Два года дома и два – за границей

В создании единого образовательного пространства, реализации совместных учебных и научных проектов заинтересованы не только наши вузы, но и их зарубежные партнеры. Со всей очевидностью это продемонстрировал разговор, состоявшийся на международной конференции “Проблемы и перспективы интеграции систем образования России и стран АТР”, которая только что закончила свою работу во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. И если еще год-два назад речь больше шла о планах, налаживании сотрудничества, то сейчас участники встречи делились уже конкретным опытом, говорили о тех проблемах, которые возникают на практике. На приглашение принять участие в конференции откликнулись вузы Китая, США, Канады, Новой Зеландии, Вьетнама, Республики Корея, Дальневосточного региона России.

14 окт. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1639 от 14 окт. 2004

Образовательные услуги на экспорт

В создании единого образовательного пространства, реализации совместных учебных и научных проектов заинтересованы не только наши вузы, но и их зарубежные партнеры. Со всей очевидностью это продемонстрировал разговор, состоявшийся на международной конференции “Проблемы и перспективы интеграции систем образования России и стран АТР”, которая только что закончила свою работу во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. И если еще год-два назад речь больше шла о планах, налаживании сотрудничества, то сейчас участники встречи делились уже конкретным опытом, говорили о тех проблемах, которые возникают на практике. На приглашение принять участие в конференции откликнулись вузы Китая, США, Канады, Новой Зеландии, Вьетнама, Республики Корея, Дальневосточного региона России.

ВГУЭС не случайно так активно занимается этим направлением - в прошлом году министерством образования и науки вуз был определен федерально-региональной площадкой развития экспорта образовательных услуг по нашему федеральному округу. Здесь есть конкретные наработки, с которыми вуз готов поделиться с коллегами.

- Отрадно, что такие конференции становятся все более прикладными, - отметила директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС профессор Ангелина Ким. – Мы обсуждали конкретный опыт реализации совместных образовательных программ российскими вузами и их зарубежными партнерами.

Так, во ВГУЭС уже успешно реализуется одна из наиболее перспективных моделей обучения – “2+2”, когда первые два года студент учится у себя на родине, изучает язык той страны, где намерен продолжить обучение, а следующие два года уже учится за границей. Именно по такой схеме университет сотрудничает с Институтом международного образования города Циндао (провинция Шаньдун, КНР), и первая группа китайских студентов-третьекурсников уже приехала в этом году во Владивосток. Как рассказал директор этого института господин Бао Сяомин, в Китае становится все больше желающих учиться именно по схеме “2+2”. В этом году на первый курс поступили уже 140 человек, которые через два года продолжат образование во  Владивостоке. Помимо активного участия в дискуссиях представители администрации провинции Шаньдун и города Циндао ознакомились с инфраструктурой вуза, условиями учебы и проживания студентов и дали им высокую оценку.

Заинтересованность в укреплении сотрудничества с ВГУЭС выразил и выступавший на конференции проректор университета Цзиси (провинция Хэйлунцзян) Лю Сянцзянь.  Надо сказать, что сотрудничество в образовании по модели “2+2” выбирают и другие дальневосточные вузы. К примеру, начальник отдела международного сотрудничества Амурского государственного университета Григорий Любушкин рассказал о том, что его вуз отрабатывает такую схему с Пекинским университетом китайского языка и культуры. Именно поэтому для него так ценен практический опыт, которым на конференции поделились ректор ВГУЭС профессор Геннадий Лазарев, ряд ведущих специалистов ВГУЭС и зарубежные партнеры вуза.

Факты говорят сами за себя: вузы Дальнего Востока России  успешно изыскивают возможности для расширения экспорта образовательных услуг в страны АТР, прежде всего в Китай. И это несмотря на то, что найти нишу на практически уже сформировавшемся рынке не так-то просто.  Позицию министерства образования и науки сформулировал на конференции начальник управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию профессор Николай Дмитриев. Он заверил, что  министерство продолжит оказывать активную помощь дальневосточникам в развитии экспорта образовательных услуг, дал высокую оценку наработкам

ВГУЭС в этой области и поддержал мнение участников конференции о целесообразности передачи части полномочий по сертификации иностранных дипломов и других документов непосредственно на Дальний Восток, поскольку сложившаяся практика, когда любой вопрос решается в Москве, нерациональна и затратна.

По информации проректора по международным связям Сергея Севастьянова, при поддержке Министерства образования и науки РФ и министерства образования КНР ВГУЭС осуществляет совместные образовательные программы по модели «2+2» уже в нескольких провинциях Китая. Так, для развития сотрудничества в этой области на днях в университете с визитом побывала делегация пяти университетов провинции Цзилинь во главе с заместителем директора департамента образования  этой провинции господином Гао Бяо.

Во ВГУЭС идет подготовка к использованию модели “2+2” и для совместной подготовки бакалавров с университетом Аляска Анкоридж (США), который уже работает по такой схеме с Хабаровским университетом путей сообщения. Участвовавший в работе конференции  директор Российско-американского центра университета Аляска Анкоридж Рассэлл Хауэлл признался, что ему было интересно узнать, как строятся российские программы обучения, понять проблемы, которые надо решить для устранения препятствий на пути взаимовыгодного сотрудничества вузов США и Дальнего Востока, а также разработки совместных образовательных программ между университетом Аляска Анкоридж и ВГУЭС.

- В том, как поставлено бизнес-образование в России и Америке, отличий, безусловно, немало, - поделилась своим мнением руководитель программы сотрудничества с российскими вузами Российско-американского центра университета Аляска Анкоридж Алена Силэй. – Однако есть ключевые моменты, те “колонны”, на которых все держится и у вас, и у нас. Ценность таких конференций – во Владивостоке это я увидела собственными глазами – в том, что на них мы стараемся искать не различия, а, наоборот, фокусироваться на общем. Это помогает взращивать наше сотрудничество. Открою секрет: одним из условий получения американским вузом аккредитации является наличие программы обучения иностранных студентов. Так что, как видите, американские вузы нисколько не меньше заинтересованы в партнерских взаимоотношениях с российскими университетами. А коль есть общее желание, то можно быть уверенным: единое образовательное пространство – не миф, это наше завтра.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»