Чешского легионера вновь изувечили… в праздник согласия и примирения

В день, когда Россия отмечала праздник согласия и примирения, на чехо-словацком участке владивостокского Морского кладбища вандалы в очередной раз надругались над уже отреставрированным памятником. Легионеру снова отбили нос, ухо и «сломали» руку, то есть вернули ему прежний облик, в котором он пребывал последние несколько лет до тех пор, пока ассоциация «Военные мемориалы» в рамках межправительственных соглашений об обеспечении сохранности российских воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в РФ не выделила средства на реставрацию захоронения чешских легионеров, погибших в Приморье в 1918-1920 гг.

16 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1656 от 16 нояб. 2004

В день, когда Россия отмечала праздник согласия и примирения, на чехо-словацком участке владивостокского Морского кладбища вандалы в очередной раз надругались над уже отреставрированным памятником. Легионеру снова отбили нос, ухо и «сломали» руку, то есть вернули ему прежний облик, в котором он пребывал последние несколько лет до тех пор, пока ассоциация «Военные мемориалы» в рамках межправительственных соглашений об обеспечении сохранности российских воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в РФ не выделила средства  на реставрацию захоронения чешских легионеров, погибших в Приморье в 1918-1920 гг.

Работы начались летом нынешнего года («В» сообщал об этом в одном из августовских номеров). Компания “Альфастрой-ДВ”, как генеральный подрядчик, взяла на себя обязательства  к началу лета будущего года полностью восстановить в первоначальном виде  захоронения белочехов: изготовить и установить утраченные элементы ограждения, укрепить его, водрузить на прежнее место ажурные металлические ворота, разобрать и заново сложить подпорную стену из дикого тесаного камня там, где она накренилась. И конечно же привести в порядок все 99 надгробных плит и памятник легионерам, установленный в центре кладбища, где до сих пор уцелела надпись, сделанная славянами на родном языке больше 80 лет назад. Вот как она звучит по-русски: “Дорогая память погибшим солдатам Чехо-Словакии. Здесь лежим мы, солдаты Чехо-Словакии, павшие в бою за право и свободу. Вечная гвардия чести и славы своего народа”.

- Когда мы после праздников вышли на работу, - рассказывает один из работников «Альфастроя-ДВ», молодой парень, – и увидели, что сотворили с памятником какие-то отморозки, честно признаюсь, было желание засесть где-нибудь в кустах с пулеметом…

Понятно, что сказано это эмоционально, «через край». Еще больше понятно, что таким образом согласия и примирения вообще никогда не достигнешь. И даже с отморозками все ясно, на то они и отморозки. Захоронения белочехов находятся на мемориальном участке, как говорится, под самым носом. Одно непонятно: куда смотрит охрана кладбища? Этот риторический вопрос «В» задает, наверное, уже в сотый раз во всех своих публикациях, которые касаются актов вандализма на Морском кладбище: будь то изуродованные надгробия бывших фронтовиков или украденный (не в первый раз) крест с могилы Владимира Арсеньева. Ответа нет...

Да, эта гвардия воевала на стороне белогвардейцев, участвовала в карательных экспедициях, подняла Гайдовское восстание во Владивостоке (тогда погибло около 200 чехов). Но сегодня мы учимся уважительному отношению к смерти, даже бывших противников. Она всех примиряет.

К тому же, покидая Дальний Восток, чехи сказали последнее “прости”. “Мы, разоруженные солдаты чешской армии, прощаемся сегодня с вами, товарищи, граждане Дальнего Востока, - писали они в своем обращении. - Многие из нас были  принуждены штыками воевать против вас, но все-таки этому был положен конец... Мы не забудем, что мы видели, слышали, пережили. Это будет история чешской армии в Сибири, “гунны” в Сибири... Дорогие товарищи, простите, но мы не виноваты в том, что здесь произошло… Группа интернированных солдат чешской армии”.

После этих слов содеянное на чешском кладбище выглядит двойным кощунством.

СПРАВКА "В"

К июню 1918 года во Владивостоке скопилось около 15 тысяч чехо-словаков. Они прибывали сюда эшелонами, чтобы морем, на пароходах отправиться на родину. Их встречал Константин Суханов. Солдат разместили в казармах, они должны  были быть разоружены... Владивостокская городская дума даже рассматривала вопрос о строительстве Чешского дома (для проведения «культурного досуга»), звучало также предложение переименовать ул. Алеутскую в Чешский проспект. Но летом 18-го чехи выступили против красных…

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»