Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Культура, история

Причуды авангарда

Выставка «Два мира. Дальневосточное изобразительное искусство 20-30-х годов ХХ века в контексте русского авангарда» проходит в Дальневосточном художественном музее г. Хабаровска.

Выставка «Два мира. Дальневосточное изобразительное искусство  20-30-х годов ХХ века в контексте русского авангарда» проходит в Дальневосточном художественном музее г. Хабаровска.

Экспозиция собрана из фондов четырех крупнейших музеев Дальнего Востока и впервые самым широким образом наглядно знакомит зрителя с творческим поиском больших мастеров изобразительного искусства в области авангарда, с его влиянием на ход развития дальневосточного искусства первой трети ХХ века и формированием первых художественных школ и творческих объединений в регионе. Организатор и автор проекта – Дальневосточный художественный музей пригласил к сотрудничеству Приморскую картинную галерею, Хабаровский краеведческий музей им. Гродекова и Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Структура выставки предполагает последовательное знакомство с рядом художественных и пластических концепций искусства начала ХХ века. Творчество Фалька, Кузнецова, Машкова, Кончаловского раскрывает общие принципы нового отношения художников к миру, которое выразилось в непривычных цветовых сопоставлениях, подчеркнутых объемах, живописном толковании элементов кубизма.

Суйфунский рынок. Виктор Пальмов (ПКГ)Произведения Лисицкого, Степановой, Поповой, Штеренберга отражают диапазон поисков русских мастеров от кубофутуризма до конструктивизма, совершившего подлинную революцию в области дизайна. 

Ядро выставки – работы художников-дальневосточников, работавших в Хабаровске, Чите, Благовещенске в первое постреволюционное десятилетие, – Наумов, Любарский, Пальмов, Видин, Каль, Пановский.

…Как говорится, в общем и целом – это все, что можно сказать о проекте. Но как водится, не бывает явлений, лишенных контекста. И это переводит выставку из сугубо искусствоведческой в разряд крупнейших культурных событий, которые не умещаются в короткой заметке. Причин несколько: во-первых, начало ХХ века, когда в постреволюционное время зарождалось принципиально новое искусство, очень похоже на начало ХХI – день, в котором мы живем. Во-вторых, именно русский, и в частности дальневосточный,  авангард повлиял на сферу, именуемую сегодня областью дизайна. В-третьих, судьбы русских художников, например, Давида Бурлюка, тесно сплетены  с культурой нации в принципе. В-четвертых, возможность таких проектов – повод поговорить сегодня о месте музея в обществе в целом и отдельно взятом городе в частности.

Но по порядку. Не секрет, особенно для нас – приморцев-соседей Страны восходящего солнца, что в Японии дизайн – едва ли не самоцель, какой бы сферы это ни касалось.

Поломойки. Вацлав Пановский (ПКГ)В 1990-х годах г-н Омока, профессор Института дизайна и изобразительного искусства  в Цукуба, предложил сделать выставку русского авангарда из музейных фондов Приморской картинной галереи и Дальневосточного музея в Японии.  Пристальный интерес японцев к нашему изобразительному искусству начала ХХ века  не случаен:  в свое время «отец русского футуризма» Давид Бурлюк приехал во Владивосток. В  1919 году в нашем городе были созданы литературно-художественное общество, театральная студия «Балаганчик» и объединение сторонников левых течений вокруг журнала  «Творчество». Вместе с ними Бурлюк перенес революцию в изобразительном искусстве с запада на восток. В то время искусство новых форм, абсолютно не похожих на классическое изобразительное искусство, заявляло о себе острыми и ироничными работами, театрально-агитационными акциями. Потом Бурлюк отправился делать революцию дальше – в Японию, проведя несколько выставок в Иокогаме, Токио, Осаке. Из всех направлений  того времени японцы выбрали экспрессивное и конструктивное. Цвет и форма положили начало сегодняшнему дизайну.  Тогда  же новая пластика шокировала зрителей.

В конце 90-х выставка в Японии с легкой руки г-на Омока состоялась с договором о том, что позже проект увидит свет во Владивостоке и Хабаровске. Хабаровчане опередили нас.

Один из залов показывает весь контекст русского авангарда, следующие представляют дальневосточных художников. Нам, в частности Приморской картинной галерее, есть, чем гордиться. Художников обвиняли в формализме – советская власть начинала всех равнять под одну гребенку,  а они продолжали творческие эксперименты. Собственно, и сегодня происходит то же самое, только больше в области актуального искусства, нежели изобразительного. Как вписывается в культурный контекст в целом? Принципиальный ответ короток: искусство отражает жизнь. Не больше и не меньше. Из непонятной подчас мешанины со временем вырисовываются абсолютно четкие контуры, и можно лишь удивляться – почему этого не принимали и понимали раньше. В экспозицию включены плакат, эскизы театрально-декорационного оформления, эскизы настенной росписи. Как вам это – «Задача рабочих и крестьян сделать из беспризорных детей граждан трудовой республики»? Чем не сегодняшние слоганы, размещенные на рекламных щитах? К слову, русский авангард на международных аукционах – едва ли не единственный вид искусства, на который не снижаются цены на протяжении многих лет. К счастью, есть возможность увидеть его и в России.

Заместитель по науке Дальневосточного музея Людмила Козлова обсуждает концепцию выставки с искусствоведом Натальей Левданской (Владивосток)И еще. Сегодня осуществление проекта, подобного проекту «Два мира» с изданием научного каталога, по силам  только столичным музеям. Представлено более ста работ, половину из которых надо было привезти из других городов. Страховка музейных ценностей в десятки тысяч долларов, упаковка под присмотром реставраторов, транспортировка – колоссальный труд взяли на себя хабаровчане. Отдельных слов самого искреннего восхищения заслуживают сотрудники музея и отношение к этому учреждению культуры правительства Хабаровска и лично губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева. Находятся средства на ремонт, специальное освещение, на мраморные подиумы под скульптуру, на закупку художественных работ и фарфора. Недавно закончилась выставка шестнадцати архитектурных проектов, которые выполнили дипломники Института архитектуры г. Хабаровска. Тема – пристройка к основному зданию музея, в которой разместится современное искусство. 12 тысячам работ стало тесно...… Студенты-участники конкурса с огромным энтузиазмом взялись за дело – интересная профессиональная задача совпала с социальным запросом. А в том, что он есть, сомневаться попросту не приходится. Показательный пример – недавняя демонстрация работы Тициана «Ревекка у колодца» (Дальневосточный музей) в галерее «Арка» во Владивостоке вызвала поистине ажиотаж. Книга отзывов полна восторженных строчек, среди которых есть и такие: «Не думал, что представится в наше время возможность увидеть шедевр Возрождения. Спасибо за это всем, кто сохранил его!».

В официальном сообщении, подготовленном Дальневосточным музеем, есть  фраза: дискуссии вокруг новаторства будут продолжены в 2005 году во Владивостоке, в залах Приморской картинной галереи, где планируется следующий показ выставки. О состоянии этих залов лишний  раз нет смысла говорить – тотальный ремонт. Тем временем Дальневосточный музей готовится к следующему большому проекту – серии «Выставка одного шедевра» во Владивостоке.

Автор : Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток» Владивосток - Хабаровск

comments powered by Disqus
В этом номере:
Дорога стоит того

Вторую очередь Некрасовского путепровода во Владивостоке обещают сдать к 1 ноября. На этой неделе строители приступили к завершающей стадии. Здесь укладывают асфальт, следом ведутся подготовительные работы по монтажу дорожных стыков, своей очереди ожидают электромонтажники и другие специалисты. Поэтому очередное рабочее совещание, на котором присутствовал губернатор Приморья Сергей Дарькин, лично курирующий этот объект, проводили прямо на строительной площадке.

На границе смена

Указом президента России Владимира Путина расформированы Тихоокеанское и Дальневосточное региональные пограничные управления ФСБ. На их базе образованы четыре обычных управления - Приморское, Сахалинское, Хабаровское и Амурское.

Кондуктор, нажми на тормоза

В Артеме местная власть стала уделять самое пристальное внимание качеству пассажирских перевозок. И как следствие резко сократилось количество жалоб на имя главы города в этом году по поводу плохой работы общественного транспорта.

Будем жить «на сухую»

В связи с проведением ремонтных работ с 00.00 часов 29 сентября до 12 часов 30 сентября от системы холодного водоснабжения будет отключена большая часть города.

Большой круг во Владивостоке

В минувшую субботу в Матросском клубе Владивостока прошел большой казачий круг, посвященный 115-летию образования самого молодого в России Уссурийского казачьего войска.

Последние номера