Отмороженная езда

Для автомобиля зимние холода - такое же испытание, как и для человека. Аргументы типа «он железный» не проходят: чтобы у автомобиля не появились сезонные болезни, к зиме его нужно готовить. Двух одинаковых машин, конечно, не найти: смешно ожидать аналогичного поведения на гололеде от ископаемой «копейки» с лысой резиной и вылизанного «крузака» в кузове «охотник». Есть даже категория водителей, так называемых подснежников, превращающихся на всю зиму в убежденных пешеходов и трезвым радостям вождения предпочитающих альтернативные. Но лишить себя средства передвижения (или роскоши) согласится далеко не всякий. Да и машине, рассчитанной на эксплуатацию, вряд ли понравится несколько месяцев прозябать в гараже. В старых автомобильных афоризмах «внедорожник застрянет там, куда обычная машина не поедет» и «чем круче джип - тем дальше идти за трактором», безусловно, есть сермяжная правда. Если подходить с умом, зиму с удовольствием перенесет любая машина.

5 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1652 от 5 нояб. 2004

Зима. Водитель, торжествуя, на джипе обновляет путь

Для автомобиля зимние холода - такое же испытание, как и для человека. Аргументы типа «он железный» не проходят: чтобы у автомобиля не появились сезонные болезни, к зиме его нужно готовить. Двух одинаковых машин, конечно, не найти: смешно ожидать аналогичного поведения на гололеде от ископаемой «копейки» с лысой резиной и вылизанного «крузака» в кузове «охотник». Есть даже категория водителей, так называемых подснежников, превращающихся на всю зиму в убежденных пешеходов и трезвым радостям вождения предпочитающих альтернативные. Но лишить себя средства передвижения (или роскоши) согласится далеко не всякий. Да и машине, рассчитанной на эксплуатацию, вряд ли понравится несколько месяцев прозябать в гараже. В старых автомобильных афоризмах «внедорожник застрянет там, куда обычная машина не поедет» и «чем круче джип - тем дальше идти за трактором», безусловно, есть сермяжная правда. Если подходить с умом, зиму с удовольствием перенесет любая машина.

СО СТАРЫМ АККУМУЛЯТОРОМ - ЭТО НЕ ЖИЗНЬ! (© Юрий  Деточкин)

Первый зимний экзамен для автомобиля - это утренний пуск после многочасового отдыха морозной ночью, тем более не в гараже, а на продуваемой стоянке. Поэтому в аккумуляторе нужно быть уверенным, как в самом себе. При низких температурах ненадежная батарея, пусть она все лето работала как часы, не держит заряд и к утру может запросто «умереть» (точно так же, как на морозе быстрее садятся мобильные телефоны). И тогда придется искать отзывчивых водителей, согласных дать «прикурить» от своего аккумулятора. Так что специальные провода для прикуривания в багажнике лишними не будут. Хотя, разумеется, лучше просто вовремя заменить полудохлый аккумулятор на исправный, ведь кривые стартеры остались в прошлом, а скупой платит дважды. Заботливые автовладельцы еще и укутывают аккумулятор теплой «одежкой», дабы он медленнее остывал при стоянке, а на многих новых машинах такой кожух даже предусмотрен конструкцией.

Но какими бы надежными ни были аккумулятор, стартер и другие узлы, раскрутить двигатель на морозе им будет очень сложно, если в мотор залито летнее масло с высоким уровнем вязкости: с понижением температуры оно загустевает. Приморье, конечно, не Якутия. Автомобилисты, в течение всей зимы не выезжающие из южного, портового и по этим причинам сравнительно теплого Владивостока, нередко обходятся всесезонным маслом типа 10W40. Рассчитывающие выбираться в центральные и северные районы края предпочитают уже чисто зимний индекс вязкости 5W. А у автолюбителей из Сибири и с Крайнего Севера в почете «нулевое» моторное масло.

Однако завести двигатель - полдела. С приближением морозов оживляются вечные дискуссии о том, какие шины лучше: зимние или всесезонные, если зимние - то обычная «липучка» или шипы (оптимистов, ездящих по снегу на летней «шоссейке», мы в расчет не берем). Зимние, летние и всесезонные шины различаются не только рисунком протектора, но и качествами: зимняя резина на морозе не должна дубеть. Выбор шин - дело вкуса, есть у нас и «зимники», и «всесезонщики». А вот шипы, столь популярные на западе и севере России, во Владивостоке не в почете. Одно дело, если дороги постоянно покрыты снегом и льдом. И совсем другое, если вы перемещаетесь только по оживленным дорогам малоснежного в общем-то Владивостока, которые в своей массе либо специально очищаются от снега, либо быстро раскатываются тысячами машин (о межквартальных проездах речь, понятно, не идет).

К зиме в бачок омывателя стекол заливается специальная незамерзающая жидкость, проверяется и система охлаждения. По-хорошему профилактика полезна всей машине. Ведь есть чисто зимние болезни, связанные, например, с износом сальников и т. д.

НЕ ДАЙ СЕБЕ ЗАМЕРЗНУТЬ!

Настоящие «отморозки» не ограничиваются проверкой аккумулятора, сменой масла и резины. Они устанавливают особые зимние дворники: их резинки не дубеют и не примерзают к стеклам. Обладатели же обычных дворников в суровые дни ставят их торчком - против того же примерзания. Конструкции некоторых машин, например «маркообразных», предусматривают и специальное зимнее положение дворников - не под капотом, а немного выше, где их не так засыпает снегом.

Некоторые водители, особенно дизельщики, на зиму утепляют моторный отсек: накрывают сам двигатель войлоком, а перед радиатором ставят картонку или кусок линолеума, чтобы морозный воздух не так агрессивно врывался в машину. Тут главное - не забыть весной «раздеть» мотор, чтобы не перегреть его (хотя многие владивостокские водители, избалованные японским качеством, считают утепление моторного отсека ненужным пережитком советско-ВАЗовских времен). Из других зимних «фишек» отметим предпусковые электрические подогреватели двигателя, специальные аэрозоли на основе эфира и т. д. Но для наших условий это скорее экзотика. А вот положить на зиму резиновые коврики под ноги - другое дело: не так хлопотно будет убирать из салона растаявший грязный снег с обуви.

С осенним похолоданием в автомобилях, как и в помещениях, начинается отопительный сезон. Прогрев необходим не только водителю, но и машине: зимой двигатель нужно дольше греть перед началом движения, такого же внимания требуют и трансмиссия с ходовой частью. В этой области существует несколько «сект»: одни добросовестно прогревают двигатель до рабочей температуры, другие предпочитают прогрев на ходу на малой скорости, третьи оставляют ключи сторожам на стоянке. Продвинутые предпочитают специальные сигнализации: с их помощью можно завести машину на расстоянии, чтобы, дойдя до нее, сразу начать движение.

В багажниках появляются чисто зимние аксессуары: скребок, с помощью которого можно очистить стекла от намерзшей снаружи влаги (для этой цели с успехом применяется и обычный пластмассовый подкассетник), лопата для «освоения целины», специальные аэрозоли для удаления инея, смазка от замерзания дверных замков или примерзания самих дверей к резиновому уплотнителю. Вообще зима - испытание не только для автомобиля и мастерства водителя, но и для кошелька последнего. Машина начинает больше «есть» - за счет той же печки, включенных фар, подключения дополнительных ведущих колес у соответствующих автомобилей и т. п.

Владивостокская зима, повторим, сравнительно щадящая. Однако и у нас, как правило, случается несколько снегопадов, когда город входит в ступор, дорожные службы оказываются не в состоянии выполнять свои обязанности, а с обледеневших сопок десятками скатываются беспомощные машины, больно ударяясь друг о друга. Остается только пожелать автолюбителям поскорее пережить зиму и заняться другими заботами. Например, ремонтом разбитой на зимнем гололеде и весенних ямах подвески.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»