Образец – Образцова

О Елене Образцовой можно писать романы. Человек, который помнит блокаду. Ленинградка, впитавшая в себя дух города навсегда. Оперная прима, спевшая весь мировой оперный репертуар. Организатор международного конкурса молодых оперных исполнителей. Артистка, менеджером которой является родной брат Монтсеррат Кабалье. Женщина, обладающая неиссякаемой любовью к жизни. Драматическая актриса, играющая главные роли в спектаклях Романа Виктюка. Талантливый педагог, обучающий молодых не только в России, но и за рубежом. Красивая женщина, прилагающая титанические усилия, чтобы сохранить молодость. Автор прозы и стихов. Да что говорить! Елена Васильевна просто очень жизнерадостный человек. Эксклюзивное интервью «В» Елена Образцова дала после первого из двух концертов в Пушкинском театре, на котором исполняла романсы.

16 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1623 от 16 сент. 2004

О Елене Образцовой можно писать романы. Человек, который помнит блокаду. Ленинградка, впитавшая в себя дух города навсегда. Оперная прима, спевшая весь мировой оперный репертуар. Организатор международного конкурса молодых оперных исполнителей.  Артистка, менеджером которой является родной брат Монтсеррат Кабалье. Женщина, обладающая неиссякаемой любовью к жизни. Драматическая актриса, играющая главные роли в спектаклях Романа Виктюка. Талантливый педагог, обучающий молодых не только в России, но и за рубежом. Красивая женщина, прилагающая титанические усилия, чтобы сохранить молодость. Автор прозы и стихов. Да что говорить! Елена Васильевна просто очень жизнерадостный человек. Эксклюзивное интервью «В» Елена Образцова дала после первого из двух концертов в Пушкинском театре, на котором исполняла романсы.

- Елена Васильевна, в этой программе вы пели только романсы. А что для вас предпочтительнее сегодня, после того как вы перепели весь мировой оперный репертуар?

- Я люблю разную музыку, разные жанры. Вот сравнительно недавно увлеклась джазом. Когда вникла в спиричуэл, в эти песенные молитвы богу, просто голову потеряла. Слушала сутки напролет...… Единственное, чего я не люблю, - смешивать жанры в одной программе, поэтому если романсы, то только они.

- Какая из оперных героинь вам ближе по духу?

- Ближе всего Шарлотта в «Вертере». Она очень лиричная и нежная. Хотя есть и другие роли, которые я очень люблю. В роли Нерис я могу выразить страсть, властность, в Кармен много всякого хулиганства, которого во мне тоже много. Получается, что меня так много, что я могу выразить любой характер.

- Не мешает озорство имиджу оперной дамы?

- Ну зачем же дамы? Я по характеру вовсе не дама. Считаю, что ничего не надо изображать, если какого-то качества нет на самом деле. Если человек изображает – это обман. Его нет.

- В свое время пресса пестрела сообщениями о спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», в котором вы сыграли главную роль – неожиданный ракурс и прочее. Но вы справились с драмой. Сегодня этот эксперимент продолжается?

-  Да. Я работаю над «Венерой в мехах» по Захер-Мазоху. Это изумительный роман. Потом мы начали репетировать дуэтом с питерской актрисой Ириной Соколовой «Не стреляйте в маму». Это все будет у Виктюка. В свое время зрители испытывали некоторый шок, когда я выходила на сцену вместе с Дмитрием Бозиным. Спектакль о любви-страсти, которую испытывает женщина,  это обновляет ее. Герой гораздо моложе, и это придает пикантность сюжету. То, как воспринимали нас, было и смешно, и трагично. Но сейчас зрители привыкли к тому, что я выхожу на сцену в драматической роли.

- Сценическое действо – одно, жизнь – другое. На самом деле вы верите в любовь?

-  Я не просто верю, я люблю.  Это всеобъемлющее чувство. Ты видишь друзей, слушаешь музыку,  читаешь хорошие книги, наслаждаешься живописью, любишь мужчину – это все любовь...… Только на первый взгляд выглядит банальностью формула «Любить человека – это прежде всего любить жизнь». На самом деле это чувство едино, и оно или есть, или нет.

-  Елена Васильевна, ваше творчество не исчерпывается сценой, вы еще ставите и литературные эксперименты. О чем ваши книги?

- Я заканчиваю книгу о второй половине моей жизни. И уже написана книга о технике пения, сейчас я немного корректирую ее. Еще  я пишу стихи, правда, пока боюсь их показывать. Могу лишь признаться, дала несколько стихов в журнал Большого театра. Они будут опубликованы...

- Большую часть творческой жизни вы пели в Большом театре. Это классическая оперная школа. Но сегодня есть солисты, которые популяризируют оперное пение. Тот же Николай Басков. И это уже другая манера исполнения. Как вы к этому относитесь?

- Сегодня вообще много говорят о том, что проживание оперной роли, а не только виртуозная техника, устарели. Не согласна... Монтсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд, Паваротти, Доминго – все мы относимся к одному музыкальному поколению. Мы жили на сцене, мы просто попадали в другой пласт существования, параллельный с реальным миром. Честно говоря, мы не задумывались о технике. Это выходило само собой, благодаря собственным переживаниям, жизненному опыту, не всегда веселому. Сейчас, к сожалению, нет индивидуальностей. Мне кажется, молодые слишком сосредоточены на собственно исполнении. Но певец не должен сидеть в комнате, он должен жить.

- Вы замечательно выглядите, не скрывая при этом, что отметили 40 лет сценической деятельности. А в телепередачах и вовсе открыто заявляете о необходимости радикальной работы над внешностью. Ничего не изменилось в вашей позиции?

- Действительно, не скрываю, что не единожды побывала под ножом хирурга-косметолога. Не могу же я выходить на сцену старухой и петь при этом арии девушки! Это, извините, смешно. Обычному человеку, который не выходит на сцену, это не нужно. Но я хочу по-прежнему радовать публику, я очень люблю петь, поэтому я делаю косметические операции у своего постоянного доктора Пухова – это в Челябинске. Это требует времени и сил, но это сознательная жертва ради моих поклонников. Порой я не могу оставаться в клинике даже три дня, потому что очень плотный график выступлений.   Сегодня я в России, завтра в Токио – я там преподаю, послезавтра  в Испании – там живут мои дочь и внук. Щадить себя не получается – я очень жадная: мне нужна сцена.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»