Граффити - это как секс

Цветные аэрозольные картинки давно стали привычной частью «одеяния» города. Кого-то они до ужаса раздражают, кто-то, наоборот, считает их яркой деталью, разбавляющей мрачную серость города. А для кого-то граффити - это неотъемлемая часть жизни и способ выразить себя. Появление граффити в России совпало с модой на брейк-данс. Первые русские граффитчики оформляли декорации брейк-фестивалей в 80-х годах.

15 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1640 от 15 окт. 2004

А также повод переосмыслить жизнь

Цветные аэрозольные картинки давно стали привычной частью «одеяния» города. Кого-то они до ужаса раздражают, кто-то, наоборот, считает их яркой деталью, разбавляющей мрачную серость города. А для кого-то граффити - это неотъемлемая часть жизни и способ выразить себя. Появление граффити в России совпало с модой на брейк-данс. Первые русские граффитчики оформляли декорации брейк-фестивалей в 80-х годах.

Граффитчик и татуировщик Шухер, или просто Шу, раскрашивает серые стены Владивостока не время от времени, а постоянно.  Шу рисует на стенах уже пять лет, и в деле граффити является своего рода первопроходцем. В любимое занятие вовлек Шу не кто-нибудь, а журнал «Юность», публиковавший на своих страницах рассказы о столичных граффити. Самые известные работы Шу - стена напротив ВГУЭС, напротив гостиницы «Владивосток», стена возле ДВГУ. Это Владивосток, а помимо нашего города его работами пестрят еще Уссурийск и Находка.

- Граффити - это целое течение, антисоциальное и маргинальное, - без тени сомнения говорит Шу. - Как  любое течение, оно делится на андеграунд и мейнстрим. Как такового андеграунда сейчас у нас в городе почти нет. Качество отличное, но все идеи слизаны в основном из Интернета, оригинальные эскизы не попадаются. А граффити - это не шаблонное творчество.

- Ты работаешь только нелегально?

- Да, а зачем мне легальность? Граффити - это проявление моего «Я», способ самовыражения, а не зарабатывания денег. Конечно, милиция часто прерывает, но у меня ни разу не было серьезных проблем, я не рисую на исторических зданиях и памятниках, поэтому под статью 127 о вандализме не подпадаю. Хотя, конечно, есть придурки, которые рисуют на памятниках, «бомберы», разукрашивающие  трамваи и электрички… Они-то постоянно общаются с людьми в форме. Вообще у нас граффити мало востребовано, а вот в Париже и других крупных городах Европы граффитчикам официально отдают под работу целые участки автострад, домов, выделяют на это около миллиона долларов ежегодно.

- Но у нас тоже для граффити есть возможность заработать - оформлять те же клубы, например…

- Знаю, я тоже оформлял несколько клубов. Но я высоко ценю свои услуги и не торгуюсь. Недавно вот отказался от предложения одной фирмы, потому что моя цена их не устроила. Они заявили: «А мы думали, что граффити - это демократичное искусство». Ну уж извините…

- Какие инструменты используются в граффити?

- Использоваться может все что угодно, это зависит от развращенности сознания художника. Основное - это баллон с краской, помимо него могут использоваться валик, обрезки железа, жести, рука, даже человеческая фигура: поставь к стенке и обведи. Кто-то рисует баллонами за 50 рублей, а кто-то за 200, хотя для меня большой разницы нет.

- А технически баллоном рисовать труднее, чем, например, кистью?

- Рисование кистью - это, на мой взгляд, уравновешенный процесс, близкий к медитации, а граффити - это сплошной импульс, выплеск своих эмоций. Кроме того, ты находишься на виду у людей, выслушиваешь кучу замечаний, одновременно думаешь о том, как откреститься от милиции и закончить эскиз. То есть граффити - всегда творчество на грани и целый комплекс ощущений. Я бы даже сравнил его с сексом. 

Задача моих работ - подковырнуть общество. Элементарно: рисуешь знак доллара, тире и свастику. По-моему, все понятно - такая антиглобалистическая идея. Мир стал  однообразным и тусклым. Не все же должно быть зеленого цвета, как доллар, нужны и другие краски. По-моему, граффити - отличный способ заставить людей переосмыслить свои жизненные ценности.

Автор: Екатерина ЛИГАЙ, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»