Пять поправок и одна поддержка

Инициированная президентом РФ в условиях «угрозы территориальной целостности» процедура фактического назначения глав субъектов федерации встречена с пониманием как в Госдуме, принявшей на прошлой неделе соответствующий законопроект в первом чтении, так и в самих субъектах. Приморье не стало исключением: предложенные нашим Законодательным собранием поправки не выпадают из общего ряда благих пожеланий, направленных в центр законодателями других регионов.

3 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1650 от 3 нояб. 2004

Как стянуть одеяло с президента?

Инициированная президентом РФ в условиях «угрозы территориальной целостности» процедура фактического назначения глав субъектов федерации встречена с пониманием как в Госдуме, принявшей на прошлой неделе соответствующий законопроект в первом чтении, так и в самих субъектах. Приморье не стало исключением: предложенные нашим Законодательным собранием поправки не выпадают из общего ряда благих пожеланий, направленных в центр законодателями других регионов.

На октябрьской сессии ЗС Приморья, состоявшейся в канун рассмотрения данного вопроса Госдумой, было принято постановление № 9160: «Поддержать проект федерального закона № 93081-4 “О внесении изменений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” с учетом поправок Законодательного собрания».

Принятые в качестве приложения пять поправок, по характеристике председателя ЗСПК Сергея Сопчука, «ограничивают возможность давления на законодательный орган. Похожие поправки принимаются и в других регионах России. Все они направлены на то, чтобы оставить какие-то полномочия в назначении первого лица исполнительной власти за субъектами федерации”. 

В отличие от законодателей, губернатор Сергей Дарькин поддержал законопроект о назначении губернаторов без каких-либо оговорок, причем сделал это одним из первых.  Губернатор публично заявил, что президентская инициатива усилит вертикаль исполнительной власти, отметив при этом, что все достижения в экономике и социальной сфере Приморья последних трех лет стали возможными только благодаря усилению исполнительной власти, заблаговременно предпринятому его администрацией.

В целом 63 законодательных органа субъектов федерации и 51 глава исполнительной власти регионов высказались за право президента формировать исполнительную власть в регионах. Остальные промолчали. Могло ли одобрение законопроекта или несогласие с ним на что-либо вообще  повлиять в «условиях объявленной  международным терроризмом войны»? В каком-то смысле, да: если бы треть субъектов федерации прислала в Госдуму отрицательный отзыв на предлагаемый президентом законопроект, пришлось бы создавать согласительную комиссию из депутатов и представителей президента. Но можно было и вполне лояльно промолчать: закон не обязывает субъекты федерации предоставлять отзывы по законопроектам, представляющим предмет совместного ведения центра и регионов. «Против» высказалась поначалу только Чувашия, но затем и чувашские законодатели прислали отзыв, поддерживающий концепцию законопроекта с оговоркой, что он является «не в полной мере соответствующим Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права».

В большинстве отзывов, направленных в центр, высказывается несогласие с роспуском Законодательных собраний в случае, если они два раза не утвердят кандидатуру главы исполнительной власти региона, рекомендованную президентом. Резче всех высказались башкиры, угрожая «политической нестабильностью» в регионе, если президент распустит не согласный с его кандидатурой региональный парламент: «Зная наш электорат, вряд ли можно предположить, что вновь избранный парламент будет обязательно лоялен отклоненной прежним составом кандидатуре. В этом случае возможен перманентный кризис”. Выход в Башкирии видят в том, чтобы “кандидатуру губернатора на утверждение президенту предлагало именно региональное Законодательное собрание”.

В списке приморских поправок есть похожее предложение, хотя и не в столь радикальной форме. Одной из законодательных инициатив ЗСПК стало принятие поправки о праве предложения своей собственной кандидатуры на пост губернатора, не исключая и кандидатуры из числа депутатов ЗСПК.

Согласно принятым на октябрьской сессии поправкам одна и та же кандидатура, отвергнутая Законодательным собранием более двух раз, не может быть принята. Но депутаты признали право президента распустить их только в том случае, если они откажутся утвердить рекомендованную им кандидатуру не два, а три раза. 

Кроме того, по мнению депутатов ЗСПК, решение о назначении губернатора должно приниматься не простым, как установлено в президентском законопроекте, а квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов. И еще одна поправка касается нормы, по которой губернатор не может занимать свой пост более двух сроков подряд при длительности срока в пять лет, как это ранее установлено в Уставе ПК.

В целом попытку приморцев перетянуть одеяло президентских полномочий хотя бы немного на себя следует признать достаточно деликатной. Например, даже глава ЦИК Александр Вешняков посчитал возможным говорить о том, что новый порядок назначения глав исполнительной власти субъектов федерации «должен действовать не более 10 лет», а затем лучше вернуться к прежнему порядку - прямым выборам губернаторов. В ответ полпред президента в Госдуме Александр Косопкин заявил, что решение о возвращении на круги своя будет принято только после того, как в стране изменится «политическая и криминогенная обстановка».

Автор: Александр АНИСИМОВИЧ, «Владивосток»