Учителя снова начнут получат «статусные»

Отношение в обществе к депутатской работе весьма неоднозначно. Одни считают, что народные избранники в большинстве своем искренне заботятся о благе своих избирателей, другие подозревают, что эта забота стоит далеко не на первом месте. Как бы там ни было, у депутатов есть только одна возможность доказать свою правоту – принимать хорошие законы и добиваться их исполнения. Даже если эти законы были приняты еще их предшественниками. В этом отношении история с краевым законом «О социальном статусе учителя» весьма показательна.

19 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1641 от 19 окт. 2004

Отношение в обществе к депутатской работе весьма неоднозначно. Одни считают, что народные избранники в большинстве своем искренне заботятся о благе своих избирателей, другие подозревают, что эта забота стоит далеко не на первом месте. Как бы там ни было, у депутатов есть только одна возможность доказать свою правоту – принимать хорошие законы и добиваться их исполнения. Даже если эти законы были приняты еще их предшественниками. В этом отношении история с краевым законом «О социальном статусе учителя» весьма показательна.

Данный закон был принят в начале 1996 года. Рожденный в недрах тогдашней администрации, он получился по-настоящему социальным. В адрес думы Приморского края даже пошли обращения из законодательных органов других субъектов федерации с просьбой прислать текст популярного закона. Знали бы они, что закон оказался «для галочки». Принятый на ура депутатами, подписанный губернатором и опубликованный в СМИ, закон в силу, по сути дела, так и не вступил, поскольку до 2003 года ни разу не был профинансирован.

Впервые реальные деньги – 57 млн. рублей - на финансирование многострадального к тому времени закона были заложены  в бюджете края только в 2003 году по настоянию депутатов Законодательного собрания Приморского края третьего созыва.  Именно они, а никто другой, настояли на том, чтобы учителя стали получать доплату за квалификационные категории и разряды, а молодые учителя – подъемные. На первые пять месяцев 2004 года было предусмотрено 86 миллионов рублей, которых, по расчетам специалистов краевой администрации, должно было хватить  до мая включительно. Таким образом, учебный год 2003/2004 года был бы полностью профинансирован. Однако по итогам прошедшего учебного года стало ясно, что этих денег откровенно недостаточно. Департамент образования и науки администрации края был вынужден признать, что их расчеты оказались неточными. Задержки с выплатами статусных вызвали закономерное недовольство учителей и спекуляцию на этой больной теме некоторых СМИ.

Поэтому вполне закономерным стало обращение депутатов к этому вопросу при внесении поправок в бюджет 2004 года. И здесь нужно сказать: в представленном летом администрацией края законопроекте об изменениях в бюджет на 2004 год дополнительных средств сверх 86 миллионов на статус учителя не предусматривалось.

С этим депутаты согласиться не могли. Поэтому группа депутатов внесла соответствующую поправку в бюджет-2004. Инициаторы поправки - Вероника Ильина,  Геннадий Турмов, Геннадий Бучирин, Игорь Пушкарев, Сергей Сидоренко, Сергей Сопчук, Джамбулат Текиев, Юрий Серебряков. Благодаря этой инициативе закон о статусе учителя и получил дополнительные деньги.

- На сентябрьском заседании мы не только заложили средства в краевой бюджет на выплаты учителям с июня по декабрь, но также и на оплату задолженности за первые пять месяцев, - рассказывает  председатель социального комитета краевого парламента Вероника Ильина. - На реализацию закона дополнительно будет выделено 190 миллионов рублей, а общая сумма за год составит 276 миллионов 461 тысячу рублей.

Неужели хеппи-энд? В отношении 2004 года – да. Но когда разговариваешь с депутатами, то понимаешь: их беспокоит уже год следующий. Что будет с законом о статусе учителя в 2005 году? Пока данный вопрос остается открытым. Обсуждение проекта краевого бюджета на следующий год в самом разгаре.

Автор: Татьяна МАКАРОВА, специально для «В»