Продается память

Такое мнение в беседе с нашим корреспондентом высказал руководитель Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината Павел Пацвальд. Он сообщил, что с документацией батареи сегодня работают дознаватели Хасанского ОВД, а само дело о разрушении исторического памятника находится на контроле краевого УВД.

24 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1628 от 24 сент. 2004

Такое мнение в беседе с нашим корреспондентом высказал руководитель Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината Павел Пацвальд. Он сообщил, что с документацией батареи сегодня работают дознаватели Хасанского ОВД, а само дело о разрушении исторического памятника находится на контроле краевого УВД.

Напомним, что речь идет об одном из объектов музейного комплекса «Владивостокская крепость», расположенного на мысе Гамова в Хасанском районе. Две недели назад частная фирма ООО «Экомед» начала работы по демонтажу батареи, и только вмешательство местных жителей и помощь Павла Пацвальда, руководителя Дальневосточного филиала НЛМК, проводившего здесь свой отпуск, помогли приостановить работы и придать этому инциденту общественный резонанс.

В настоящий момент дознаватели определяют характер ущерба, нанесенного памятнику времен Великой Отечественной войны, с тем, чтобы установить меру ответственности причастных к этому делу лиц. По их мнению, в документации на продажу памятника частной компании с последующей утилизацией имеется ряд существенных нарушений, которые и заинтересовали сотрудников Хасанского ОВД. Так, например, в договоре о купле-продажи батарея из двух орудий представлена как «неразделанный черный лом». На самом деле орудия изготовлены из спецстали.

Другой сомнительный момент связан с обязательной регистрацией  любого предприятия, занимающегося разделкой черного лома по месту работ. Вместо того чтобы уведомить местную администрацию о начале работ, представители фирмы «Экомед» посетили почему-то только Хасанский ОБЭП, где, собственно, и испрашивали разрешение на вывоз металла. Столь очевидные юридические шероховатости, вероятно, и сподвигли руководителя НЛМК-ДВ, который бдительно следит за происходящими событиями, на уверенное заявление о невозможности дальнейшего демонтажа батареи.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Коль скоро к делу приступили органы дознания, то теперь «Экомед» может получить мощную поддержку в лице Минобороны. Допущенные нарушения  при продаже исторического памятника ложатся темным пятном и на военных. Они, конечно, будут защищать честь мундира до последнего, невзирая на то, что результатом их защиты может оказаться окончательный демонтаж батареи на мысе Гамова.

Директор же фирмы «Экомед», акцентируя внимание на общероссийском резонансе событий в бухте Витязь, выражает готовность взять на себя восстановление одной из двух уцелевших пушек как действующего туристического объекта. С этой целью он просит продать ему участок земли вокруг батареи и передать в безвозмездное пользование бетонные сооружения объекта.

Правда, со второй пушкой, у которой уже срезано дуло, директор полагает целесообразным все-таки расстаться.  Мол, нужно же ему возместить убытки от аннулирования  договора о купле-продаже всего объекта.

И все же хотелось бы, чтобы тот общественный резонанс, который заставил директора фирмы «Экомед» экстренно принять решение о восстановлении памятника, не оказался частным случаем. Хочется надеяться, что этот факт сподвигнет местные и краевые власти к восстановлению второй пушки батареи. Более того, это привлечет внимание властей в целом к проблеме охраны наших памятников. Ведь в такой же ситуации в любой момент могут оказаться и другие береговые сооружения музейного комплекса «Владивостокская крепость», например на острове Аскольд.

И дело не только в закрытых от общественности сделках о купле-продаже. Само состояние этих объектов вызывает большую тревогу. В письме того же директора компании «Экомед» указывается, что бытовые, служебные помещения батареи на мысе Гамова практически разрушены, а все электрооборудование батареи разграблено. Как будто кто-то намеренно подводит подобные объекты к продаже, когда они приходят в окончательную негодность. Кроме того, искренность намерений компаний, подобных ООО «Экомед», вызывает большие сомнения. Когда общественность забила тревогу, они, конечно, вспомнили и про приближающийся праздник - 60 лет Победы, и про историческую ценность объекта. Но что-то ни у кого рука не дрогнула резать на металл музейный экспонат две недели назад. Про праздник и историю тогда никто не вспоминал. И где гарантия, что завтра какая-нибудь аналогичная фирмочка не резанет автогеном в другом месте? 

Да, сегодня благодаря поднявшейся волне протеста против уничтожения исторического памятника у нас появилась надежда сохранить его. Но что же дальше?

Хочется надеяться на то, что не только жители и такие руководители крупных предприятий, как Павел Пацвальд, участвовали бы в защите наших святынь, но и наша власть понимала, что эти реликвии необходимы прежде всего нашим детям. А самое главное - нам не должно быть все равно, что останется после нас.

Автор: Михаил КОРШУНОВ, «Владивосток»