Проснулся - и забыл

Отец Иннокентий, руководитель миссионерского отдела Владивостокской епархии Русской православной церкви: - Сон - один из признаков, доказывающих существование духовной природы человека. Ведь когда мы спим, мы как бы почти умираем, тело наше недвижимо и беспомощно, а жизнь наша идет - в том числе и во сне.

3 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1616 от 3 сент. 2004

Отец Иннокентий, руководитель миссионерского отдела Владивостокской епархии Русской православной церкви:

- Сон - один из признаков, доказывающих существование духовной природы человека. Ведь когда мы спим, мы как бы почти умираем, тело наше недвижимо и беспомощно, а жизнь наша идет - в том числе и во сне.

Ажиотаж вокруг снов - отнюдь не примета времени. Интерес к непостижимому миру, своему внутреннему, у человека был всегда, испокон веков. Но сегодня тема толкования снов, разного рода мистики активно эксплуатируется теми людьми, которые хотели бы на этом заработать. Эксплуатируется еще и потому, что у человека была, есть и всегда будет внутренняя большая потребность узнать будущее, уметь его предсказывать. Так уж мы устроены. В христианстве вообще и в православии в частности отношение к снам всегда очень осторожное. Никто не будет спорить - бывают, как говорят в миру, сны вещие, по-церковному - сны от бога. И доказательства тому можно найти в Библии, в Новом завете. На примере наших святых патриархов Авраама и Иакова это видно. Иакову было во сне явление лестницы небесной, по которой сходили ангелы, а на вершине ее стоял господь. И именно во сне святым бог открывал свою волю. По опыту духовной жизни сновидения от бога человека не запугивают, не раздражают, а дают ему некую встряску, которая заставляет человека
изменить свою жизнь, следуя воле божьей.

Есть сны от дьявола. Сон демонический дает человеку чувство страха, паники, ужаса. Мы просыпаемся в холодном поту, в слезах…

Разумеется, ко всем снам в жизни человека эти приметы применить нельзя. Поэтому всем, кто живет духовной жизнью, я посоветую обратиться к опыту, например, блаженного оптинского старца Макария. В его письмах, рассуждениях выражена общецерковная точка зрения: снам вообще не доверять!

Проблема в том, что человек, желая знать будущее, не понимает, что это его желание эксплуатируют демоны. И когда человек не может собой управлять, демоны посылают ему в снах либо то, что он хочет увидеть, либо то, чем они хотят его искусить. Первоначально - для того, чтобы  увлечь, заинтересовать, чтобы он поверил. А уж когда поверит, начнет считать себя достойным некоего божественного откровения, недоступного другим, избранником - и уже в игру вступает тщеславие. Демоны обольщают, обманывают человека, а в итоге он страдает.

Макарий Оптинский говорил: как относиться к снам? Проснулся - и забыл! Не надо размышлять: а к чему бы это, а что бы это значило? Главное для верующего человека - довериться провидению божию. Бог управляет твоей жизнью, доверься ему, живи по заповедям. Воля же божия вся изложена в Библии, Евангелии, Новом завете. Там все сказано, какое еще особое откровение нужно? Согласен, бывают редчайшие случаи, когда сном подается некое веление. Но такой сон приводит, как я уже говорил, к переосмыслению человеком своей жизни, к покаянию.

Бывает, что во сне человек как бы предчувствует некие близкие скорби в жизни своей. И в страхе пытается отвести их, избежать. Христианство учит: скорбей в земной жизни человеку не избежать, а относиться к ним спокойно. Жизнь наша - разная, непостоянная, она то радостная, то печальная, и это все соотносится со словом божиим. Все суеверия - сплюнуть после плохого сна, умыться - они основаны на недоверии промыслу божию. Ну как можно избежать скорби, умывшись? Скорбь неизбежна, если ты согрешил и не хочешь каяться… Это самообман.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»