Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Культура, история

Секретная экспедиция в Порт-Артур, или Как лейтенант Гернет стал торговым агентом

100 лет назад, в сентябре-октябре 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, во Владивостоке приступили к операции, которая под пером талантливого писателя могла бы стать занимательной детективно-приключенческой повестью, причем построенной на реальных событиях и людях. Главным исполнителем этой секретной военной операции был Евгений Сергеевич Гернет, имя которого в настоящее время, к сожалению, почти неизвестно. И совершенно напрасно: он был великим тружеником моря, талантливым штурманом-исследователем и прожил немало лет во Владивостоке.

100 лет назад, в сентябре-октябре 1904 года, в самый разгар  русско-японской войны, во Владивостоке приступили к операции, которая под пером талантливого писателя могла бы стать занимательной детективно-приключенческой повестью, причем построенной на реальных событиях и людях. Главным исполнителем этой секретной военной операции был Евгений Сергеевич Гернет, имя которого в настоящее время, к сожалению, почти неизвестно. И совершенно напрасно: он был великим тружеником моря, талантливым  штурманом-исследователем и прожил немало лет во Владивостоке.

Евгений Гернет происходил из дворянского рода потомственных моряков, предки которого прибыли в Россию из Англии еще во времена Петра I. Он родился

31 октября 1882 г. в Кронштадте. По окончании Морского кадетского корпуса в 1902 г. Евгения направили служить на Дальний Восток. В начале русско-японской войны он занимал должность штурманского офицера на кораблях первой Тихоокеанской эскадры. Участвовал  в боевых действиях на миноносце «Лейтенант Бутаков», в ночных разведывательных походах. Неоднократно экипаж миноносца прорывал морскую блокаду Порт-Артура.

Героизм и самоотверженность молодого офицера были по достоинству оценены - за отличие в боях с японцами он был представлен к двум орденам. Третью награду и досрочное звание лейтенанта Гернет получил за выполнение труднейшего задания: ему поручили в  кратчайший срок доставить секретный пакет из осажденного Порт-Артура в Харбин.

Во второй половине сентября 1904 г. Евгения Гернета откомандировали во Владивосток для подготовки и исполнения секретной операции. Командующий флотом Скрыдлов во Владивостоке получил шифрованную телеграмму с приказом: «Безотлагательно организовать экспедицию, секретно погрузить и отправить в Порт-Артур боевые запасы морского и военного ведомств. Лейтенант Гернет, знающий пути приближения к берегам, командируется в Ваше распоряжение для проводки парохода».

Так началась эта отчаянно смелая, фантастическая операция с попыткой помочь осажденному гарнизону крепости Порт-Артур. Больше месяца шла подготовка к необычному рейсу со всеми мерами предосторожности для исключения малейшей утечки информации. Гернет, как гражданское лицо, под именем торгового агента фирмы «Кунст и Альберс» Ивана Блюменталя проживал сначала  в отеле «Версаль», затем в гостинице «Московское подворье» на улице Миссионерской (ныне ул. Лазо). В октябре 1904 г. на зафрахтованном английском пароходе «Карляйль» с грузом для Порт-Артура он тайно покинул Владивосток.

На одиннадцатый день пути в десятибалльный шторм пароход потерял все лопасти винта и стал неуправляемым. Около трех месяцев длился дрейф парохода, он прошел почти пять  тысяч миль, избежал захвата японскими крейсерами, пока не прибился к филиппинскому берегу. В течение нескольких последующих месяцев Гернет ремонтировал судно, транспортировал и сдавал груз на корабли нашей эскадры, возвращался в Россию, минуя район боевых действий. В сентябре 1905 года он прибыл во Владивосток. Так закончилась эта грандиозная затея.

После русско-японской войны Евгений Сергеевич Гернет служил на Балтике. Затем участвовал в первой мировой. Был награжден за отвагу и произведен в капитаны второго ранга. В 1917 году перешел на сторону революции, занимал ряд высоких должностей во флотилиях Балтийского, Черного и Азовского морей.

В 1922 году, уволившись в запас, Гернет возвратился во Владивосток. Он работал капитаном дальнего плавания на дальневосточных линиях, принимал участие в доставке специальных грузов для Кантонской республики Сунь Ятсена в китайские порты Шанхай и Кантон. В период гражданской войны в Китае, в 20-е годы, он в качестве военного советника сопровождал В. К. Блюхера, который был автором так называемого Северного похода.

В 30-е годы Гернет активно занимался проблемами севера, работал начальником гидрографического управления Главсевморпути. Он принимал участие в высокоширотных экспедициях, редактировал лоции полярных морей, в 1933 году с командой ледокола «Сибиряков» открыл острова, получившие название островов Арктического Института.

В этот же период Гернет стал автором двух научных трудов, получивших прекрасную оценку ученых с мировым именем. Математическая основа карт высокоширотных районов Гернета успешно применяется в навигации до сих пор. Ему же принадлежит авторство теории образования и распространения ледников. Свою оригинальную теорию оледенения, которое  распространяется подобно «ледяному лишаю», поражающему тело нашей планеты и влияющему на ее климат, Гернет изложил в книге под названием «Ледяные лишаи (новая теория, общедоступно изложенная)». Книга была издана в Токио на собственные средства автора тиражом всего в 500 экземпляров...

Об  этой теории оледенения мир узнал только в 1956 году, при этом имя Гернета не упоминалось. Так случилось, что мировое признание получила работа американских ученых М. Юинга и В. Донна «Теория ледниковых периодов», по существу повторившая теорию Е. С. Гернета.

Евгений Сергеевич Гернет покинул Владивосток в 1930 году. Судьба приготовила ему немало испытаний, в том числе  аресты и тюрьму в период сталинских репрессий. Умер он в разгар Великой Отечественной, в 1943 году.

Автор : Нелли МИЗЬ, краевед, Олег СТРАТИЕВСКИЙ, сотрудник музея ТОФ, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жив и буду жить!

Вечером 7 ноября, когда одни сидели за праздничными столами, а другие как трагедию поминали 17-й год, в порту Владивостока ждали буксир «Капитан Лашкаревич» компании «Римско».Это маленькое суденышко, забрав с работающего в зоне двойного кораблекрушения морского буксира «Гриф» немногих уцелевших в Японском море моряков, доставило их к родному берегу.

Виктор Семенович устал

Накануне ноябрьских праздников закончился срок выдвижения кандидатов в мэры Находки. Имя градоначальника второго по значению города Приморья, напомним, станет известно 19 декабря.

Легендарные стволы юбилей «Ворошиловской батареи»

Ровно 70 лет назад – 11 ноября 1934 года приказом высшего военного командования Дальнего Востока батарее № 981 присвоили официальное наименование башенной береговой артиллерийской батареи имени народного комиссара обороны СССР товарища Ворошилова.

«Загрузили» побережье

Тыл ТОФ успешно обеспечил экспедиционный завоз, создав за последние семь месяцев полуторагодовой запас материальных средств в самых отдаленных точках Тихоокеанского побережья (общий объем грузов приближается к 100 тысячам тонн).

Губернатор вручил премии

Вчера в Малом зале Приморской краевой филармонии состоялось вручение премий губернатора Приморского края Сергея Дарькина за заслуги в развитии культуры Приморья. Сумма премии, установленная губернатором, составляет 30 тысяч рублей. Ее обладателями стали 10 работников культуры из Владивостока, Спасска-Дальнего, Находки и Кавалеровского района.

Последние номера