Искусство с большими глазами

Они очень красивы. У них нежная розовая кожа, стройные ноги и потрясающе большие глаза. Они – герои анимэ, искусства, образа жизни, сказки.

12 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1655 от 12 нояб. 2004

Они нереально красивы - нежная розовая кожа, стройные ноги и потрясающе большие глаза – глаза новорожденных оленят. Они громко «някают», выражая этим простым междометием самые разные эмоции. Кто они? Герои аниме - искусства, образа жизни, сказки.

Наверняка многим знакомо это понятие. Ну хотя бы раз в жизни каждый видел японский мультик. А так как в Японии нет больше иных стилей мультипликации, значит, это было аниме.

КОЛОРИТ А-ЛЯ РЮС

Пик популярности аниме в России был лет эдак 10 назад. Многие помнят «Корабль-призрак», «Русалочку», “Кота в сапогах”, “Дюймовочку”… Сегодня с ума сходят от “Сейлор Мун”. А уж кто не слышал про Дорэймона и покемонов? Многие наши соотечественники всерьез увлеклись эротическим аниме - хентай, что переводится как “извращение”. В общем, нестандартная самобытная мультипликация торжественно шагает по миру.

Обо всем этом  мне рассказали отаку. Наши местные владивостокские поклонники аниме. Страстные, не представляющие жизнь без мультипликации. 

Они умеют рисовать и едят исключительно палочками. Они знают тысячи японских имен, готовы часами смотреть телевизор. Во Владивостоке почитатели аниме организовали клуб “Идзуми”, что в переводе означает “источник”. Неиссякаемый родник фантазии и вдохновения. Клубу всего пара месяцев, хотя любители аниме объединились намного раньше - около пяти лет назад. Обменивались кассетами и дисками. Теперь же «Идзуми» решил выходить на массовую аудиторию и пропагандировать обожаемое искусство.

Около 30 членов клуба каждые выходные собираются возле ДКЖД. Там они делятся впечатлениями от новых произведений аниме, рисуют друг друга в анимационных образах. А иногда устраивают просмотры в кинокафе, специально арендуя зал. Кассеты и диски с классикой и новинками аниме заказывают в Москве и Японии, потому что у нас выбор весьма ограничен. При этом деньги за дорогое удовольствие никакого значения не имеют.

ОльгаКоординирует деятельность клуба Ольга. Ее работа с аниме не связана, но японская мультипликация стала хобби, страстью, смыслом. Ольга знает: чтобы познать аниме (нечто большее, чем просто создание мультфильмов), совсем необязательно быть японцем. К тому же из Владивостока, стоящего на стыке культур, до Японии рукой подать.

Восемнадцатилетняя Настя первый мультфильм аниме “Мой сосед Тотторо” посмотрела в пять лет. Однако японская мультипликация по-настоящему захватила ее уже в более сознательном возрасте. Все интересы тринадцатилетних подростков ее окружения сводились к пиву, подъездным посиделкам и казались ограниченными. А Настя любила рисовать. И однажды поняла, что стиль аниме – это то, что она искала. Он как нельзя лучше подошел под ее мироощущение, стал воплощением ее настроений и жизни.

Ольга и Настя потрясающе легко ориентируются во всевозможных направлениях аниме, каждое из которых имеет свое название. Кстати, в хентай они тоже разбираются, не исключая его художественной ценности. Потому что знают: к отдельным вещам японцы относятся куда терпимее нас с вами. К тому же они не привыкли лезть в личную жизнь соседа – пусть кто что хочет, тот то и смотрит.

У Насти на освоение такой художественной техники ушло два с половиной года. Сначала она перерисовывала известных героев, добиваясь автоматизма. А потом появились свои персонажи. И теперь каждый член клуба - счастливый обладатель портрета в Настином исполнении.

Единственное, что омрачает радость российских поклонников аниме, это то, что в родной стране нет собственного стиля мультипликации. Когда-то он был, но теперь ничего лучше, например, “Ну, погоди!” не создано. Отечественные мультипликаторы способны только скупать заграничные технологии. А дух нашей анимации остался в истории. Ольге, которая следит за мировым мультипликационным процессом, это известно.

ВСЕ ВЫРОСЛО ИЗ МАНГА

Ребята из «Идзуми» - только спроси! – просто взахлеб и часами могут говорить о любимом увлечении.

Например, аниме (признанное сокращение от англ. “animation”) начало свой путь по Японии в 1917 году и сразу же заручилось поддержкой японского правительства, которое использовало мультипликационные ролики в агитационных целях. Тедзука Осаму первым взял да и догадался создавать целые мультсериалы, привлекательные конкретно для японской аудитории. В их основу легли популярные комиксы манга, рассказывающие о жизни японцев и рисованные в особом стиле.  

Многие догадались, что на сверхпопулярном аниме можно делать огромные деньги. Японская мультипликация стала шоу-бизнесом. Теперь мультсериалы, непрестанно идущие по телевидению, прерываются даже не рекламой, а пятиминутным роликом того же жанра, но другого содержания.

УЗКОГЛАЗЫЕ – ПОДЛЕЦЫ!

Многим наверняка интересно: ну почему у героев японских мультиков такие большие глаза? Оказывается, это вовсе не следствие комплекса японцев по поводу узких глаз. На самом деле, по понятиям наших заморских соседей, глаза – зеркало души. И чем они больше, тем человек наивней, чище, лучше. По разрезу глаз в японских мультиках без труда можно определить, злой персонаж или добрый - у злодеев глазки всегда маленькие.

Сюжеты аниме неисчерпаемы. Это и повседневная жизнь японцев в Токио, и приключения милых волшебниц, и противостояние роботов, история, спорт, научная фантастика. Есть аниме специально для девочек и для мальчиков. Есть серьезные и смешные фильмы. Героями аниме без проблем становятся и традиционные европейские персонажи – эльфы, гоблины. А действие переносится с гряды островов на все континенты и в другие галактики. Есть даже аниме по “Фаусту”!

Искусство аниме японцы познают еще в школе. Рисовать по-другому они просто не умеют. И любовь к анимации сохраняют до конца жизни.

P. S. Подробнее об аниме во Владивостоке можно узнать на www.kristaworld.narod.ru. и www.izumi.fastbb.ru

Автор: Вера КОНЮХОВА, специально для «В»