Современные «Фрески»

Прошла мода на веселые и шумные гулянки под баян. Теперь, чтобы «душа сначала свернулась, а потом развернулась», обращаются к другой музыке. Да и по телевизору редко увидишь концерт профессионального баяниста. Поэтому сама собой стала закрадываться мысль, что этот музыкальный инструмент с трудом отвоевывает себе место в современной культуре. Встреча с народным артистом России, композитором, профессором Российской академии музыки имени Гнесиных Вячеславом Семеновым, который дал в Приморье концерт и провел мастер-классы во Владивостокском музыкальном училище, полностью опровергла это пессимистическое предположение.

2 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1649 от 2 нояб. 2004

Прошла мода на веселые и шумные гулянки под баян. Теперь, чтобы «душа сначала свернулась, а потом развернулась», обращаются к другой музыке. Да и по телевизору редко увидишь концерт профессионального баяниста. Поэтому сама собой стала закрадываться мысль, что этот музыкальный инструмент с трудом отвоевывает себе место в современной культуре. Встреча с народным артистом России, композитором, профессором Российской академии музыки имени Гнесиных Вячеславом Семеновым, который дал в Приморье концерт и провел мастер-классы во Владивостокском музыкальном училище, полностью опровергла это пессимистическое предположение.

 - Баян относят к народным инструментам. Студентов, которые его осваивают, называют «народниками». Но ведь баян – это все-таки не гармошка…

- На мой взгляд, к фольклору действительно ближе гармоника. Баян же стал академическим инструментом, как фортепиано или скрипка. Скрипка ведь тоже когда-то считалась народным инструментом, а теперь, после Паганини, никому в голову не придет ее так назвать. Метаморфоза произошла и с баяном. Он вошел в новую фазу своего развития. В мире сейчас написаны для баяна стоящие произведения. А коль серьезные композиторы стали уважать этот инструмент - это говорит о многом. Во всех ведущих консерваториях мира непременно есть класс баяна и аккордеона (название там в ходу такое: концертный аккордеон и кнопочный аккордеон - наш баян).

- Однако в наших музыкальных учебных заведениях игре на баяне по-прежнему учат на кафедрах или отделениях народных инструментов…

- В свое время была такая спекуляция: «искусство принадлежит народу». Оттуда, наверное, это пошло. А название сохранили до сих пор по традиции. В академии имени Гнесиных - кафедра баяна и аккордеона.

- А как же баянисты-самородки?

- Талантливые музыканты, не знающие нотной грамоты, но умеющие прекрасно играть на пианино или баяне, всегда были и будут. Но это исключение, подтверждающее правило. При этом я вовсе не хочу вам доказать, что мы, профессиональные баянисты, должны оторваться от народа. Наша задача – раскрыть огромные ресурсы инструмента, дать зрителям возможность насладиться его игрой. Это можно сделать только на самом высоком профессиональном уровне. Хотя нужно уметь играть сочинения в разных стилях, чтобы баян продолжал оставаться демократичным инструментом, чтобы публике он был близок и она ходила на наши концерты с удовольствием.

Считаю, что баян «набрал вес» в первую очередь благодаря тем, кто на нем играет. Если бы не было плеяды прекрасных современных исполнителей, то, наверное, никто не писал бы музыку для непопулярного инструмента.

- Известные ваши сочинения для баяна - Фантазия памяти Василия Шукшина «Калина красная», Донская рапсодия № 1…   И все-таки в них – народная душа. Баян может звучать и по-современному?

- В Сургуте, где каждый год проходят Всероссийские фестивали баянистов и аккордеонистов, уже состоялась премьера моего нового концерта – «Фрески». В Москве первый раз буду играть это сочинение

15 декабря. Я хотел, чтобы у него был современный музыкальный язык. Мне хотелось быть понятным, но в то же время не примитивным, а изысканным. Чтобы оценили это те, кто разбирается в музыке. А тех, кому нет дела, к примеру, до сложных композиционных ресурсов, музыка забирала бы эмоционально. Не нужно им о чем-то рассуждать – пусть полностью отдаются ее власти.

Во «Фресках» можно многое почувствовать и пережить: и 10 кругов ада, и красоту невиданную, и судьбу, такую многогранную и неоднозначную. Баян – личность, оркестр – общество...… Где-то они идут вразрез – зреет конфликт, где-то хорошо понимают друг друга – звучат в унисон.  Сквозь призму наших дней я пытаюсь осмыслить становление духовной культуры человечества, и во «Фресках» -  немалая часть моей души. Закончил - и как будто болезнь пережил. Женщине нелегко родить ребенка, но как же тяжело композитору выдержать муки творчества! Восполнить издержки каторжной работы может только любимое дитя. Коллеги говорят, что это мое лучшее сочинение...

- Понимаю, что в Гнесинке учатся только самые лучшие и у вас жесткий отбор. Выходит, вам есть из кого выбирать. У молодежи этот инструмент востребован?

- Скажу больше: за последние 20 лет уровень молодых музыкантов неизмеримо вырос. И самое интересное, различных солидных конкурсов сейчас проходит раз в 10-15 больше, чем в советское время. Ребята находят деньги, выезжают за границу. Есть сильные школы в регионах. Например, у меня учится несколько человек из Сургута. Конечно, многое зависит от педагогов. Это как в церкви: есть хороший священник -  прихожан будет много, нет – и в храме повиснет тишина. Так и здесь: если умеют педагоги увлечь баяном, у них будут ученики, которые с головой уйдут в ту же «веру».

-  Вы считаетесь основателем современной исполнительской баянной школы, в этом году вышла ваша «Современная школа игры на баяне». В ней изложена суть семеновской педагогики. Вячеслав Анатольевич, скажите, почему очень часто, окончив музыкальную школу, дети больше никогда не берут в руки инструмент?

- Главная беда – техницизм, когда обучение ведется механистично: здесь играем этими пальцами, здесь – этими...… Ребенок будто не на музыкальном инструменте играет, а печатает на машинке. Музыкальное мышление при этом оказывается загнанным в угол, любовь к занятиям погибает. А ведь какой инструмент ни возьми, главное в музыке - это звук, умение оперировать... звуками, интонация. Меня с детства учили прежде всего не технике, а музыке, и именно музыке, умению чувствовать и понимать ее язык я учу своих студентов.

- Раньше не бывало такого, чтобы на «Кубке мира» баянистов несколько лет подряд побеждали ученики одного педагога. Эту традицию нарушили ваши ученики.

- Международный конкурс «Кубок мира» каждый год проводит в разных странах Всемирная конфедерация баянистов и аккордеонистов, существующая с 1938 года. У меня на курсе действительно уже несколько «чемпионов мира», последние годы мои ученики с «Кубка...» не приезжали без наград.

- Чтобы баян звучал – это должен быть хороший баян. Вы играете на эксклюзивном инструменте?  

- Если вернуться к теме народности, то, может быть, баян потому и народный инструмент, что его можно купить только всем народом? Серьезно: баяны стоят от 10 до 12 тысяч долларов, а такая сумма далеко не каждому музыканту по карману. Да, один из моих баянов изготовлен с учетом пожеланий, которые я изложил мастерам российской фирмы «Юпитер». В результате мы приблизили тембровые возможности правой и левой клавиатур, и теперь обе стороны баяна по звучанию не уступают друг другу. Не исключено, что такой вариант инструмента будет запущен в серийное производство.

-  Вячеслав Анатольевич, вы меня убедили, что баян и не думал отступать на задворки культуры. Но почему даже в программе канала «Культура» не найдешь баянный концерт?

- Считаю, что на этом канале есть некоторый снобистский перегиб, кроме фортепиано, других инструментов здесь и вправду не услышишь. А на других каналах и вовсе сплошная попса. Нельзя не признать, что массовая культура изрядно задавила академическую и классическую. Большой процент молодых людей слушает только «бум-бум-бум» и примитивно воспринимает музыку. Хорошо, если хотя бы с годами они начинают понимать, что есть в мире музыки совсем другой язык и настоящая красота. 

Автор: Надежда БРАЖИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»