Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Культура, история

Особая магия кино

Поздний июльский вечер в Сочи - теплый, с ласковым, едва заметным ветерком. Открытый летний кинотеатр. Крутят «Иван Васильевич меняет профессию». Курортники, пришедшие культурно провести досуг, то и дело взрываются смехом - на экране искрометный Куравлев, яркий Этуш, великолепная Крачковская…

Поздний июльский вечер в Сочи - теплый, с ласковым, едва заметным ветерком. Открытый летний кинотеатр. Крутят «Иван Васильевич меняет профессию». Курортники, пришедшие культурно провести досуг, то и дело взрываются смехом - на экране искрометный Куравлев, яркий Этуш, великолепная Крачковская…

И вряд ли кто-то из зрителей обратил внимание на шестилетнего мальчишку, замершего в восторге. Мама впервые взяла его в кино! На взрослый сеанс! На взрослый фильм! Игорь Заболотный, генеральный директор ОАО «Дальсвязь», запомнил свой первый киносеанс на всю жизнь. И с тех пор остался влюбленным в этот мир - мир сладких грез, сильных страстей, глубоких чувств. И хотя в кинотеатре он бывает крайне редко («Все-таки я человек телевизионной эпохи», - улыбается он), каждый месяц  домашняя видеотека пополняется на 20-30 фильмов.

Кино проникло в него, как воздух в легкие, стало необходимой частью жизни. И никто, наверное, не удивится тому факту, что ОАО «Дальсвязь» стало официальной и надежной связью второго владивостокского кинофестиваля «Меридианы Тихого».

ВОЗРАСТ ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО

- В школьные годы, Игорь Викторович, что чаще всего смотрели?

- Как и все дети. Комедии. Югославские фильмы с Гойко Митичем - лучшим индейцем советской эпохи. «Фантомас», «Неуловимые мстители» - ничто из этого мимо меня не прошло.

- Вам везет, вы не ходите в кино и не слышите хруст попкорна, комментарии зрителей с мест, звонки мобильных телефонов…

- Мне об этом рассказывали. Трудно даже представить. Я по-другому воспитан, видимо…

- Как вам кажется, в чем причина такого бескультурья в кинозалах?

- Может быть, те, кому сегодня по 20 лет, просто не ходили в детстве в кино с родителями? Ведь 10 лет назад системы проката просто не существовало. И им не удалось понять, прочувствовать, научиться культуре поведения в общественных местах…

- Может ли бизнес участвовать в поднятии культурного уровня обывателя? И как?

- Пример. Бизнес, которым занимается ОАО «Дальсвязь», максимально приближен к каждому жителю Приморского края. И если мы поднимем культуру обслуживания, поставим ее на уровень общемировых стандартов, тем самым уже внесем свою лепту в большое дело.

- Когда вы смотрите фильм, Игорь Викторович, вы что в первую очередь видите? Актерскую работу, режиссерскую, операторскую?

- Это профессиональный подход, а я просто зритель. От фильма остается общее ощущение, некая эмоция… В этом, собственно, и цель любого фильма - создать ощущение, разве нет?

- По какому принципу вы выбираете фильмы? Какому кинематографу отдаете предпочтение - российскому? Голливуду?

- Сейчас, видимо, у меня возраст такой, что хочется смотреть европейское кино, в частности, современное французское. Если говорить о российском кино, посмотрел с большим удовольствием «Прогулку» Алексея Учителя. Смотрел несколько раз. Очень приятное осталось ощущение. Все наверняка посмотрели «Ночной дозор»! И я (улыбается). «72 метра» - очень глубокий фильм. Великолепные актерские работы!

- Когда подходите к полке с DVD в магазине, с чего начинаете отбор фильмов?

- С вопроса продавцу: какие есть новинки?

- Когда последний раз покупали кино?

- Позавчера.

- Успели что-то посмотреть?

- Да, «Штрафбат», например.

- Об этом фильме ходят разные мнения. Многие из посмотревших говорят, что он тяжелый, мрачный…

- Мне так не показалось. По-моему, создатели фильма стремились к тому, чтобы ощущение зрителей совпадало с ощущениями свидетелей событий - тех, кто жил в ту эпоху. Не могу судить об историзме этой ленты, но вряд ли создатели далеко ушли от истины.

- Кстати, об историзме. Не раздражает ли вас, когда  ленты, претендующие на звание «эпических», противоречат элементарным фактам истории? Как «Троя», например? Или вы умеете, как в данном случае советуют критики, абстрагироваться от первоисточника?

- Я не могу абстрагироваться от первоисточника, когда столько вопиющей глупости в фильме. Вы знаете, где расположена настоящая Троя? На территории современной Турции. Когда искусство пренебрегает фактами истории, возникает не очень приятное чувство. Так что голливудская «Троя» - это сказка… Не более.

- Как вам кажется, насколько современное кино близко к реальной жизни? Советские фильмы не раз упрекали в лакировке действительности…

- Зато потом в кино была эпоха чернухи так называемой, когда все - и режиссер, и сценарист, и оператор - смотрели на мир сквозь серую призму. Он прошел, слава богу. И то, что снимается сейчас, на мой взгляд, полностью адекватно действительности.

Яркий финал первого фестиваля- Вас не смущает, что российское кино сегодня - или из жизни богатых, или про бомжей?

- Спрос рождает предложение - это закон. Кино - на 90 процентов коммерческий продукт. Смотреть же нужно оставшиеся 10 процентов. Они наиболее адекватно отражают текущую жизнь.

- Какой герой вам интересен в кино?

- Обычно человек хочет видеть в кино героя, похожего на себя. Но кино - это немножко сказка, легенда, так что героя слегка упрощают…

ХРАНИТЕ ДОМА ФИЛЬМЫ ПАРАДЖАНОВА

- Не смущает ли вас ярко выраженное противопоставление добра и зла в кино?

- Это свойственно Голливуду. Хорошие парни всегда побеждают плохих. Везде. Кроме выпусков новостей…

- Говорят, что в этом дидактическая функция кино - внушать человеку веру в лучшее, в торжество добра…

- Кино как элемент пропаганды, образования… Есть соответствующие ведомства, которые периодически помогают появиться на свет фильмам патриотическим, воспитательным. Я этому рад. Последнее время ведь катастрофически мало снимается военного кино, например. Но у каждого фильма есть своя категория зрителей. Есть массовое кино, есть элитное. Конечно, до суперэлитных фильмов добираются единицы зрителей. В большие залы оно не приходит. Возможно, в этом преимущество DVD.

- Но не у всех оно есть…

- А на этот случай и существуют кинофестивали.

- Когда вы рассматривали вопрос о поддержке кинофестиваля, были ли сомнения по этому поводу?

- Никаких сомнений. Я считаю правильным поддерживать любое культурное событие в Приморье, особенно международного масштаба. Мы ведь не сухари конторские, не канцелярские крысы, как часто думают о бизнесменах. Помощь Pacific Meridian принесет ОАО «Дальсвязь» моральные дивиденды в первую очередь. Мы предоставляем кинофестивалю те технические возможности, которые предлагаем и всем абонентам ОАО «Дальсвязь»: доступ в Интернет, междугородную и международную связь.

Кинофестиваль - не только и не столько неделя просмотра фильмов. Имиджевое мероприятие, главный его итог - долгое эхо. Это значит, организаторам и тем компаниям, которые поддержали фестиваль, их работа удалась. Такого долгого эха я бы хотел пожелать второму владивостокскому фестивалю «Меридианы Тихого».

- Чего лично вы ждете от кинофестиваля?

- Есть актер, которого я уважаю, с которым я хотел бы встретиться и поговорить. Сергей Юрский. Он - явление искусства, знаковая фигура.

- Вы имеете представление об азиатском кино?

- Практически нет. Единственная фамилия, которую знают все - Куросава. Но я знаю очень мало людей, которые бы досмотрели его фильмы до конца, к сожалению. Это особый род искусства, авторская, штучная работа.

- Вы посмотрели программу кинофестиваля?

- Да, и с удовольствием сходил бы на все! Но - времени не хватает. Думаю, что пойду на фильм, открывающий кинофестиваль, и постараюсь не пропустить «11 сентября».

- А ретроспективы вам интересны?

- Фильмы Сергея Параджанова - фильмы настроения. Заставить себя смотреть их невозможно. Поэтому фильмы Параджанова должны быть в домашней видеотеке - чтобы в нужный момент, в нужном настрое включить его…

- Параджанову никакие спецэффекты нужны не были. А современное кино часто делает ставку именно на них. Нет ли здесь опасности? Не убьют ли компьютерная графика, объемный звук, домашние кинотеатры кино как искусство?

- Нет. Просто придадут ему новое звучание, новые возможности. Тот же «Гладиатор» сделан на 80 процентов на компьютере. Заметили вы это во время просмотра? Нет. А в «Догвилле» спецэффектов нет вообще. И это ни капельки не мешает просмотру. Кино делают люди для людей. И должна быть в нем изюминка, особая магия, которая поделку превращает в уникум.

- И что же это?

- Талант.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий Мальцев (фото), «Владивосток», Елена ВЕЛИКОИВАНЕНКО, специально для «В»

В этом номере:
Зачем на корабле мужчина?

Единственный женский экипаж примет участие в чемпионате России по парусному спорту, который стартует сегодня во Владивостоке.

Бордель напротив школы мэра

Наступившая осень отнюдь не уменьшила ни температуру воздуха в крае - днем все так же приятно палит солнышко, ни накала звонков на «Горячей линии «В». Не дождавшись летом ни горячей воды, ни овощных ярмарок, ни многого другого, читатели «В» обратили отчаянные взоры на осень, а вдруг что-то да изменится?

Василенко заставит вовремя выплачивать зарплату

Прокурор края Валерий Василенко пообещал, что если руководители предприятий не будут выплачивать рабочим заработную плату, им же хуже будет. Это он заявил на пресс-конференции, которая состоялась 1 сентября в прокуратуре края.

Трамвай под майонезом

Трамвай нового образца вышел 1 сентября на четвертый трамвайный маршрут Владивостока: в салоне - люстры, на окнах - шторы, а на сиденья натянуты тканевые чехлы.

Раз картошка, два картошка

В вузах продолжается трудовой семестр. Не все приморские студенты сядут за парту в сентябре. Многие из них продолжают работать в студенческих отрядах.

Последние номера