Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Происшествия

Жив и буду жить!

Вечером 7 ноября, когда одни сидели за праздничными столами, а другие как трагедию поминали 17-й год, в порту Владивостока ждали буксир «Капитан Лашкаревич» компании «Римско».Это маленькое суденышко, забрав с работающего в зоне двойного кораблекрушения морского буксира «Гриф» немногих уцелевших в Японском море моряков, доставило их к родному берегу.

К сожалению, не все моряки смогли повторить эти слова спасенного Сафара

Вечером 7 ноября, когда одни сидели за праздничными столами, а другие как  трагедию поминали 17-й год, в порту Владивостока ждали буксир «Капитан Лашкаревич» компании «Римско».Это маленькое суденышко, забрав с работающего в зоне двойного кораблекрушения морского буксира «Гриф» немногих уцелевших в Японском море моряков, доставило их к родному берегу.

В истории Приморья это не первая подобная беда. Море безжалостно забирает тех, кто ему служит. В этот раз на двух судах – «Аросе» и «Весте» - находились 42 человека, пока спасти удалось только девятерых. Надежда на спасение других еще теплится, но с каждым часом она становится все более призрачной.

На пирсе в ожидании буксира стоял Фазил Алиев, президент «Римско» - частной компании, благодаря которой продолжают жить почти все спасенные - семь человек. Именно его «Гриф» одним из первых оказался на месте трагедии. Поэтому и пришел он встретить пострадавших. Рядом, прижимая к себе маленькую девочку, переминалась с ноги на ногу женщина с тревожными глазами. Как оказалось, жена того самого Сафара Джанмерзоева с «Веста», который почти двое суток провел в гидрокостюме в обнимку с подвернувшимся под руку бревном в бушующем море. «Все эти дни ни есть, ни спать не могли, - говорит, с трудом сдерживая слезы, женщина. - Но сердце подсказывало, что он жив. Мы все верили». «Я сразу все понял, когда услышал, - поддерживает ее сын-подросток, - сильно испугался, у нас все плакали, но мы все равно знали, что папа вернется». «Теперь все позади, мы его подлечим, в санаторий отправим», - подключается к разговору Борис Мазуров - как он сам представился: «Второй отец Сафара, бывший капитан дальнего плавания». Борис Анатольевич, переполненный эмоциями, не избегает разговора. «Я понимаю ситуацию лучше многих, - говорит он, - все-таки не один год в этой профессии. Когда пропала связь с судном, сразу сердце защемило. Но я надеялся на силу Сафара, знал, что у него хватит опыта. В такой переделке можно за полчаса под воду уйти, просто веру в спасение потеряв, а он двое суток продержался. Горжусь! Знаете, какими были его первые слова, когда наконец на «Гриф» подняли? Назвал номер домашнего телефона и сказал: «Сафар жив! Сафар будет жить!». Когда нам это передали, мы все вместе дома были, от телефона не отходили. Ох, что тут было...».

Вместе с Фазилом Алиевым мы проходим на борт маленького буксира, где в одной из кают лежит Сафар. Обожженное ветром и морозом, распухшее лицо, прикушенная губа. Но даже в таком положении не воспринимаешь его слабым. Невероятного мужества человек. А какая природная сила! Врачи центра медицины катастроф с первого взгляда не находят серьезных проблем - давление, температура в норме. Однако говорят, что лишь после обследования в условиях стационара можно будет точно сказать, каково состояние вновь рожденного. Поэтому Сафара укладывают на носилки и несут в машину - нужно срочно ехать в больницу.

Президент «Римско» любезно соглашается связать нас по телефону с Сергеем Лагуновым, капитаном «Грифа», который уже больше недели не покидает зону поиска. В ожидании связи Фазил Забидович рассказывает мистическую историю, имеющую особое значение для суеверных моряков. Оказывается, придя в день трагедии, 2 ноября, рано утром на работу, сотрудники «Римско» увидели на полу выпрыгнувших из аквариума рыбок - будто предупреждали они о несчастье. В то утро в компании лишь отметили этот факт - обсудить его не было времени, так как немедленно заработал оперативный штаб по спасению.

Наконец на связь выходит капитан «Грифа» Сергей Лагунов. «Чтобы было понятнее, - говорит он, - представьте, что судно идет галсами (зигзагом), стараясь охватить большую площадь. На палубе народ всматривается в море не в два, а в 22 глаза. Получаю с самолета информацию, что к юго-востоку обнаружены два плота. Решил сразу рвануть туда, но какое-то шестое чувство останавливало, ведь совсем недавно мы видели обломки шлюпки. Дай, думаю, задержусь немного. И тут сразу несколько моряков замечают человека на бревне, метрах в 150. Спустили штормтрап, привязали Сафара, подняли. Но это видеть надо - словами не объяснишь. Мы его куриным бульоном и сладким чаем отпаивали. Сильный мужик, быстро в себя пришел. Такому мужеству поклониться нужно».

Двоих спасенных с «Аросы», у которых оказались тяжелые травмы, вертолет снял с борта «Грифа» и доставил в больницу Находки. Еще пятеро моряков с «Аросы», поднятые с воды, оставались на «Грифе», продолжающем поиск.

Чудо или закономерность? Ангел-хранитель спас несколько человек или можно было сохранить жизнь большему числу людей? Вот что ответил на этот вопрос капитан Лагунов: «Чудо плюс закономерность, плюс грамотное руководство штаба, плюс наша борьба и борьба моряков за свою жизнь. Мы были уверены, что поиск нужно вести именно в этом районе. Зная этот район, течение, я сразу сообщил координаты в спасательно-координационный центр и предложил срочно начать воздушный поиск северо-западнее места трагедии. Я отвечаю за свои слова, за свои действия. Если бы поиск - в первую очередь с воздуха - был организован оперативнее, удалось бы спасти больше людей».

...Геройство спасателей. И не надо бояться таких высоких слов. Мужество спасенных. И полнейшая безалаберность, халатность, пофигизм, столь характерные для многих областей нашей жизни.

На пирсе при встрече «Капитана Лашкаревича» я подошла к группе сошедших с буксира спасенных моряков. Собравший их мужчина неожиданно отрезал: «Ни слова газете «Владивосток». Потом, сообщив, что он представитель крюингового (кадрового) агентства, по-видимому, опомнился и добавил: «Только после их разговора со мной». Увы, не заметила, как буквально через две-три минуты все растворились в неизвестности.

Что ж, весьма характерная позиция - и для крюинговой компании, и для реальных судовладельца и оператора: концы в воду. Жестокая мысль может показаться кощунственной, но, боюсь, они даже жалеют, что кто-то выжил и теперь может рассказать лишнее: как грузились суда, как оформляли отход, как обеспечивалась безопасность и т.д. Впрочем, ответы на эти и на многие другие вопросы мы теперь ждем от транспортной прокуратуры и надеемся, что ответы эти будут публичными.

Секрет полишинеля известен всем, живущим в Приморье. Компании, оперирующие судами под удобным флагом, пытаются выжать из своих старых «калош» максимум выгоды, которая не обеспечивается только перевозкой грузов. В судовую роль на древних развалинах активно вписываются и пассажиры, идущие в Японию за автомобилями. Хорошо, если среди них - люди со специальным образованием, которые могут быть полезными в сложной ситуации. Некоторые с суровым морским нравом просто незнакомы. А пассажиров, как свидетельствует косвенная информация, на обоих судах хватало.

Или такой вопрос - почему ушедшая под воду буквально на глазах у спасателей женщина-повар «Аросы» была без спасательного жилета? «Никогда не пойму мужчин, не отдавших свой жилет женщине», - глухо сказал Фазил Алиев. О гибели единственной женщины всем трудно говорить. Президент «Римско» добавил одно слово: «Обидно». Капитан Лагунов тоже был немногословен: «На своем веку я кое-что повидал. Поверьте, удержать плот при таком ветре и такой волне было очень трудно». Не их вина, но они винят себя…

«С морем не шутят», - сказал на прощание Фазил Алиев. Он прав - море не допускает панибратства, безалаберности, погони за золотым тельцом. Оно за это мстит. Правда, чаще всего не тем, кто этим занимается, а в основном простым работягам. Тем нескольким десяткам моряков с «Аросы» и «Веста», надежды на спасение которых остается все меньше.

* * *

…Пока сохраняется хоть малейшая надежда спасти людей - а в зоне поиска продолжают работать суда и авиация, - подводить какие-то итоги спасательной операции, безусловно, рано.

И тем не менее есть вещи, назойливо бросающиеся в глаза и требующие немедленных ответов.

Мы выносим за скобки этого комментария вопросы, связанные с эксплуатацией обоих погибших судов - «Аросы» и «Веста»; полагаем, что транспортная прокуратура - рано или поздно - поделится с общественностью своим видением причин обеих катастроф. Тем более что есть выжившие, живые свидетели, запугать которых, мы надеемся, никому не удастся.

Но есть и другие вопросы, требующие немедленного обсуждения. Не секрет, что авиация под эгидой МЧС впервые поднялась в небо 5 ноября, то есть на четвертый день поиска. Если мы правильно понимаем, первые трое суток местное и региональное управления МЧС экономили? В последнее время, из года в год, вблизи приморского побережья при участии МЧС устраиваются грандиозные показательные шоу со спасением условно терпящих бедствие. Какие только силы там не задействуются! И можно лишь отдаленно себе представить, в какую сумму обходятся такие шоу, регулярно получающие широкое освещение в местной и центральной прессе.

Однако кроме показухи существует еще и реальная жизнь, с реальными трагедиями, с плохими погодными условиями, когда нужно отнюдь не перед телекамерами доказать и показать свое умение спасать людей, оказавшихся на грани гибели.

Три дня раскачки, на наш взгляд, - повод для более чем серьезного разговора.

Второй вопрос. В 1992-93 годах, когда шла повальная приватизация (в том числе в области судоходства и портов), государство вполне разумно оставило в своей собственности ледоколы и спасательный флот. И если раньше в составе Дальневосточного пароходства существовал ЭО АСПТР (экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подъемно-транспортных работ), то последние 10 лет на его месте существует чисто государственная структура - ДВ БАСУ (Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление).

А теперь, как говорят в популярной телепередаче, внимание, вопрос: когда на месте чрезвычайного происшествия появились спасатели ДВ БАСУ?

Ответ: ровно через неделю. Хотя от причалов ДВ БАСУ до места происшествия не более полусуток форсированного хода.

…По морским законам, которым подчиняется весь мир, спасение человеческой жизни на море осуществляется с привлечением всех имеющихся сил и средств и самое главное - бесплатно. Может быть, в этом вся загвоздка?..

…Я не знаю, кто должен отвечать на поставленные вопросы. Полномочный представитель президента в регионе Константин Пуликовский, прославленный министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, прокуратура, кто-то еще…

Но, если оставить их без ответа, трагедии на море, где работают тысячи и тысячи наших земляков, будут повторяться и учащаться.

Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»

Автор : Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жив и буду жить!

Вечером 7 ноября, когда одни сидели за праздничными столами, а другие как трагедию поминали 17-й год, в порту Владивостока ждали буксир «Капитан Лашкаревич» компании «Римско».Это маленькое суденышко, забрав с работающего в зоне двойного кораблекрушения морского буксира «Гриф» немногих уцелевших в Японском море моряков, доставило их к родному берегу.

Виктор Семенович устал

Накануне ноябрьских праздников закончился срок выдвижения кандидатов в мэры Находки. Имя градоначальника второго по значению города Приморья, напомним, станет известно 19 декабря.

Легендарные стволы юбилей «Ворошиловской батареи»

Ровно 70 лет назад – 11 ноября 1934 года приказом высшего военного командования Дальнего Востока батарее № 981 присвоили официальное наименование башенной береговой артиллерийской батареи имени народного комиссара обороны СССР товарища Ворошилова.

«Загрузили» побережье

Тыл ТОФ успешно обеспечил экспедиционный завоз, создав за последние семь месяцев полуторагодовой запас материальных средств в самых отдаленных точках Тихоокеанского побережья (общий объем грузов приближается к 100 тысячам тонн).

Губернатор вручил премии

Вчера в Малом зале Приморской краевой филармонии состоялось вручение премий губернатора Приморского края Сергея Дарькина за заслуги в развитии культуры Приморья. Сумма премии, установленная губернатором, составляет 30 тысяч рублей. Ее обладателями стали 10 работников культуры из Владивостока, Спасска-Дальнего, Находки и Кавалеровского района.

Последние номера