Владивосток спасет здравомыслие

28 октября 2004 года на заседании Думы города Владивостока приняты в первом чтении положение о методике определения размера арендной платы за землю в городе Владивостоке, ставки земельного налога. Принято также решение о создании органа муниципального финансового контроля - контрольно-счетной палаты города Владивостока.

2 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1649 от 2 нояб. 2004

Считает депутат Игорь Чемерис

28 октября 2004 года на заседании Думы города Владивостока приняты в первом чтении положение о методике определения размера арендной платы за землю в городе Владивостоке, ставки земельного налога. Принято также решение о создании  органа муниципального финансового контроля - контрольно-счетной палаты города Владивостока. 

Первое чтение проекта - начальная стадия его обсуждения, заявление официальных намерений упорядочить или изменить устоявшееся положение вещей. Основные поправки вносятся в  проект в ходе подготовки второго чтения.

В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

За неделю до заседания, 22 октября, в Думе города Владивостока прошло открытое заседание двух постоянных депутатских комиссий - по налогам, бюджету и финансам и по экономической политике и муниципальной собственности. На обсуждение были вынесены вопросы, решения по которым выносились на ближайшее заседание думы. О проведении открытого заседания были проинформированы общественные организации и средства массовой информации.

В заседании участвовали представители предпринимательских ассоциаций: объединения строителей «Властра», профсоюза «Торговое единство», «Ремесленной палаты Приморского края», городского общероссийского представительства общественной организации «Опора России», «Варяг-сервиса», лиги торговых предпринимателей,  лечебно-диагностического центра «Мечников», ЧП «Саломыкова», Владивостокского союза предпринимателей, негосударственного образовательного учреждения, Приморской торгово-промышленной  палаты. Со стороны администрации города Владивостока - заместители главы администрации Константин Стоценко и Нина Штанько, заместитель начальника управления муниципальной собственности администрации Игорь Емешкин и другие.

Все это позволяет провести прямую аналогию между открытыми заседаниями комиссий и публичными слушаниями, необходимость проведения которых  предписана новой редакцией ФЗ №131 «Об общих принципах организации общественного самоуправления на территории Российской Федерации». Конечные решения на таких мероприятиях не принимаются - для этого существуют заседания думы. Но на публичных мероприятиях можно учесть мнение общественности и  сформировать мнение депутатов, то есть оказать законное влияние на результаты их голосования. Понимая, что принятие положения  о методике определения размера арендной платы за землю в городе Владивостоке затронет интересы практически каждого жителя Владивостока, мы, депутаты, внимательно изучили оценки правовых экспертов и мнение предпринимательской общественности. Действительно, многие из них оценивают проект достаточно критично. В частности, было высказано несогласие  с предложенными в проекте администрации города коэффициентами функционального назначения по видам деятельности, увязанными с общероссийским классификатором экономической деятельности. Активное недоумение  озвучено в СМИ по поводу разницы коэффициента для деятельности в области радио- и телевещания и для редакций газет. В первом случае коэффициент составляет 1.0, а во втором - 80.0.

Но ведь на то и существуют общественные слушания, и предусмотрены три чтения проекта, перед тем как он станет нормативным актом, чтобы максимально полно учесть мнение всех задействованных сторон. Депутаты готовы к диалогу с профессиональными сообществами и общественными организациями. Для него сейчас самое время - все принципиальные поправки вносятся в проект в ходе второго чтения. При рассмотрении проекта решения в третьем чтении проект решения голосуется в целом, и внесение в него поправок не допускается.

ГОРОДУ НУЖНЫ ДОХОДЫ

Проект бюджета города Владивостока на 2005 год уже обсуждается в профильных комиссиях думы и выносится в первое чтение уже на этой неделе.  Как ни ссылайся на несоответствие одних законов другим,  плата за аренду муниципальных помещений и земли является одной из важных составляющих доходов городского бюджета. Муниципальные образования как никогда заинтересованы в поиске внутренних резервов доходов. Это - требование времени, требование общей ситуации централизации финансовых ресурсов на федеральном уровне.

Если направить доходы от аренды на строительство дорог, ремонт подъездов и кровель, то это улучшит уровень жизни всех жителей города. Улучшение инфраструктуры приведет к повышению деловой активности и покупательского спроса. Частные сбережения, которые горожане сегодня вынуждены направлять на ремонт своих подъездов, будут израсходованы на товары и услуги. А если улучшится состояние дорог, то это приведет к снижению затрат на обслуживание транспорта, меньше времени будет тратиться в автомобильных пробках. И в первую очередь это ощутят на себе предприниматели: увеличатся скорость и объемы оборота  капиталов.

Нам важно найти компромисс интересов власти, населения муниципального образования и предпринимателей. Население может даже не ощутить  увеличение муниципальных ставок аренды, если коммерческие структуры согласятся слегка сократить норму своей прибыли. Именно этот вопрос является центральным во всех переговорах бизнеса и муниципальной власти. Никто не говорит о таком сокращении прибыли, которое скажется на развитии бизнеса.  Но в цивилизованном мире капитал, дающий в год 15 процентов прибыли, - это норма, 30 - просто праздник. А у нас в России 200 процентов - слишком скромный показатель. Также мною было предложено позаботиться и о работниках на предприятиях, показать их реальную заработную плату, потому что это и социальный пакет, и пенсионное обеспечение, и поступление налогов.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА БУДЕТ ПРОЗРАЧНЫМ

Не стоит ожидать послаблений в арендной плате, ссылаясь на необходимость поддержки малого бизнеса и скорое принятие программы приватизации муниципального имущества. Программа приватизации будет обсуждаться в думе в открытом режиме. Предприниматели имеют законную возможность высказать свои пожелания и предложения на этапе подготовки нормативного акта.  Но помимо представителей малого бизнеса во Владивостоке живут сотни тысяч людей, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно - так называемые социально незащищенные слои. Именно на них  ориентировано большинство социальных  муниципальных программ, требующих финансовых вливаний из городского бюджета. Бизнес должен быть социально ориентирован. Поэтому до тех пор, пока предприниматель не станет владельцем своих рабочих площадей, он будет платить аренду на общих основаниях по законно установленным думой ставкам аренды муниципальных помещений и земли.  Стартовые условия должны быть равными для всех.

На том же заседании думы, 28 октября, было принято решение «О создании органа муниципального финансового контроля «Контрольно-счетная палата города Владивостока». Возможности думы ограничены принятием проекта бюджета и отчета о его исполнении в конце года. Городская контрольно-счетная палата - единственный орган, наделенный полномочиями контролировать ход исполнения бюджета. Создание такого органа - это реальная гарантия прозрачности исполнения городского бюджета. В том числе и того, что доходы городского бюджета от установленного земельного налога и от арендной платы за землю и помещения муниципальной собственности будут использованы максимально эффективно.

Автор: Игорь ЧЕМЕРИС, депутат Думы города Владивостока по округу № 25, председатель комиссии по налогам, бюджету и финансам