С оркестром. Но без дирижера

Пресс-конференция под названием «Итоги фестиваля «Дни высокой музыки во Владивостоке» состоялась в здании краевой администрации в среду. На вопросы журналистов ответили начальник управления культуры Петр Семин, директор филармонии Алексей Макаренко, скрипач Дмитрий Коган, заслуженная артистка России Лариса Белоброва.

10 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1620 от 10 сент. 2004

Пресс-конференция под названием «Итоги фестиваля «Дни высокой музыки во Владивостоке» состоялась в здании краевой администрации в среду.  На вопросы журналистов ответили начальник управления культуры Петр Семин, директор филармонии Алексей Макаренко, скрипач Дмитрий Коган, заслуженная артистка России Лариса Белоброва.

Как уже сообщал «В», один из итогов музыкального фестиваля «Дни высокой музыки во Владивостоке» с участием скрипача Дмитрия Когана – снятие с должности главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра Сергея Примака. Напомним, Сергей Примак приступил к исполнению обязанностей главного дирижера в 2002 году, сменив на этом посту москвича Андрея Дашунина. Надо отметить, что проблема с руководителем  в Тихоокеанском симфоническом оркестре стояла остро всегда. Контракты, которые управление культуры заключало с дирижерами, не были длительными. Сергей Примак, возглавив оркестр, неоднократно повторял, что своей главной задачей считает регулярную концертную деятельность коллектива. И ему удалось выполнить задачу: музыканты давали концерты не только во Владивостоке, но и выезжали на гастроли в Корею.

Однако оставались нерешенными некоторые проблемы: профессиональные, кадровые и психологические. Не всегда жесткая манера руководства Сергея Петровича  находила понимание в оркестре.  Все это сослужило плохую службу. Конкретным поводом для отстранения Сергея Примака стал срыв репетиции за день до концерта Тихоокеанского симфонического оркестра и Дмитрия Когана, заявленного в программе фестиваля «Дни высокой музыки».

На пресс-конференции Дмитрий первым взял слово:

- Речь идет не о том, что кто-то с кем-то не нашел взаимопонимания. Дело в качестве и уровне исполнения. К сожалению, в этом оркестре он был не на высоте. Все начинается с головы, если дирижер может не явиться на репетицию, то можно ли спрашивать строго с музыкантов? Скидки  на провинцию быть не может, во-первых, Владивосток вряд ли можно считать провинцией, во-вторых,  почему в Самаре, Новосибирске, Казани и других городах, в которых мне довелось побывать на гастролях, оркестры хорошего профессионального уровня, а во Владивостоке нет? Видимо, причина в кадрах, руководящих, в первую очередь.

Свой комментарий ситуации представила Лариса Белоброва, активный участник подготовки «Дней высокой музыки»:

- Даже если не считать Владивосток провинцией, следует быть объективными: мы действительно далеко от столицы. Здесь нет насыщенной культурной среды, нет возможности сравнивать, выбирать. Сергей Петрович возглавил оркестр, когда коллектив был не в лучшем состоянии. Он по-своему старался исправить ситуацию, концерты стали регулярными. К сожалению, этот инцидент заставил директора филармонии принять решение. Мы думаем сегодня не только о том, кто заменит Сергея Примака, но и о конкурентоспособности руководителя. А для этого должны быть и постоянный дирижер, и приглашенный на временные проекты. Понятно, что приглашенный дирижер  прежде всего смотрит на уровень оркестра, его оснащенность инструментами.

На последней проблеме заострил внимание Петр Семин:

- Состоялись встречи с губернатором, на которых обсуждался вопрос закупки инструментов для Тихоокеанского симфонического оркестра. Инструментов хороших и дорогих. Речь идет прежде всего о рояле «Стейнвей», который во время своего визита во Владивосток пообещал нам министр культуры Михаил Швыдкой. Несмотря на то, что сегодня министерство возглавляет другой человек, решение осталось в силе. Дело в том, что такой инструмент не покупается в магазине, его заказывают производителю, и заказ выполняется не один месяц. Приказом министерства культуры от 9 марта Владивостоку выделены средства на этот инструмент. Мы его ждем…

На вопрос о том, кто все же возглавит оркестр в новом музыкальном сезоне, который вот-вот начнется, Алексей Макаренко ответил:

- Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов, но один из них подсказал Дмитрий Коган. Поработать с нашим оркестром дал согласие Михаил Щербаков, народный артист, дирижер симфонического  оркестра в Самаре.  Он приедет сюда на неделю, даст концерт с нашим оркестром, оценит ситуацию. Дальше будем искать. Думаю, нам удастся решить не только кадровую проблему: в дни фестиваля у Приморской филармонии появился попечительский совет, в который вошли губернатор Сергей Дарькин, Лариса Белоброва, мэр города Владимир Николаев, советник губернатора Петр Висковатых. Этот шаг внушает оптимизм.          

ДОСЬЕ "В"

Сергей Примак исполнял обязанности главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра с февраля 2002 года. Контракт с управлением культуры подписал в августе того же года. В 1993 году окончил Новосибирскую консерваторию им. Глинки (класс трубы). С 1989 года занимался в классе оперно-симфонического дирижирования у профессора, народного артиста СССР Арнольда Каца. Работал в Новосибирском театре оперы и балета, Томском академическом симфоническом оркестре, Красноярском симфоническом оркестре.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»