Слово библиофила

Домашняя библиотека - естественное достояние среднестатистического семейства, пылесборник - для астматика, деталь интерьера – для нувориша, предмет гордости книгочея. Для директора Пушкинского литературно-исторического музея Александра Бутырина его библиотека – смысл всей жизни.

15 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1640 от 15 окт. 2004

Кому сегодня дорого книжное богатство

Домашняя библиотека - естественное достояние среднестатистического семейства, пылесборник - для астматика, деталь интерьера – для нувориша, предмет гордости книгочея. Для директора Пушкинского литературно-исторического музея Александра Бутырина его библиотека – смысл всей жизни.

ПРОРОЧЕСТВО

Сначала его увлекала литература, связанная с историей военно-морского флота, чуть позднее – пушкинская литература. Не последнюю роль в этом увлечении сыграл человек, чьего имени он по юности не удосужился спросить. Старый ленинградский букинист обратил внимание на частого посетителя книжной лавки – двенадцатилетнего парнишку… 

- Как-то он достал с полки изумительные альбомы, выпущенные к юбилею пажеского корпуса, - вспоминает Александр Бутырин. - А для меня, курсанта Ленинградского суворовского военного училища (до революции – того самого пажеского корпуса), эти альбомы казались чем-то волшебным. Но цена их была суворовцу не по карману. Я лишь облизнулся. А букинист мне ласково так говорит: «Когда-нибудь они будут ваши…».

Пророчество воплотилось во многие ряды книг, альбомов, энциклопедий, собранных Александром Вячеславовичем, сегодня украшающих зал Пушкинского музея.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

- Среди обладателей солидных библиотек часто были люди выдающиеся, - рассказывает Александр Бутырин. - Известный советский артист Николай Смирнов-Сокольский владел потрясающей библиотекой, сам выпустил несколько книг. Николай Павлович собрал уникальную коллекцию первых прижизненных изданий русских писателей XVIII-XIX вв., в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Кстати, одним из моих первых приобретений пушкинской литературы был экземпляр из подобной коллекции. 

В моем тогдашнем представлении человек, собирающий книги, был  эдаким книжным червем, тщедушным интеллигентом в очках с седенькой бородкой клинышком. А Смирнов-Сокольский был весьма колоритной личностью – громадина, голосище! Настоящие библиофилы всегда были людьми штучными. Ведь не только количеством книг определяется этот высокий статус. Каждый экземпляр их коллекции уникален. 

НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ

- Почему бульварная литература сегодня захлестнула читателя? Все предельно просто: чем ниже интеллект общества, тем ниже уровень потребностей. Но с литературой дело обстоит несколько иначе. Как говорится, не купишь - не прочтешь. Главный провокатор, на мой взгляд, телевизор. Трудно было бы придумать более коварного растлителя душ. Тут не надо напрягаться, только щелкай переключателем каналов. Я с трудом могу себе представить, что сегодняшняя молодежь способна понять нас, с ночи занимающих очередь за книгами, расхватывающих экземпляры из серий КС (КС – классики современности. - Прим. авт.), «Золотой библиотеки приключений», ЖЗЛ. Для них, наверное, полный бред – сдавать макулатуру, чтобы получить талон на подписные издания. А помните, как мы читали толстые журналы в очередь? И уж если тебе перепадал экземпляр с романом Солженицына, то в лучшем случае только на одну ночь!

ФИЛОСОФСКОЕ

- Сегодня я нечастый гость в книжных рядах. Все вопросы приобретения литературы, включая пушкинскую, я осуществляю посредством своих связей с оптовыми продавцами, по сети Интернет. Теперь острее стоит другая проблема – финансовая. Есть прекрасные издания, например, Онегинская энциклопедия, двухтомник. Стоит она 2 тысячи рублей. Учителю литературы ее «не поднять». Но ведь именно ему она нужна, чтобы интереснейшим образом донести до учеников хрестоматийный материал. Возникает философский вопрос: а для кого тогда эта книга? Вспомните, как нас из-под палки приобщали к классике. Сегодня столько возможностей изменить ситуацию. Важно, чтобы понимание возникло на государственном уровне. У нации, читающей «правильные» книги, есть больше шансов выжить.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»