Валентина Матвиенко: Эффективность российской демократии зависит от согласованности действий властей

- Валентина Ивановна, ваш опыт работы в правительстве, на посту полномочного представителя президента и губернатора Санкт-Петербурга позволяет говорить о принципах федерализма в нашей стране. Что, на ваш взгляд, в системе федеральных отношений выдержало испытание временем, что оказалось малопродуктивным либо вовсе невостребованным?

21 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1643 от 21 окт. 2004

- Валентина Ивановна, ваш опыт работы в правительстве, на посту полномочного представителя президента и губернатора Санкт-Петербурга позволяет говорить о принципах федерализма в нашей стране. Что, на ваш взгляд, в системе федеральных отношений выдержало испытание временем, что оказалось малопродуктивным либо вовсе невостребованным?

- Рассматривая проблему российского федерализма, следует выделить, как представляется, следующие моменты. Прежде всего правомерность и плодотворность самого принципа федеративной организации российского геополитического пространства. История распорядилась так, что Россия уже в средние века, после смутного времени, начинает складываться как своего рода федерация территорий, сохраняющих как определенные элементы самобытности, так и принадлежность к единому геополитическому целому - пространству единого Российского государства (условию и гаранту физического выживания). Актуализация этой проблематики в новейшее время при создании РСФСР и СССР вновь продемонстрировала необходимость федеративной организации в пределах исторически сложившихся границ России.

- То есть Санкт-Петербург был, если идти от сложившегося образа, не только окном в Европу, но и дверью в федерацию?

- Вот именно. И отсюда первый вывод, который может быть сделан из анализа исторической ретроспективы: испытание временем выдержал сам принцип федеративной организации российского геополитического пространства. Испытание временем выдержала идея неуклонного, последовательного, оптимального воплощения принципа федерализма в практике управления территориями. Наконец испытание временем выдержало завещанное от предков понимание необходимости сохранения единства геополитического пространства России.

Что оказалось малопродуктивным? Во-первых, призыв «брать столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Суверенная Российская Федерация - это залог суверенности, независимости, самоидентичности каждой входящей в нее территории. В противном случае откликнувшиеся на призыв территории неизбежно попадают под жесткий контроль других суверенитетов. Особенно значимо это для сегодняшней геополитической реальности, которую во многом определяет стратегическая борьба за природные ресурсы.

Во-вторых, это попытки «обустроить» Россию как унитарное государство. Вертикаль исполнительной и судебной власти образует своего рода точку сборки, вокруг которой формируется, складывается, утверждается единое политическое пространство, образуемое совокупностью субъектов федерации. Попытка превратить эту точку в поле, игнорируя историческую самобытность и реальную хозяйственную идентичность той или иной территории, приводит к стагнации производительных сил, а значит - неминуемо разрушает горизонтальные связи, которые делают федерацию живым организмом, одухотворенным сознанием общности судьбы и стратегических интересов.

- Как вы можете прокомментировать на примере Санкт-Петербурга отношения между центром и регионом в свете последних решений о передаче Законодательным собраниям права выбирать губернаторов по представлению президента?

- Если в двух словах, то в предложении президента мне видится стремление достичь продуктивного консенсуса между федеральной исполнительной властью и законодательным органом, отражающим современные реалии федеративного устройства. Причем это должно быть осуществлено в наиболее сложной сфере - сфере кадровой политики. Чем более обширным и конструктивным будет в России опыт нахождения согласия по вопросам общественной значимости, тем более полные и эффективные формы приобретет российская демократия уже в ближайшие годы.

Президент как легитимный глава исполнительной власти берет на себя политическую ответственность за подбор конкретной фигуры, которая будет реализовывать соответствующие управленческие полномочия в границах компетенции исполнительной власти субъекта федерации. Законодательное собрание реализует принцип верховенства закона на территории субъекта федерации, избирая главу исполнительной власти этого субъекта по представлению президента.

Никакого поражения в конституционных демократических правах населения такая схема не предусматривает. Более того, в ней даже трудно усмотреть какие-либо намеки на «кризисный менеджмент». Президент избирается всенародным голосованием, Законодательное собрание субъекта федерации - жителями субъекта федерации. Все делается в полном соответствии с демократической процедурой, под контролем структур гражданского общества и международной общественности. Два полностью легитимных участника политического процесса решают конкретный вопрос управления территорией на период полномочий главы федеральной исполнительной власти - вот в чем видится сухой остаток той процедуры, вокруг которой сегодня напущено столько тумана.

Автор: Вячеслав СУХНЕВ, специально для «В»