Формат: джаз

100 лет назад афроамериканские музыканты объединили ритмы регтайма с музыкой духового оркестра, добавили к этому музыкальному коктейлю эмоциональную энергетику блюза, и на свет появилась музыка совершенно нового типа. Джаз. Множество разновидностей джаза объединяет одно - импровизация.

19 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1641 от 19 окт. 2004

Завершился 1-й международный фестиваль джаза во Владивостоке

100 лет назад афроамериканские музыканты объединили ритмы регтайма с музыкой духового оркестра, добавили к этому музыкальному коктейлю эмоциональную энергетику блюза, и на свет появилась музыка совершенно нового типа. Джаз. Множество разновидностей джаза объединяет одно - импровизация.

Пожалуй, это качество - одно из главных, проявившихся на 1-м международном джазовом фестивале во Владивостоке, завершившемся в воскресенье гала-концертом. Четыре дня во Владивостоке звучали «вечнозеленые мелодии» в исполнении музыкантов из Москвы, Владивостока,  Хабаровска, Японии. Такие «киты», как Игорь Бутман, американский квартет «The Neighborliness Jazz Quartet» и коллектив под управлением Киси Мицуаки, выступали в одной программе  с группой ASID-Jam под управлением Виктора Задкова (Владивосток), группой «Ther Maitz» (Хабаровск), группой «Воскресная площадка» под руководством Дмитрия Смирнова. Настроение? Даже в зале Дома офицеров флота, где проходили концерты, имело место подобие веселого «сейшна». Можно было свободно перемещаться и обсуждать импровизацию или уровень исполнительского мастерства очередного коллектива. Что уж говорить о вечеринках в клубах «Забриски-пойнт», «Премьера», Sky-bar в отеле «Хендэ», которыми неизменно завершались концерты? Словом, джазовый шквал, немножко нерешительный в первый день, к финалу набрал мощь и все же потряс  Владивосток. К вящей радости нашенских джазменов, в последние годы лишенных постоянного общения с коллегами. Наконец, такая возможность «по вине» Приморской филармонии появилась и обещает, судя по всему, стать регулярной. Один из гостей фестиваля, с которым общались особенно тепло, - Юрий Шихов. Пианист. Бывший преподаватель Владивостокского музыкального училища. Сегодня московский бизнесмен. Корреспонденту «В» Юрий рассказал о музыке и о себе.

- Юрий, на пресс-конференциях фестиваля владивостокские музыканты говорили о бесперспективности развития здесь разных музыкальных направлений. Дескать, провинция никому не нужна… Вы работали здесь, сегодня - вы москвич и можете взглянуть со стороны. Что скажете по этому поводу?

- Владивосток - город все-таки музыкальный. Он должен быть таким. Любая централизация каких бы то ни было видов деятельности приводит к концентрации культурных сил. Это аксиома - человек работающий хочет отдыхать. А Владивосток, хоть и далек от центра России, все-таки имеет свой определенный стиль жизни, свои таланты, свои музыкальные традиции. Я приехал во Владивосток впервые в 1984 г. после распределения, окончив эстрадно-джазовое отделение Хабаровского института культуры. Начал преподавать в музыкальном училище разные дисциплины, включая импровизацию. Я был одним из организаторов фестиваля «Джаз у океана», их было три. Я же вел в течение двух лет программу на телевидении с таким же названием. Но после перестройки все стало сложнее: чтобы заниматься творчеством, надо было зарабатывать на жизнь чем-то другим. Здесь в тот момент это оказалось невозможным, и я уехал в Москву. Сегодня являюсь генеральным директором Центра системного проектирования и инсталляций в группе компаний Petroholding. Мы  занимаемся инсталляционным звуковым оборудованием, световым, сценическим оборудованием и связанными с ними технологиями. Как говорится, это жизнь…

- Вернемся к музыке… Юрий, правда, что джазу, который предполагает импровизацию, научить нельзя?

- В рамках фестиваля предусмотрен мой мастер-класс в музыкальном училище. Так вот, я объясню нынешним студентам некоторые вещи как раз для того, чтобы было понятно: джазу научить можно. Дело в том, что в программе первого дня принимали участие группы из Владивостока. Они всего лишь качественно и точно исполняли композиции. Но это азы. Дальше - творчество, которое предполагает доскональное знание этих самых азов. Основы композиции позволяют, что называется, сочинять. То есть быть композитором. А по большому счету, импровизация - это и есть небольшое музыкальное произведение. Музыкант пишет его прямо в процессе исполнения... Американский квартет, который тоже давал мастер-класс в училище, говорил как раз об этих очень тонких вещах. Но это высокие материи, которые понятны, если знать основы. Джаз - это такой же язык, как и человеческий: сначала слова, потом фразы, потом самые сложные предложения...

- Юрий, о джазе говорят - американская музыка. Но в программе фестиваля участвуют русские, американцы, японцы... Как это объяснить? И что бы вы ответили тем, кто прочит джазу скорое забвение?

- На самом деле, у каждого народа есть свои корни. У русских - фольклор, у японцев - их национальные инструменты и пение, у негров - их ритмы. Но джаз, по большому счету, - синтетическое направление, впитавшее очень многие традиции. Европейские в том числе. Эта музыка звучит на всех континентах, конечно, приобретая те или иные национальные черты. Что касается моды на джаз... В каждом музыкальном направлении был бум. Вспомните рок, рок-н-ролл...… Потом бум заканчивался, но оставались стойкие поклонники, которые выбрали именно эту музыку, определили ее своей. Так и с джазом. Он не может умереть, потому что есть те, кому тесно в рамках классического исполнения. Они хотят творчества, импровизации.     

- У вас, успешного бизнесмена, остается время для творчества?

- Конечно... Я пишу и исполняю музыку. Сегодняшняя программа почти целиком состоит из моих произведений... Знаете, можно много говорить о том, что творчество в загоне. Это ничего не меняет. Надо искать, пытаться, может, меньше сетовать по поводу попсы и влияния денег... Многое ведь от человека зависит. Я играю у себя же в торгово-выставочном центре. Там продаются прекраснейшие рояли - Blutner, Petroff, Bolduin.  Последний - мой любимый. Он лучше, чем Stenvey. Вообще говоря, я избалован инструментами, поскольку играю на тех, что мы представляем в России. Среди них есть штучные экземпляры, которые изготавливаются вручную, их стоимость 1,5 млн. долларов. Играть на них легко…... Но речь не об этом. Никакие деньги не принесут творческого удовлетворения. Оно зависит как раз от другого. От музыки, которая либо получается, либо нет. Для меня музыка - это  красота, любовь. Я слышу ее даже во сне.

P. S. Эксклюзивное интервью с известным джазовым музыкантом Игорем Бутманом читайте в пятничном номере «В».

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»