Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Экономика, финансы

Стопроцентная разруха

По мнению московских специалистов, ЖКХ во Владивостоке пока что нет.

По мнению московских специалистов, ЖКХ во Владивостоке пока что нет.

«Перед нынешней администрацией Владивостока не стоит задача реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Оно находится в таком состоянии, что требует стопроцентного восстановления после достаточно длительного периода разрухи. Задача невероятно тяжелая. Не стоит завидовать новой городской власти. Скорее, ей можно только соболезновать…».

Такой неутешительный вывод сделали на пресс-конференции, состоявшейся в конце прошлой недели, представители делегации московской мэрии после шестидневного знакомства с ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве приморской столицы. Напомним, что визит московских специалистов стал ответом на предложение Владимира Николаева, которое тот сделал столичным коллегам во время заседания VIII сессии Международной ассамблеи столиц и крупных городов России и стран СНГ, проходившей 10-11 сентября в Челябинске. Глава администрации Владивостока заинтересовался положительным опытом Москвы по усовершенствованию системы ЖКХ, благоустройству городских территорий, внедрению различных социальных программ для населения. Ознакомившись с практикой решения жилищно-коммунальных и иных городских проблем, Владимир Николаев предложил заместителю руководителя департамента ЖКХ и благоустройства столицы Андрею Широкову и управляющему «Фонда стимулирования энергосбережения» Александру Вербицкому посетить краевой центр, чтобы поделиться с сот
рудниками владивостокской администрации своими наработками в данной области…

СКАЗКИ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ФОНДЕ

Оказывается, в нашем городе отсутствует четкое структурирование системы управления. Собственно, отсюда и большинство бед. Московские гости эту проблему отметили как первую и самую большую. Проблема номер два: нет четкого понимания, чем же все-таки управляет город. Городские власти почему-то до сих пор продолжают считать, что весь жилой фонд города - муниципальный. Хотя это давно не так…

- На сегодняшний день муниципалитет в своей собственности имеет чуть больше 30 процентов жилого фонда, и этот процент все время уменьшается, - сказал Александр Вербицкий. - У нас в стране не существует жилищно-коммунального хозяйства. Существует жилищная сфера с одной формой собственности и коммунальная сфера с совершенно другой формой собственности. Формы собственности разделила «великая коммунальная революция», которая состоялась в России после принятия закона о приватизации жилищного фонда.

К сожалению, это беда не только Владивостока, но и практически всей России: администрации городов продолжают относиться к жилищному фонду как к муниципальной собственности. И это приводит к очень тяжелому положению муниципалитетов. Реально они все-таки владеют только 30-35 процентами этой собственности, а пытаются управлять всеми ста. Отсюда очень большие проблемы в части нахождения денег на такое управление, в части рациональных трат и т. д. Население, к сожалению, в этих условиях не до конца осознает свои права и ответственность за состояние своих жилищ, а ответственность эта довольно высока. Есть еще и так называемая общедолевая собственность - это чердаки, подвалы, подъезды и прочее, за что население должно нести ответственность.

ДОГОВОРЫ БЕЗ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Много вопросов возникло у московских специалистов по договорам между ресурсообеспечивающими организациями и жилищными органами.

- В первую очередь, это отсутствие каких-либо договоров, - отметил Андрей Широков, - а во-вторых, если даже договоры и есть, то в них прописывается позиция, выгодная ресурсоснабжающим организациям, и практически не отражены интересы населения, которое эти ресурсы получает.

Вообще ситуацию по договорным отношениям во Владивостоке москвичи оценили как очень тяжелую. Прежняя администрация оставила достаточно большие долги по платежам за целый ряд коммунальных ресурсов. Но следует иметь в виду, что у поставщиков услуг в своем хозяйстве тоже далеко не все в порядке. Фактически ни в одном договоре на поставку энергоресурсов нет ни слова об ответственности за качество этих энергоресурсов: ни за качество воды, ни за качество тепла для отопления, ни за электричество. А Гражданский кодекс обязывает поставщиков соразмерять платежи и качество предоставляемых услуг. Между прочим, такая ситуация не только во Владивостоке, но и во многих других городах. А без отработки этих аспектов договоров ничего хорошего не будет. Долги будут нарастать. А поставщики ресурсов так до конца и не поймут свою ответственность, в том числе и экономическую, за поставляемые ресурсы.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Кстати, в Москве уже давно действует договорная система. И тем не менее, как отметил Андрей Широков, тема эта продолжает оставаться живой и весьма актуальной. Есть и слабое звено - в виде отношений между собственниками жилья и управляющими компаниями.

- Мы как раз сейчас работаем в этом направлении, чтобы каждый собственник жилья имел договор с соответствующей управляющей компанией, единой для всего дома, чтобы выполнялись все те обязательства, которые прописаны в договоре по управлению жильем. Управляющая компания в дальнейшем нанимает подрядную организацию для работы с ресурсоснабжающими организациями, которые предоставляют свой товар, обязательно качественный.

Как видим, и в Москве проблемы схожи с нашими. Не отработан, естественно, вопрос и в целом по стране. И все-таки, как подчеркнул Александр Вербицкий, администрации Владивостока подойти к разрешению этой проблемы немного легче, чем во многих других городах:

- Потому что это новая администрация. И она может начинать действовать если не с чистого листа, то с незашоренными глазами. С пониманием рыночных аспектов этой темы, с пониманием роли города, с правильным пониманием ответственности администрации. А вот сказать: поезжайте в город М., там все проблемы решены, мы вам не можем. Потому что Москва тоже не является эталоном...

ВОЛНА БЛАГОУСТРОЙСТВА

- Тема благоустройства города в разговоре с мэром Владивостока была затронута отдельно, - отметил Андрей Широков. - Мы дали определенные рекомендации: каким образом разбить город на участки, как найти хорошие подрядные организации, как организовать выделение средств на решение проблемы благоустройства. А главное - каким образом провести благоустройство, единое со всеми структурами, которые имеют нежилые помещения на первых этажах домов...

К слову, специально для московских специалистов была выделена служебная машина городской администрации. Но гости предпочитали делать пешие прогулки. По словам Андрея Широкова, центр Владивостока был ими исхожен вдоль и поперек - от набережной до самых темных закоулков (не страшно же было!). Эти прогулки, кстати, дали дополнительную тему для разговора с мэром...

- Взять, к примеру, центральную площадь Владивостока. Ведь по сути площадь, которая находится под взглядами высших должностных лиц края, так до конца и не была благоустроена бывшим городским руководством. И теперь это задача для новой администрации. Не за горами юбилей - в следующем году Владивостоку исполнится 145 лет. Соберется много гостей. Николаев имеет большие задумки: пригласить гостей - мэров других городов. Для того чтобы привести город в порядок, сделать его уютным, остается очень мало времени. И начинать придется, скорее всего, с центральной части города.

А подземный переход в центре? Ведь там, внизу, - частное кафе. И почему бы хозяину кафе не взять шефство над всем переходом? Чтобы было чисто и уютно, чтобы не висели в нем пучками электрические провода, чтобы светло в нем было.

- Внешнее состояние города, я думаю, это совместное дело как администрации, так и горожан, - присоединился к мнению коллеги Александр Вербицкий. - На самом деле на жителях лежит колоссальная ответственность за состояние города.

И еще штрих к теме благоустройства. В Москве, оказывается, ни один хозяин здания не может покрасить его фасад, пока не получит так называемый колористический паспорт... Это вам не Владивосток, где первые этажи зданий, выкупленные под офисы, раскрашены и напоминают светофор: красный, желтый, зеленый и т. д. А то и в клеточку! Но, как заверили журналистов московские специалисты, этот вопрос Владимир Николаев обязался разрешить в самое ближайшее время. А городу будет представлен новый главный архитектор.

НЕ ПУТАЙТЕ ГЧП С ГКЧП!

На городские деньги, естественно, все не сделаешь.

- Первое, что надо понять и признать, это то, что восстановление города не может быть сделано на бюджетные средства, - поделился своим мнением с журналистами Александр Вербицкий. - Так не делается нигде в мире. Какие бы «жирные» бюджеты ни были. В том числе и Москва не идет по пути траты только бюджета.

Где же взять деньги? Очень просто - кредит в банке. Другое дело, что в российской банковской системе существует ряд недостатков... В стране мало «длинных» денег, которые нужны для реформирования, мало «дешевых» денег с низкими процентами. Но все эти проблемы, в принципе, решаемы. Самый лучший способ решения коммунальных проблем, найденный в мире, называется несколько пугающе для россиян - ГЧП. Это так называемое государственное частное партнерство. Если коротко, это когда государство или муниципальные власти находят частных партнеров, которые могли бы вкладывать свои деньги в решение целого ряда вопросов, которые решает государство или муниципалитет. Но идти по этому пути довольно проблематично, потому что далеко не все руководители городов, регионов понимают степень своей ответственности. Каждый из них хотел бы пригласить коммерсанта и сказать: «Реши мою проблему», но вот гарантию платежей могут дать далеко не все. Тенденция, когда к управлению городами и регионами стали привлекаться бизнесмены, гораздо лучше той старой системы, когда руководителями назначались партийные товарищи. Бизнесмены лучше многих руководителей с советским менталитетом понимают, что такое ответственность по договорам. Если договор заключен - его надо выполнять. А невыполнение такового должно стать настоящим ЧП. То есть чрезвычайным происшествием.

Автор : Алла РУДЕНКОВА, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Дорога стоит того

Вторую очередь Некрасовского путепровода во Владивостоке обещают сдать к 1 ноября. На этой неделе строители приступили к завершающей стадии. Здесь укладывают асфальт, следом ведутся подготовительные работы по монтажу дорожных стыков, своей очереди ожидают электромонтажники и другие специалисты. Поэтому очередное рабочее совещание, на котором присутствовал губернатор Приморья Сергей Дарькин, лично курирующий этот объект, проводили прямо на строительной площадке.

На границе смена

Указом президента России Владимира Путина расформированы Тихоокеанское и Дальневосточное региональные пограничные управления ФСБ. На их базе образованы четыре обычных управления - Приморское, Сахалинское, Хабаровское и Амурское.

Кондуктор, нажми на тормоза

В Артеме местная власть стала уделять самое пристальное внимание качеству пассажирских перевозок. И как следствие резко сократилось количество жалоб на имя главы города в этом году по поводу плохой работы общественного транспорта.

Будем жить «на сухую»

В связи с проведением ремонтных работ с 00.00 часов 29 сентября до 12 часов 30 сентября от системы холодного водоснабжения будет отключена большая часть города.

Большой круг во Владивостоке

В минувшую субботу в Матросском клубе Владивостока прошел большой казачий круг, посвященный 115-летию образования самого молодого в России Уссурийского казачьего войска.

Последние номера