Японское море чернеет. От горя

Только вчера мы рассказали читателям «В» о гибели в северо-восточной части Японского моря, недалеко от побережья Приморья (мористее Преображения) теплохода «Ароса», шедшего с грузом угля из Находки на Японию. Тогда из 15 человек экипажа удалось поднять из воды семерых, женщина-повар погибла, еще семь моряков числятся пока пропавшими без вести.

4 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1651 от 4 нояб. 2004

Гибель судов становится нормой?

Только вчера мы рассказали читателям «В» о гибели в северо-восточной части Японского моря, недалеко от побережья Приморья (мористее Преображения) теплохода «Ароса», шедшего с грузом угля из Находки на Японию. Тогда из 15 человек экипажа удалось поднять из воды семерых, женщина-повар погибла, еще семь моряков числятся пока пропавшими без вести.

И еще не успела высохнуть типографская краска вчера утром на свежем номере газеты, как пришло новое тревожное сообщение. Поздним вечером того же дня, 2 ноября, из того же района Японского моря подало сигнал «SOS» еще одно судно – лесовоз «West», следовавший под монгольским флагом из одного из портпунктов северного Приморья с грузом леса на Японию. Сразу после сигнала «SOS» сработал и аварийный радиобуй, в автоматическом режиме выдавший координаты терпящего бедствие лесовоза: 43 градуса 36 минут северной широты, 136 градусов 15 минут восточной долготы – приблизительно на траверзе поселка Ольга. Несмотря на то, что с момента подачи сигнала тревоги и ко времени подписания этого номера «В» в печать прошло более полусуток, спасательные службы обладали минимумом информации.

В результате шторма и последовавшего устойчивого крена возникла угроза для судна и людей, из-за чего капитаном было принято решение сбросить в море «караван» - палубный груз леса. После этого связь с судном исчезла и на 14 часов вчерашнего дня восстановлена не была...… В район, откуда поступил сигнал «SOS», Владивостокским и Сахалинским спасательно-координационными центрами немедленно были направлены суда, находившиеся ближе всех к месту трагедии, – лесовоз «Аркадий Дуденков», рыбацкие суда «Крымский» и «Валерий Кузьмин», идущий со стороны пролива Лаперуза сухогруз ОАО «ДВМП» «Красногвардеец», морской буксир ЗАО «Римско» «Гриф». С рассветом в район поиска вылетел самолет морской авиации ТОФ. Ближе к полудню к нему присоединился вертолет ОАО «Владавиа». Однако и на вторую половину вчерашнего дня никакой новой информации не появилось. Радиооператоры, чутко вслушивающиеся в эфир, позывных теплохода «West» не слышат, на воде участникам спасательной операции к моменту подписания этого номера обнаружить тоже ничего не удалось…

…Согласно судовой роли на момент подачи сигнала «SOS» на борту гибнущего лесовоза находились 27 моряков...

Два судна, терпящих бедствие менее чем за одни сутки, – не слишком ли дорогая цена для «процветания» того поистине безумного судоходного бизнеса, что набирает в крае все большие и большие обороты?.. Старые «калоши», которым место давным-давно на кладбище кораблей, с легкостью покупаются и перепродаются крохотными судоходными компаниями, зарегистрированными на Кипре, Багамах или каких-нибудь экзотических островах-государствах Фунуфути. Суда же при этом регистрируются под еще более экзотические флаги. «Ароса» шла под флагом Кампучии, «West», как было сказано выше, под флагом Монголии – вот уж действительно великая морская держава. Нас, однако, мало волнует, что было нарисовано на «железе»; мы точно знаем, что оба экипажа были укомплектованы приморскими моряками, преимущественно из Находки. Знаем и то, что в Приморье находятся если не скрытые владельцы, то вполне официальные операторы обоих судов.

Сколько «похоронок» разнесут в ближайшее время по домам и семьям?.. И что об этом думают представители Морского регистра, службы капитанов портов, которые регулярно подписывают документы, позволяющие древним развалинам сниматься в очередной рейс? В цивилизованных странах мира «удобный» флаг служит для портовых властей сигналом тревоги. У нас он, похоже, стал сигналом легкой наживы, настоянной на моряцких жизнях...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»