Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Приморье пролетает с трубой

Решение о прокладке нефтепровода из Восточной Сибири к Тихоокеанскому побережью (варианты Ангарск - Находка, Ангарск - Перевозная, Тайшет - Находка обсуждаются уже несколько лет) целесообразно отложить на неопределенное время. Такая позиция высказана в опубликованном на днях аналитическом докладе «О возможных направлениях развития инфраструктуры по транспортировке российской нефти», подготовленном фондом «Центр стратегических разработок». Доклад создан по поручению Минэкономразвития РФ и может сыграть ключевую роль при принятии окончательного решения. Напомним, что в октябре, посетив вместе с президентом Путиным Пекин, министр Герман Греф дал понять, что намерен определиться с трубопроводом на восток до конца года.

Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» отменяется?

Решение о прокладке нефтепровода из Восточной Сибири к Тихоокеанскому побережью (варианты Ангарск - Находка, Ангарск - Перевозная, Тайшет - Находка обсуждаются уже несколько лет) целесообразно отложить на неопределенное время. Такая позиция высказана в опубликованном на днях аналитическом докладе «О возможных направлениях развития инфраструктуры по транспортировке российской нефти», подготовленном фондом «Центр стратегических разработок». Доклад создан по поручению Минэкономразвития РФ и может сыграть ключевую роль при принятии окончательного решения. Напомним, что в октябре, посетив вместе с президентом Путиным Пекин, министр Герман Греф дал понять, что намерен определиться с трубопроводом на восток до конца года.

НЕНАСЫТНЫЙ АТР: ХОРОШИЙ АППЕТИТ - ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ

Хотя из года в год Россия добывает все больше нефти с расчетом, естественно, на вывоз за границу, рост экспорта «черного золота» - под большим вопросом. Железнодорожные перевозки углеводородов рентабельны только при мировых ценах на нефть сорта Urals не ниже 25 долларов за баррель - иначе издержки слишком высоки. Транспортировать нефть морем выгодно лишь при наличии супертанкеров и глубоководных портов, куда они могли бы заходить.

Оптимальным видом транспорта для нефти считается именно трубопроводный, но он в России развит однобоко. Сеть нефтепроводов с ориентацией на Европу существует с советских времен, но, как заявляют авторы доклада ЦСР, у России просто нет «стратегического плана развития трубопроводной инфраструктуры по экспорту континентальной нефти Сибири». Это вдвойне тревожно с учетом сегодняшней конъюнктуры: с 1990-го по

2003-й потребление нефти росло главным образом не у Европы, а у стран Азиатско-Тихоокеанского региона и США и составило в прошлом году 53,9 проц. от мирового. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10-15 лет наращивать нефтяные аппетиты будут именно страны АТР, прежде всего Китай и Индия (к 2020 году потребление нефти Китаем вырастет на 92 проц. к уровню 2000 года, а Индией - на все 100 проц.). США, хотя и «кушают» примерно четверть всей сжигаемой в мире нефти, с Азией тягаться не могут, о Европе нечего и говорить: сегодня ее доля в общемировом потреблении составляет 20 проц. и продолжает уменьшаться. Центр спроса смещается на восток, однако, говорится в аналитическом докладе, «Россия практически не присутствует на наиболее быстрорастущих мировых нефтяных рынках», за исключением незначительных объемов экспорта нефти в северо-восточный Китай по железной дороге. Речь идет примерно о 5 миллионах тонн в год, причем основной потребитель нефти в Поднебесной - не северо-, а юго-восток.

Итак, европейская ориентация наших трубопроводов себя исчерпала, роста внутреннего спроса на нефть в России не предвидится. Нефтяники всерьез опасаются падения темпов добычи, затоваривания внутреннего рынка, а может, чего и похуже, учитывая экспортно-углеводородную специфику постсоветской экономики. Вывод очевиден: нужно подобно сказочной избушке повернуться к «загнивающей» Европе задом, а к Азии - передом. Легко сказать...…

ЛЕОПАРД МОЖЕТ СПАТЬ СПОКОЙНО

Аналитики ЦСР считают, что строить планы и тем более сам нефтепровод из Сибири в Приморье бессмысленно без оценки ресурсной базы региона. А воспетая классиком глубина сибирских руд до сих пор «хранит долгое терпенье»: геологоразведочные работы в 1990-е годы практически не финансировались. «Обеспеченность Восточно-Сибирского региона подтвержденными запасами нефти не позволяет говорить о реалистичности планов сооружения в этом регионе новой крупной нефтепроводной инфраструктуры», - говорится в докладе. Без учета месторождений Томской области нефтедобыча в Восточной Сибири к 2010 году не превысит 25 млн. тонн в год, а нефтепроводу для выхода на рентабельность требуется 50. Поэтому до завершения разведки городить огород рано. Хотя различных проектов трубопроводов из Восточной Сибири за последние годы появилось как минимум пять.

Первый, еще юкосовский проект Ангарск - Дацин, на сегодня прочно забыт. «Стратегически проект нефтепровода в Дацин был весьма невыгодным для российских экспортеров и представлял собой частную коммерческую инициативу компании «Юкос», - считают эксперты Центра стратегических разработок. Слабое звено проекта - замкнутость на единственного покупателя и к тому же северо-восток Китая (в самом начале вместо Дацина вообще назывался Пекин, откуда наша нефть могла бы дотечь и до моря - возле китайской столицы имеется сеть трубопроводов).

Вариант сдвоенного нефтепровода до Находки с ответвлением в Китай был не более чем словесной попыткой отыскать компромисс: такая труба потребовала бы уже 80 млн. тонн нефти в год, что сегодня просто нереально. К тому же трубопровод проходил бы недалеко от южного берега Байкала, из-за чего государственная экологическая экспертиза подписала этому проекту «смертный приговор».

Теперь госкомпания «Транснефть» выступает за исправленный и дополненный маршрут «Тайшет - Казачинское - Сковородино - Перевозная». Такой нефтепровод теоретически можно было бы загрузить не только восточносибирской нефтью, но и продукцией скважин Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Труба длиной 4130 километров и диаметром 1220 миллиметров может пройти по территории семи субъектов РФ от Иркутской области до Приморья.

Критики Центра стратегических разработок этот проект тем не менее тоже не выдержал. Первая претензия - издержки: прокладка нефтепровода в столь сложных условиях (около тысячи километров - в скальных грунтах и зонах вечной мерзлоты, почти 500 - по болоту) оценивается в 14-15 млрд. долларов, то есть каждый километр обойдется в 3,4 миллиона «зеленью». Правда, указывают авторы доклада, «природа подсчетов «Транснефти» по стоимости строительства не предъявлена обществу». Если помните, все начиналось с 4-6 миллиардов...…

Второе возражение носит экологический характер: в бухте Перевозной Хасанского района гуляет перед нерестом лосось, совсем рядом расположен единственный в стране морской заповедник. В зону потенциального заражения попадает и заповедник Кедровая Падь вместе с заказником «Барсовый», где доживают свой век последние не то 30, не то 40 особей дальневосточного леопарда.

Наконец, вообще непонятно, кто заполнит трубу нефтью, если она даже будет построена: «Юкос» находится, мягко говоря, в сложном положении, у «Роснефти» недавно сменился собственник. «Когда основные месторождения нефти Восточной Сибири… не имеют легитимных либо готовых к стратегическому планированию разработчиков, проект нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» вообще не является продуктом потребности нефтедобывающих компаний», - говорится в докладе. Другими словами, проект Тайшет - Перевозная на сегодня - не более чем инициатива чисто транспортной компании «Транснефть», никому, кроме последней, не нужная.

ТРУБА ИГРАЕТ ЧЕЛОВЕКОМ…

Признавая, что восточный проект гораздо выгоднее всех остальных в стратегическом отношении, так как дает выход на самый перспективный мировой рынок - азиатско-тихоокеанский и к тому же не предполагает транзита по чужой территории, аналитики ЦСР тем не менее выносят однозначный вердикт: «Форсированное принятие решения по строительству дорогостоящего нефтепровода в восточном направлении… представляется преждевременным». Его, цитируем далее, «целесообразно отложить до прояснения всех озвученных выше вопросов, возможно, на несколько лет».

Доклад носит предварительный характер и разработан в расчете на дальнейшую дискуссию. Однако страницы, посвященные тихоокеанскому нефтепроводу, такую дискуссию предполагают едва ли. Влиятельность Центра стратегических разработок не вызывает сомнений: в Совет и Попечительский совет ЦСР входят в том числе высшие чины администрации президента, ведущие члены правительства, авторитетнейшие ученые. Регионы же вообще оказались не у дел: пока дальневосточные губернаторы всеми силами перетягивали одеяло непостроенного нефтепровода на себя и пытались «сыграть на трубе», выяснилось, что дело и правда - труба.

А значит, грош цена подписанным ранее международным соглашениям. Правда, Китай понял, что не получит нефтепровод из Сибири, еще тогда, когда российское правительство предпочло тихоокеанский вариант. С Японией ситуация сложнее. Возможно, она не разделяет разочарование Поднебесной: хотя японцы и выражали готовность проинвестировать строительство трубы с конечным пунктом в Приморье, ряд наблюдателей склоняется к тому, что главной целью Страны восходящего солнца был срыв строительства нефтепровода в Китай, что в итоге и случилось.

Совсем как в детских стихах, где А и Б сидели на трубе. Помните? А упало, Б пропало, о трубе можно забыть.

СПРАВКА "В"

Фонд «Центр стратегических разработок» - некоммерческая организация, образованная в 1999 году. Идею о создании подобной структуры высказал Владимир Путин в свою бытность премьер-министром. Несмотря на неправительственный статус фонда, в его деятельности принимает участие ряд министров и других высокопоставленных чиновников. Высший коллегиальный орган управления ЦСР – Совет фонда - возглавляет министр экономического развития и торговли России Герман Греф.

Автор : Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Жив и буду жить!

Вечером 7 ноября, когда одни сидели за праздничными столами, а другие как трагедию поминали 17-й год, в порту Владивостока ждали буксир «Капитан Лашкаревич» компании «Римско».Это маленькое суденышко, забрав с работающего в зоне двойного кораблекрушения морского буксира «Гриф» немногих уцелевших в Японском море моряков, доставило их к родному берегу.

Виктор Семенович устал

Накануне ноябрьских праздников закончился срок выдвижения кандидатов в мэры Находки. Имя градоначальника второго по значению города Приморья, напомним, станет известно 19 декабря.

Легендарные стволы юбилей «Ворошиловской батареи»

Ровно 70 лет назад – 11 ноября 1934 года приказом высшего военного командования Дальнего Востока батарее № 981 присвоили официальное наименование башенной береговой артиллерийской батареи имени народного комиссара обороны СССР товарища Ворошилова.

«Загрузили» побережье

Тыл ТОФ успешно обеспечил экспедиционный завоз, создав за последние семь месяцев полуторагодовой запас материальных средств в самых отдаленных точках Тихоокеанского побережья (общий объем грузов приближается к 100 тысячам тонн).

Губернатор вручил премии

Вчера в Малом зале Приморской краевой филармонии состоялось вручение премий губернатора Приморского края Сергея Дарькина за заслуги в развитии культуры Приморья. Сумма премии, установленная губернатором, составляет 30 тысяч рублей. Ее обладателями стали 10 работников культуры из Владивостока, Спасска-Дальнего, Находки и Кавалеровского района.

Последние номера