Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Транспорт

Бензиновый бунт?

Соперничать по темпам роста с удваивающимся и утраивающимся ВВП у нас способны, пожалуй, разве что цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Тому есть много причин, но потребителей интересует прежде всего итог.

«Сезонное понижение цен» с точностью до наоборот

Соперничать по темпам роста с удваивающимся и утраивающимся ВВП у нас способны, пожалуй, разве что цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Тому есть много причин, но потребителей интересует прежде всего итог.

А он однозначен: уже много месяцев подряд как дизельное топливо, так и бензин различных марок безостановочно дорожают. На заправках Владивостока обыденным делом считается солярка по 14 рублей за литр, 92-й бензин по 16

(где и больше) и 95-й - по 17. На загородных трассах можно разжиться горючим и подешевле, но там сейчас не редкость подзабытые было очереди. К тому же многие автомобилисты предпочитают «кормить» свои машины на проверенных заправках, где в баки льют нормальный бензин, а не «бодягу».

В сентябре очень неслучайный человек, а именно замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов ошарашил прессу уверенным заявлением о скором снижении цен на ГСМ, носящем сезонный характер: «Мы прогнозируем снижение цен на бензин с 1 октября. Но это будет не результат повышения экспортных пошлин, а результат сезонного снижения спроса как на дизельное топливо, так и на светлые нефтепродукты». Умудренные автомобилисты отнеслись к заявлению заместителя Германа Грефа с понятным скепсисом, но затаенная надежда на реалистичность прогнозов чиновника все же была. Как оказалось, напрасная: октябрь уж наступил, а топливо и не думало дешеветь. Как в общем-то и следовало ожидать.

На просьбу «В» прокомментировать высказывания Андрея Шаронова руководитель Приморской топливной ассоциации Олег Назаров ответил, что заявления правительства о снижении цен на бензин - просто блеф: стоимость бензина, без которого автовладельцы просто не проживут, уменьшится навряд ли. Ресурсов для этого пока нет, более того - все тенденции говорят в пользу роста. Во-первых, сегодня бензина во Владивостоке мало. И хотя особого ажиотажа по этому поводу нет, ситуация очень зыбкая: спрос на дефицитный продукт может породить такие цены, которые не снились и в ночных кошмарах. Во-вторых, эти самые цены диктуют крупные производители, а всем остальным остается только смириться. Наконец, постоянное дорожание нефти на мировом рынке тоже не способствует тому, чтобы на владивостокских АЗС бензин становился дешевле.    

С мнением Олега Владимировича коррелирует и позиция одной из крупных сбытовых компаний, а именно ОАО «Приморнефтепродукт». «Далеко не факт, что в отдельно взятом регионе цены на топливо будут снижаться, как это прогнозирует Минэкономразвития, - пояснил пресс-секретарь компании Юрий Екименко. -     Среди главных причин - рост цены на нефть и, как говорит сам Андрей Шаронов, монополизация топливного рынка. В ближайшее время «Приморнефтепродукт» не предполагает снижать цены на топливо, более того, есть вероятность дальнейшего роста стоимости бензина из-за увеличения цены на нефть».

Итак, сезонное понижение цен, которое предрекали в Минэкономразвития, нам с вами скорее всего не светит в отличие от сезонного (а точнее - всесезонного) повышения. Топливо будет дорожать, и вопрос только в том, на какой ценовой отметке наступит передышка. Еще хорошо, если потолком для самых популярных видов топлива станет 20 рублей. А если больше?

Кроме объективных экономических факторов на цены влияет и договор между крупнейшими нефтяными компаниями. Тот же Андрей Шаронов не скрывает: «Проблема в структуре рынка - он монополизирован. Налицо факты, которые можно квалифицировать как сговор… Нефтяные компании, продающие нефтепродукты, ведут себя как монополисты, повышая цены под завязку». Сильнее всего топливо бьет по карману северян и дальневосточников (на Камчатке и в Якутии, например, бензин еще дороже, чем в Приморье). В Москве же, Санкт-Петербурге и вообще центральной России горючее гораздо дешевле, чем у нас - в среднем на два рубля с литра. Причем далеко не всегда такой разброс объясняется наличием или отсутствием неподалеку нефтеперерабатывающего завода и стоимостью транспортировки топлива. Похоже, не только сами

нефтяники, но и члены правительства не видят разницы между внешним и внутренним рынками, хотя здесь глобализация и выравнивание цен станут гибельными именно для российского потребителя.

Проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем благосостояние автолюбителей. Цена топлива напрямую влияет на стоимость практически всех товаров и услуг, превращаясь в существенный фактор инфляции - так называемая бензиновая составляющая присутствует везде. Не случайно на сентябрьской сессии Законодательного собрания Приморского края депутаты поддержали инициативу своих коллег из Хабаровского края и приняли обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой «поручить компетентным органам дать оценку немотивированному повышению цен на горюче-смазочные материалы». По мнению региональных законодателей, в стране должен быть создан «действенный механизм, препятствующий необоснованному росту цен на основные виды сырья, энергоносителей, продукции». В тексте обращения отмечается, что сверхдоходы добывающих, перерабатывающих и сбытовых компаний не должны формироваться за счет населения и бюджетов. Депутаты считают продолжающийся рост цен немотивированным и особенно обеспокоены тем, что эта тенденция косвенным образом (ч
ерез неминуемый рост цен на товары и услуги) затрагивает все население.

Пока в президентской администрации рассматривают это обращение, приморские автомобилисты вынуждены мириться с «бензиновым беспределом» - не пешком же ходить. Надеяться на то, что на рынке появится больше предложений и продавцы будут реально конкурировать за потребителя, - малоперспективно, пересесть на мало- и микролитражки согласится не всякий, переделка автомобилей под газовое топливо вряд ли в ближайшее время приобретет массовый характер. Пожалуй, единственным видом если не борьбы, то протеста остаются повязанные на машины белые лоскутки и включенный даже в дневное время ближний свет фар. Если бы еще это давало желаемый эффект…

Автор : Василий АВЧЕНКО, Вера КОНЮХОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»

В этом номере:
Долюшка женская…

«За мной захлопнулась дверь. И… я очутилась в спальне. Сразу в спальне. Никакой прихожей.

Александра у руля

Сегодня на свете осталось мало вещей, которые могут по-настоящему удивить. Но сообщение о том, что директором Мореходного института Дальрыбвтуза назначена женщина, прозвучало как настоящая сенсация. Даже в мировой практике это нонсенс. Примером может служить разве что легендарная Анна Щетинина.

Права водителя и пешехода. Есть ли они?

Этим вопросом, так получилось, не раз озадачивали корреспондента «Горячей линии «В» на текущей неделе наши читатели.

Французы на Камчатке

Марш-броском из Владивостока в Петропавловск-Камчатский с заходом в приморский поселок Терней и сахалинский город Корсаков завершил сентябрь французский корабль «Вандемьер».

Звонкий монумент

Во Владивостоке на видовой площадке у верхней станции фуникулера на этой неделе строители приступили к установке архитектурно-скульптурной композиции в честь славянских просветителей и проповедников христианства Кирилла и Мефодия.

Последние номера