ГАИ по-соседски

Взаимоотношения водителей и автоинспекции давно уже стали любимой, но в то же время и больной темой обсуждения в компании автолюбителей. Впрочем, не только в компании. Работа и моральный облик сотрудников ГИБДД постоянно находятся под колпаком у всевозможных СМИ - газет, журналов, телеканалов и радиостанций. Сегодня свой «скромный» вклад в это дело решили внести и мы. Правда, хаять или, напротив, хвалить инспекторов доблестной ГИБДД мы не будем, а лишь поделимся своими впечатлениями о их работе. Причем главными героями нашей программы будут не приморские гаишники, а хабаровские и сахалинские.

3 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1616 от 3 сент. 2004

Взаимоотношения водителей и автоинспекции давно уже стали любимой, но в то же время и больной темой обсуждения в компании автолюбителей. Впрочем, не только в компании. Работа и моральный облик сотрудников ГИБДД постоянно находятся под колпаком у всевозможных СМИ - газет, журналов, телеканалов и радиостанций. Сегодня свой «скромный» вклад в это дело решили внести и мы. Правда, хаять или, напротив, хвалить инспекторов доблестной ГИБДД мы не будем, а лишь поделимся своими впечатлениями о их работе. Причем главными героями нашей программы будут не приморские гаишники, а хабаровские и сахалинские.

Дело в том, что автор статьи провел в экспедиции на Сахалине и в Хабаровском крае почти два месяца (в основном за рулем), поэтому имел возможность познакомиться с тамошней автоинспекцией поближе. Лучше она приморской или хуже, мы судить не беремся. Но сразу признаем, слухи о «гаишном произволе» у наших соседей оказались слишком преувеличенными.

САХАЛИН

За полтора месяца, проведенных на острове, нашу машину сотрудники ГИБДД останавливали раз 10, если не больше. То есть каждые 3-4 дня. Точнее, иногда и по 4 раза на день, но большую часть времени мы провели в тайге, где автоинспектора почему-то не водятся.

Причиной остановок в подавляющем большинстве случаев являлась проверка документов, а также груза. И то, и другое легко объяснимо: документы проверялись, потому что номерные знаки у джипа были приморские, а груз - потому что в августе на Сахалине «горбуша перла» и все силы были брошены на борьбу с браконьерством.

Что касается остановок за нарушения правил дорожного движения, то таковых не было ни разу. И не потому, что повода не было (правила нарушать периодически приходилось). Просто автоинспекция там к чужакам гораздо терпимее. (В Приморье, как известно, наоборот.)

Например, в Южно-Сахалинске, городе для нас совершенно незнакомом, нам постоянно приходилось нарушать правила расположения транспортных средств, проезда перекрестков, парковки и проезжать на запрещающие знаки. Зачастую это делалось на глазах у инспекторов ДПС, но никаких последствий эти нарушения не имели. Конечно, нашу безнаказанность можно объяснить и везением, но вот сахалинские водители за такие же нарушения наказывались. Доходило до смешного: повернув в неположенном месте, мы упирались в пост ДПС, который нас почему-то пропускал, а следующую за нами местную машину останавливал. Чем можно объяснить такую странную избирательность, мы, честно говоря, не знаем.

В итоге же получилось, что за полтора месяца мы ни разу не платили штраф. Правда, за отсутствие временной регистрации автомобиля нас иногда все же журили.

Но самая интересная встреча с сахалинскими гаишниками произошла у нас в Макаровском районе. Подъезжая к стационарному посту ДПС, мы не увидели инспекторов и решили проигнорировать знак ограничения скорости. В результате вместо положенных 30 км/ч выскочили на пост на скорости около 80 км/ч. Инспектор, к нашему удивлению, оказался на месте и даже успел нас остановить.

…Подошел, поздоровался, представился, попросил документы и вежливо поинтересовался: «Что же вы, Вадим Петрович, скорость превышаете?». Платить «законные» три минималки нам не хотелось, поэтому мы ринулись в атаку: «А у вас что, радар есть или на Сахалине скорость принято на глаз оценивать?..». Ответ инспектора убил нас наповал: «Ну, зачем вы так, я же не собираюсь вас штрафовать. Просто нас тоже уважать надо - знак ведь не просто так повесили...». Отдает документы и желает счастливого пути.

Вот так-то. Разумеется, мы тут же покаялись в совершенном «грехе» и принесли инспектору тысячу извинений. С чем и расстались... Правда, потом долго еще обсуждали: на Сахалине все такие инспектора или нам исключительно редкий экземплярчик попался?

Хотелось бы верить в первое: пусть островитянам хоть с автоинспекцией повезет. А то у них жизнь и так паршивая...

ХАБАРОВСК

Сразу признаемся, что шансов познакомиться с ними поближе у нас было немного. Если по сахалинским дорогам мы проехали около 5.000 км, то по хабаровским - не более 1.500 км. Тем не менее кое-какое представление о соседских стражах дорожного порядка мы все-таки составили. Главная особенность хабаровских гаишников - это их отсутствие!!! Проехав за четыре дня полторы тысячи км (от Вяземского до Ванино и обратно), мы их насчитали не более десятка. Да и то в основном на стационарных постах ДПС. А вот в «свободном полете» ни один из них нам не встретился. Странно, однако...

Но еще более интересным нам представляется тот факт, что на всем нашем пути не оказалось НИ ОДНОГО инспектора с радаром! Для сравнения: на 100-километровой трассе Уссурийск - Владивосток борцов с водителями-лихачами было обнаружено аж четыре группы. Чем объясняется столь разный подход к обеспечению безопасности дорожного движения, мы, честно говоря, не знаем. Тем не менее факт остается фактом - с нарушителями скоростного режима в Хабаровском крае борются без особого энтузиазма. Хотя дороги там не чета нашим, и погонять «с педалькой в пол» есть где. Особенно порадовала нас в этом отношении трасса Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.

Кстати, гаишников она тоже должна бы радовать, поскольку знаков ограничения скорости на ней хватает, а значит, заработать в случае необходимости всегда можно. Вот только не зарабатывают они почему-то. Может, у них просто с радарами напряженка и все приборы находятся на других трассах, по которым мы не ездили?

Впрочем, скорее всего у хабаровских инспекторов просто другая специализация. Например, в Приморье техническое состояние машин на постах ДПС не проверяют уже года 2-3: есть на лобовом стекле талончик техосмотра, и ладно. А вот у наших соседей техосмотр на дороге - дело, судя по всему, самое обычное. Мы под такую проверку попали дважды. И оба раза проверялся «ручник» - стояночный тормоз. Причем вторая проверка для гаишников оказалась удачной: на Сахалине «ручник» на нашем «Ниссане-Террано» «кончился», и в результате мы нарвались на первый (он же и последний) штраф.

Любопытно, что оштрафовать нас попытались по статье 12.5 часть 2, то есть за управление автомобилем, имеющим неисправности, при которых движение запрещено. Напомним, что таковыми являются неисправности рулевого управления, рабочей тормозной системы и тягово-сцепного устройства в составе автопоезда. Штраф в этом случае предусмотрен в размере от 3 до 5 МРОТ.

Разумеется, отдавать чужому дяде 300 рублей у нас желания не было, и мы попытались решить вопрос полюбовно. Точнее, этот вариант нам был предложен изначально: либо мы платим в сберкассе 300 рублей, либо на месте - 50.

Как вы, наверное, догадались, второй вариант устроил нас больше. А после того как деньги из НАШЕГО кармана перекочевали в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, мы решили наставить прапорщика на путь истинный, объяснив, что «ручник» никакого отношения к рабочей тормозной системе не имеет. А значит, наказывать нас нужно было по той же статье, но части 1 (наличие неисправностей, которые запрещают не движение, а эксплуатацию транспортных средств). И штраф в этом случае копеечный - тот самый отданный нами полтинник.

Убедить в этом стража правопорядка нам, кстати, удалось. А вот о приказе министра МВД за № 329 и его пункте 6 автоинспектор, похоже, услышал в первый раз. По его словам, проверка технического состояния машин даже при наличии талончика техосмотра - дело в Хабаровске обычное. И главное, никто из водителей это право гаишников не оспаривает. По крайней мере на его памяти такого не было...

Вот и получается, что сотрудники ГИБДД так ведут себя на дорогах, как им это позволяют водители...

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»