты Всемирной федерации защиты дикой природы прогнозируют, что через 5 лет мы облысеем на Дальнем Востоке. У Китая нет леса - вот и все.

Что касается экспансии, то это политика правительства. Правительство может предотвратить экспансию в любой момент. Для этого у правительства есть все необходимые инструменты. Раньше Россия чувствовала себя большой, великой, способной делать то, что она хочет, а не то, что она может. Вот теперь пришла пора, когда она может делать только то, что она может, а не хочет.

О НЕФТЯНОЙ ТРУБЕ

С точки зрения Китая, труба в высшей степени интересна. С точки зрения России, ситуация гораздо сложнее. Нам невыгодно протягивать нефтепровод в место,  где будет единственный покупатель. Россия вложит гигантские средства в прокладку трубы, а в итоге единственный покупатель будет диктовать нам условия  ее эксплуатации и цену. Это одна сторона дела. Вторая - вывод трубы в любой пункт побережья Тихого океана создаст рынок для многих стран, с множеством потребителей и конкуренцией. Китайцы смогут прийти на этот рынок и купить нефть, которая им нужна. Кстати сказать, китайцы затрачивают нефти на единицу продукции в три раза больше, чем развитые страны. Пусть займутся наведением порядка у себя в стране.

О ВОЗМОЖНОМ КОНФЛИКТЕ КИТАЯ С ТАЙВАНЕМ

Такой конфликт был бы невыгоден России. К сожалению, такой вариант нельзя сбрасывать со счетов, потому что в Пекине постоянно размахивают дубинкой. Ситуация остается достаточно сложной. Нынешний президент Тайваня, на мой взгляд, пытается сделать все возможное, чтобы не обострять положение. В принципе, всему миру был бы невыгоден и вариант объединения Китая и Тайваня. Прежде всего Тайвань много лет фактически существует вне Китая. Там сформировалась определенная общность со своими особыми элементами в языке, поведении, обычаях, даже в кухне. Поэтому огульно называть островитян китайцами было бы неверно. Кроме того, тайваньцы проявили чудеса выдержки, находчивости для того, чтобы добиться таких успехов. Они помогают Китаю - вывозят на материк капитал, строят, создают рабочие места. Но присоединяться не хотят, борются за свою идентичность.

Вообще в Китае существует много диалектов, семь только крупнейших. Китайцы говорят на разных языках. И не случайно в этой стране на протяжении 50 лет проводится кампания создания единого языка. Пока особо больших успехов достигнуто в этой области не было. К достижениям можно отнести только то, что государственный аппарат научился говорить на одном языке, как и учащиеся высших учебных заведений. Но дома у них совсем другой язык. И разница между китайскими диалектами, не побоюсь сравнения, больше, чем между русским, украинским и белорусским языками.

О НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

За таким сотрудничеством - будущее. Пока же здесь есть плюсы и минусы. Дело в том, что ни у нас, ни у китайцев нет четко разработанного авторского права. Но есть договоренности между отдельными научными институтами о разработке тем. Китайцы, не стесняясь, заявляют, что им невыгодно начинать разработку каких-то тем с базового уровня, а выгодно присоединяться посередине или в конце пути, чтобы авторское право осталось у них. Меня сильно тревожит, что китайцы стали приглашать из всех стран, в том числе и из России, ученых, вышедших на пенсию, предлагая очень солидную оплату труда. В нынешних условиях такой пенсионер способен на гибком диске вывезти результаты труда многотысячного коллектива за многие годы. Ведь охрана интеллектуальной собственности у нас совсем не поставлена. Уже есть достаточное число наших высокопоставленных деятелей от космонавтики, которые работают у китайцев и которые передали им довольно много научной документации.

О СМЕШАННЫХ БРАКАХ И ГАСТАРБАЙТЕРАХ

Смешанные браки между русскими женщинами и китайскими мужчинами получают все  большее распространение. Проблема для Китая заключается в следующем:  там с каждым годом меняется соотношение полов в пользу мужчин. Так, по последней переписи, которая прошла в 2000 году, во многих районах Китая на 100 женщин было зарегистрировано 130 и более мужчин. Подсчитано, что к 2020-2040 году 20, а может быть, и 40 млн. молодых китайцев не смогут обзавестись семьей.

Что касается привлечения в Россию рабочих из-за рубежа, то опыт показывает: они нужны там, где идет подъем экономики. Если проанализировать соотношение между числом безработных в городе и числом гастарбайтеров, то станет очевидно, что там, где складывается нормальная экономическая ситуация, нужны мигранты, и там нет безработицы среди россиян. Поэтому до тех пор, пока не будет обеспечен экономический подъем, иностранцам здесь делать нечего, потому что нечего делать россиянам. Вопрос заключается в том, как обеспечить подъем экономики.  Это, действительно, проблема. У России, к моему глубокому сожалению, до сих пор нет стратегии развития в целом и особенно стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Мы сами не знаем, чего хотим. Можно ввезти в страну миллион гастарбайтеров, но они никому не будут нужны, они будут просто болтаться на базарах, что, собственно говоря, и происходит.

Автор : Василий АВЧЕНКО, Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Пепел и «Алмаз»

Ранним воскресным утром 21 ноября, в 6.00 (по среднедальневосточному времени), на российском рыболовном траулере-морозильщике «Алмаз» из-за короткого замыкания в кабельных сетях возник сильный пожар. Судно (порт приписки - Находка, судовладелец - владивостокская компания «Велакс»), следовавшее из южнокорейского порта Пусан в Беринговоморскую экспедицию, находилось в этот момент в точке с координатами 37 градусов 47 минут северной широты и 130 градусов 08 минут восточной долготы в 300 милях от Владивостока и 70 милях от побережья Корейского полуострова.

Чем гордимся?

Сегодня в выставочном павильоне на ул. Батарейной открывается вторая межрегиональная многоотраслевая «Выставка достижений Дальневосточного федерального округа», которая продлится до 26 ноября.

На сердце - холод от квитанций за отопление подъездов

Владивостокский городской совет ветеранов выступил с категорическим протестом против предпринятой ОАО «Дальэнерго» акции по сбору платы за отопление подъездов.

В новый год - без долгов

Потребителям, имеющим задолженность по жилищным услугам (содержание и ремонт жилфонда, услуги вывоза мусора и лифта), предлагается погасить ее до 1 января 2005 г. При этом в квитанциях, которые население получит в декабре, будет отсутствовать пеня, начисленная за несвоевременную уплату.

Эхо прошедших лет

Акция музея им. Арсеньева «Это нашей истории строки» проводится с 23 по 27 ноября в рамках губернаторской акции «Мастера искусств – жителям Приморья».

Последние номера