Россия под скальпелем

Передача Китаю спорных островов на Амуре дала новый толчок активности «японских реваншистов», требующих возвращения Стране восходящего солнца северных территорий, они же – Южные Курилы. А может, и не в урегулировании китайско-российского пограничного вопроса дело, но факт остается фактом: японцы требуют подписания мирного договора и передачи островов все настойчивее. Возможно, поэтому участившиеся встречи российских и японских официальных лиц не то чтобы замалчиваются, но не освещаются так широко, как другие подобные мероприятия.

4 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1651 от 4 нояб. 2004

Соседи вновь требуют Южные Курилы. Их шансы высоки как никогда?

Передача Китаю спорных островов на Амуре дала новый толчок активности «японских реваншистов», требующих возвращения Стране восходящего солнца северных территорий, они же – Южные Курилы. А может, и не в урегулировании китайско-российского пограничного вопроса дело, но факт остается фактом: японцы требуют подписания мирного договора и передачи островов все настойчивее. Возможно, поэтому участившиеся встречи российских и японских официальных лиц не то чтобы замалчиваются, но не освещаются так широко, как другие подобные мероприятия.

Напоминаем: в июне на саммите «большой восьмерки» в Си-Айленде была достигнута договоренность о том, что в начале 2005 года Владимир Путин посетит Японию. 19 октября в Москве прошли консультации замминистров иностранных дел России и Японии, и примерно в это же время полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский обсуждал намеченный зарубежный визит Владимира Путина с новым генконсулом Японии в Хабаровске. Совсем недавно новый министр иностранных дел Японии Нобутака Матимура посетил
Москву. Наконец, японская делегация на встрече с депутатами Госдумы вновь поставила вопрос о возвращении Южных Курил Японии.

Группа по связям с парламентом Японии существует в Госдуме РФ не первый день и насчитывает 89 депутатов. Возглавляет ее вице-спикер Георгий Боос, который и поручил депутату от Приморского края Виктору Клюсу 20 октября провести встречу с японской политической делегацией, в которую входили представители МИДа, разведки и других структур. За день до встречи с зарубежными коллегами члены группы провели встречу между собой; благодаря Виктору Клюсу в распоряжении «В» оказалась полная стенограмма с обоих мероприятий, выдержки из которой мы публикуем сегодня.

1. КТО КОМУ ДОЛЖЕН? (общее собрание депутатов Госдумы - членов группы по связям с парламентом Японии, 19 октября)

Георгий Боос, зампредседателя Госдумы РФ: «Где-то в последние полгода территориальная тематика в Японии активизировалась. Многие из вас знают про маневры на прогулочном пограничном катере, который совершил премьер-министр Коидзуми перед нашими островами. В плане была заложена даже высадка на остров, но в последний момент от этой идеи отказались, поскольку Коидзуми оказался бы простым нарушителем границы. Подписание мирного договора и развитие наших отношений с японской стороной ставится в зависимость от решения территориального вопроса, предметом разговора являются четыре острова (Шикотан, Итуруп, Кунашир и группа Хабомаи. – В. А.). К сожалению, мы немножко обременены теми решениями, которые были подписаны в Красноярске еще президентом Ельциным...… У нас есть тоже со своей стороны претензии к японцам. В советский период мы не могли поднимать вопросы, скажем, по долгам Японии России, но в постсоветский период, когда Россия признала себя правопреемницей долгов и стала платить по долгам, она получила право требовать погашения долгов. В том числе это касается возврата Японией золота Колчака, золота атамана Семенова и царского золота, которое было еще раньше размещено в качестве депозита по военному заказу царским правительством. Военный заказ был изготовлен, но на поставку был наложен мораторий в связи с тем, что Япония вступила в первую мировую войну. Судьба этого золота неизвестна... Есть претензии по оккупации Дальнего Востока, по интервенции».

Кирилл Черевко, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН: «Я считаю, что по юридическим основаниям у нас есть право отстаивать наши интересы в отношении Южных Курил».

Виктор Клюс, депутат Госдумы: «Японская сторона планомерно проводит работу по закреплению своего присутствия на Курильских островах. Безвизовый обмен, регулярное посещение японскими делегациями Курильских островов, бесплатные японские школы, изучение японского языка на наших Курильских островах и т. д. Мы не должны отвернуться от позывов японской стороны к ведению контактов, но мы должны с вами охладить их пыл к нашим южным территориям. Разбрасываться островами мы не можем».

Тамара Плетнева, депутат Госдумы: «Мы своей земли отдавать не должны...… Вот опять поездка Путина, опять ничего не знаем, чего он там подписывал, по каким границам с Китаем. Вот сразу следом, пожалуйста вам и Япония со своими претензиями...».

Павел Пожигайло, депутат Госдумы: «Мы не должны идти на поводу у чиновников МИДа. Потому что чиновники МИДа, как люди карьерные, думают о своей карьере».

Юрий Кузнецов, японовед, несколько лет работал в посольстве России в Японии: «Мирный договор нам в общем и в целом и не нужен... Я думаю, что России вполне достаточно расширения НАТО на восток. К чему все привело и приводит, мы хорошо поняли. Так надо не допустить того, не допустить расширения американо-японского союза на север. Мы не должны отдавать эти острова ни в коем случае».

2. КОМУ ЗДЕСЬ ЖИТЬ? (встреча депутатов Госдумы с делегацией из Японии, 20 октября)

Г-н Фунахаси, председатель спецкомиссии по вопросам северных территорий при префектуральном собрании Хоккайдо: «Из 17 тысяч японцев, проживавших на островах, сейчас осталось около половины, в живых осталось около восьми тысяч человек. Средний возраст их составляет 75 лет. И сейчас, когда люди, ранее проживавшие на островах, достигают все более преклонного возраста, мы возлагаем большие надежды на то, что усилиями правительств Японии и России территориальная проблема будет решена как можно скорее».

Г-н Ямамуто, член правления Союза жителей Кисимских и Хабомайских островов, родился на одном из ныне спорных островов: «Живя там, я чувствовал всем своим телом, что это моя родина. И вот три года тому назад я впервые получил возможность посетить свои родные места... Я обращаюсь к вам с искренней просьбой как можно скорее вернуть эти северные территории».

Г-н Сасаки, представитель ассоциации председателей Собрания малых городов и поселков округа Немуро: «Пожелание, чтобы эти четыре острова были возвращены, основано на нашем желании жить там и обосновано международным правом. И мы искренне надеемся на то, что проблема будет решена в самые кратчайшие сроки».

Тамара Плетнева, депутат Госдумы: «Со стороны нашей страны тоже есть ряд претензий… Считаю, что самое неблагодарное дело - это пересмотр границ второй мировой войны. Эти границы должны быть незыблемы и непересматриваемы. А отношения между Россией и Японией должны быть дружескими».

Валерий Зубов, депутат Госдумы: «Нет сейчас мирного договора или будет мирный договор, воевать мы все-таки никогда больше не будем. Сдерживать развитие экономических отношений из-за того, что мы пока не нашли приемлемого политического решения для обеих сторон, не стоит».

P. S. «Охладили пыл японцев» депутаты Госдумы, как того хотели, или нет - покажет время. Вместе с тем очевидно, что парламент сегодня не может вести сколько-нибудь самостоятельной политики. И в конечном счете Федеральное собрание, как ни печально сознавать, поддержит любую инициативу, исходящую от высшего должностного лица государства. А оно, это лицо, однозначных заявлений о курильской проблеме не делает. Не далее чем в минувший вторник Владимир Путин встречался со своим полномочным представителем на Дальнем Востоке Константином Пуликовским, который рассказал президенту «о реакции некоторых общественных организаций Дальнего Востока» на подписанное 14 октября в Пекине соглашение о восточной части российско-китайской границы. Согласно сообщению пресс-службы полпредства, президент попросил Константина Борисовича передать дальневосточникам, что в пограничном вопросе между нашими государствами поставлена точка, Россия и Китай проявили государственную мудрость и вышли на сбалансированное, отвечающее взаимным интересам решение: впервые в истории российско-китайских отношений граница на всем ее протяжении будет юридически оформлена и установлена на местности.

Эти формулировки буквально повторяют сказанное Владимиром Путиным в Китае. Интереснее другое: президент заявил, что «ни у кого из дальневосточников не может быть оснований проводить аналогию между решением территориальных вопросов между Россией и Китаем и между Россией и Японией». Тем самым президент дал ответ дальневосточникам, уже испугавшимся, что передача спорных островов Китаю продолжится скорой передачей Южных Курил Японии. Между тем подробной информации о новом прохождении российско-китайской границы нет даже у властей Хабаровского края. И эта лаконичность заставляет, к сожалению, строить догадки. Если для проведения аналогии «нет оснований», следует ли понимать это в том смысле, что в решении российско-японского спора все будет по-другому и Россия потеряет не полтора, а, скажем, четыре острова? И в этом вновь будет «проявлена государственная мудрость»?

Автор: Подготовил Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»