Муки Руминова

Как сказал великий Стэнли Кубрик: «Лучшая возможность убить идею – это снять фильм». Вооружившись этим афоризмом, 29-летний режиссер Павел Руминов взял в руки цифровую видеокамеру.

8 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1618 от 8 сент. 2004

Как сказал великий Стэнли Кубрик: «Лучшая возможность убить идею – это снять фильм». Вооружившись этим афоризмом, 29-летний режиссер Павел Руминов взял в руки цифровую видеокамеру.

Муки творчества легли в основу его фильма «Ключевое действие», показанного на втором кинофестивале «Меридианы Тихого» в рамках программы «Новое кино России».  Это комедия в духе триллера (первый парадокс!) о кризисе, в котором пребывают многие творческие личности, некое исследование поведения человека, пытающегося решить свою проблему, находясь у последней черты.

Герой ленты – сценарист, которого  покинула муза. И только страх быть убитым подвигает его завершить свое нелепое творение. Роль прекрасно сыграл талантливый театральный актер Иван Волков.

- Мне кажется, что, оказавшись у самой последней, смертельной черты, я наконец-то пойму, как стоило жить и что необходимо было сделать, - признался Павел. - Но только под воздействием этого сильного фактора - смерти... Если бы я это чувствовал каждое утро, то был бы намного более продуктивным человеком, а на земле, возможно, не было бы  войн, других трагических историй.

Владивостокский парень Паша Руминов после школы поступил в ДВГУ. Но, проучившись всего два месяца, бросил учебу. Что, собственно, не помешало ему вращаться в журналистских кругах, в том числе  в рекламном бизнесе. На вопрос: «Как он отважился отправиться в Москву?» - Павел отвечает, что поехал наудачу, но с руками и с головой в придачу. Точно знал, что не хочет мыть в бистро тарелки. И начал снимать клипы.

- Мне повезло работать с хорошими музыкантами: с Найком, Дельфином. Что-то из моих клипов просочилось на ТВ экран, - говорит Павел. – Сейчас я независимый режиссер, снимаю малобюджетные фильмы, поэтому легко могу сняться в дорогу, показывать свои фильмы в небольших залах.

Во ВГИК Павел  даже не пытался поступать по принципиальным соображениям. Убежден, что здесь не получают главного: импульса любви, некоей страсти, личного интереса. Если человек хочет чему-то научиться, он способен сделать это сам. Высшие учебные заведения, на взгляд Павла, - условности.

- Что вдохновило тебя на сюжет «Ключевого действия»?

- Мое желание сделать фильм - странный, дикий, бледный, какой угодно, но современный русский фильм.  «Ключевое действие» - в чем-то  личная история, хотя на самом деле чистый вымысел. В основе - мои попытки начать писать. Я знаю, что умею и должен это делать, но я это ненавижу. Парадокс. Тут особенно  важно, чтобы  холодильник был пустой. Потому что когда ты пишешь, зная, что в холодильнике есть йогурт, банан, то думаешь: «Вот сейчас напишу эту шутку, банан окуну в йогурт». И ведешь с собой эти постоянные торги.  Я считаю, что писать – самый жуткий процесс. Из ниоткуда должно что-то прийти.

- Тем не менее снова берешься за перо? 

- Думаю, что следующей работой станет фильм, в котором я попытаюсь рассказать о моей реакции на то, что происходит с нашей страной, с миром, если говорить о терактах.   К сожалению, ни одному отечественному продюсеру не интересны подобные замыслы. Они не вернутся хорошими деньгами, не оболванят очередное поколение. Культурный геноцид – вещь реальная и очень опасная. А кино в этом ряду ответственный инструмент. Собственно, и настоящих продюсеров у нас нет. Есть некие инвесторы с амбициями и желанием «изнасиловать» кинематограф, чтобы получить свои дивиденды. Ведь это видно по фильмам. Массовое кино делают те, у кого есть деньги. Сами решайте: кто лучше разбирается в музыке – король Австрии или Моцарт? Но не берусь утверждать, что так происходит во всех случаях. Если кино начнут делать люди,  идущие от самой идеи, от любви к кино, тогда возможно рождение мощных неожиданных проектов.

- Насколько достоверна информация о том, что один из своих фильмов ты предложил для просмотра самому Тарантино?

- Просто я набрался смелости и при встрече на Московском кинофестивале передал ему пакет с кассетой. Я не уверен, что он удостоит фильм просмотром и оценкой, но при следующей встрече у нас будет повод поговорить...… В любом случае эти 10 минут общения с Тарантино на  меня произвели впечатление. Жизнь – это цепь невероятных событий, которые мы ошибочно делим на удачи и неудачи. Когда человек это понимает, решаются все проблемы. Нужно чуть медленнее жить.

Павел не любит, когда его хвалят. Это навевает на него угрюмое настроение, даже депрессию. Замечания, советы воспринимает чутко. При встрече с людьми, с которыми предстоит работать вместе, без лишней скромности заявляет, что он новый Стэнли Кубрик. Это не столько эпатаж, сколько оценка собственного потенциала, того критерия, по которому ему хочется работать.

То ли воды Амурского залива, то ли ландшафты родного города навеяли Паше желание остаться на время во Владивостоке и снять фильм совместно с «Русским островом»...

ДОСЬЕ "В"

Родился в 1975 году во Владивостоке. Работал журналистом в приморских СМИ. Увлекся съемкой видеоклипов. В Москве сотрудничал с группами «Мумий Тролль», «Ночные снайперы», Земфирой, Найком Борзовым. Первый опыт Павла в игровом  кино – сценарий к фильму «Одиночество крови». Руминов – автор сценариев и режиссер своих последующих работ «Ключевое действие» и «Человек, который молчал». Фильм «Ключевое действие» получил диплом гильдии кинокритиков России на пятнадцатом «Кинотавре» и приз кинофестиваля в Аризоне в 2004 г.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»