Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Культура, история

Инцидент со смертельным исходом

Сразу же после окончания войны, 22 августа 1945 года, произошел инцидент, получивший название «Сансэн дзюннан дзикен» (приблизительный перевод этой идиомы с японского языка означает «инцидент со смертельным исходом на трех судах»), когда в районе города Румои у северо-западного побережья Хоккайдо подводными лодками были атакованы три транспортных судна - «Тайто-мару», «Огасавара-мару» и «Синко-мару-2», на борту которых находились японские репатрианты с Сахалина.

Сразу же после окончания войны, 22 августа 1945 года, произошел инцидент, получивший название «Сансэн дзюннан дзикен» (приблизительный перевод этой идиомы с японского языка означает «инцидент со смертельным исходом на трех судах»), когда в районе города Румои у северо-западного побережья Хоккайдо подводными лодками были атакованы три транспортных судна - «Тайто-мару», «Огасавара-мару» и «Синко-мару-2», на борту которых находились японские репатрианты с Сахалина.

Это был окруженный тайнами инцидент, и только чуть больше 10 лет назад было получено подтверждение тому, что суда были потоплены подводными лодками бывшего СССР, а в результате последовавших за этим поисков японских и российских исследователей стало ясно, что «фоном» этого инцидента были ожесточение советско-американского противостояния вокруг послевоенного устройства

и безуспешная попытка Сталина высадить десант на Хоккайдо. Существует также вероятность того, что одна из подводных лодок, атаковавших японские суда, затонула в проливе Соя (Лаперуза).

На момент, когда произошел этот инцидент, Сталин, исходя из стратегических соображений в плане послевоенных отношений с Америкой, планировал захват части Хоккайдо к северу от линии, проходящей между городами Кусиро и Румои. Предполагаемым местом высадки был Румои, и советские войска на Дальнем Востоке - ТОФ и сухопутные силы - в количестве 1,7 млн. человек планировали проведение операции по высадке десанта около Румои на рассвете 24 августа в составе двух дивизий (порядка 20 тыс. человек).

Как следует из российских источников, двумя лодками, атаковавшими три японских судна, были лодки «Л-12» и «Л-19», которые принадлежали Тихоокеанскому флоту. Они получили приказ вести разведку в районе Румои для последующей высадки десанта и атаковать японские боевые корабли.

Обе подлодки в первой половине суток 22 августа обнаружили три транспорта, которые были на пути из Одомари (нынешний Корсаков) в Отару, и поочередно атаковали их. Скорее всего они приняли их за транспорты японской армии.

Десантная операция советских войск в районе Румои была в итоге приостановлена Сталиным из-за опасений, что отношения с США осложнятся, и в ночь с 22 на 23 августа подлодки получили из штаба ТОФ приказ «не атаковать корабли». В этом крохотном по историческим меркам временном интервале и случилась трагедия, унесшая много человеческих жизней.

После этого «Л-19» получила приказ перебазироваться в район Сахалина. В последний раз она вышла на связь в районе острова Ребун (пролив Лаперуза) и вскоре после этого пропала без вести. Выдвигается несколько причин гибели лодки, однако до сих российский ВМФ не смог установить место, где лежит «Л-19», и не определился с окончательной версией ее гибели.

Между тем историк Яно Макио (проживает в городе Эбецу), изучающий позднюю историю Карафуто (Сахалин), в своих последних исследованиях выяснил, что в 1952 или 1953 годах вооруженные тралами рыболовецкие суда из Вакканая во время промысла в центральной части пролива Соя подняли с глубины нечто похожее на ржавые поручни корабля. Это не было фрагментом японского затонувшего судна (места гибели судов знали японские рыбаки), поэтому возникло предположение, что это иностранное судно.

В мае этого года газета «Хоккайдо симбун» сообщила об этом факте представителям ТОФ, и они высказали предположение, что, исходя из того, что этот затопленный корабль лежит на маршруте следования подлодки «Л-19», существует вероятность, что это может быть лодка «Л-19».

МИД Японии обращался к российской стороне с просьбой о проведении расследования для выяснения обстоятельств этого инцидента. Российская сторона ответила, что провела расследование, но его результаты не дают четкой картины происшедшего, и официально не признала факта, что японские суда были атакованы подводными лодками бывшего СССР.

Следующий год совпадает с 60-й годовщиной смерти жертв этого инцидента, и - как и каждый год - родственники погибших проведут в городе Румои и других местах 60-ю панихиду по погибшим. Председатель общества жертв этого инцидента господин Нагая (проживает в Саппоро) говорит: «Хотелось бы, чтобы правительство России хотя бы для того, чтобы не повторялась трагедия войны, официально признало факты, имеющие отношение к этому инциденту, и извинилось».

ПРИКАЗ: «ВЫДВИНУТЬСЯ В РАЙОН РУМОИ»

Почему же должны были лишиться жизни более 1700 японцев уже после того, как Япония безоговорочно капитулировала, а до подписания официального акта о капитуляции оставалось 10 дней? Инцидент «Сансэн дзюннан дзикен», когда подлодки Тихоокеанского флота атаковали три транспортных судна, на которых экстренно эвакуировали японских граждан с Карафуто (Сахалина), благодаря результатам работы российских и японских исследователей и материалам, собранным газетой «Хоккайдо симбун», наконец-то начал обретать конкретные очертания. Возвратившись во времена почти 60-летней давности, удалось проследить жизненные коллизии людей, вовлеченных в жестокую международную политическую драму и связанный с ней водоворот событий.

«Выдвинуться на Хоккайдо, в район Румои». Такой срочный приказ был отдан в 11.30 утра 19 августа 1945 года экипажам подводных лодок «Л-12» и «Л-19», входивших в состав 1-й бригады подводных лодок ТОФ.

Заместитель командира подлодки «Л-19» 28-летний капитан-лейтенант Анатолий Туквачинский в квартире, расположенной в центре города, сказал жене Вере, чтобы она готовила в дорогу его вещи. Сын Олег, которому должно было исполниться 4 года, внимательно глядел на них.

Непосредственно перед выходом из дома Туквачинский неожиданно сказал: «Хочу взять с собой фотографию семьи», - и положил одну из семейных фотографий во внутренний карман кителя. Как потом говорили в семье, Вера так и не смогла в то время подавить неприятное предчувствие.

 Командир подлодки «Л-19» 36-летний капитан 3-го ранга Анатолий Никоненко также, попрощавшись с женой Тамарой и шестилетней дочерью Галиной, спешно отправился на базу.

В 19.10 того же дня «Л-12» и «Л-19» тихо отошли от причала своей базы. Приказ для обеих лодок был следующим: «До 21 час. (по владивостокскому времени; по японскому - 1) вечера 23 августа вести разведку района порта Румои и морских коммуникаций, а после 21 часа - докладывать о появлении военных кораблей противника и вести очистку района от вражеских военных кораблей».

Содержание приказа означает, что после 21 часа 23 августа было приказано в случае обнаружения вражеских кораблей атаковать их.

КАК «ДЕЛИЛИ» ХОККАЙДО

На следующий день после того, как император Японии объявил о капитуляции японской армии, Сталин предложил президенту США Трумэну в дополнение к ялтинским договоренностям «включить в зону, отходящую советским войскам в качестве оккупационной зоны, северную часть Хоккайдо к северу от линии, соединяющей города Кусиро и Румои».

Войска СССР планировали начать операцию по высадке десанта в районе Румои на рассвете 24 августа и рассматривали это как первый шаг к захвату Хоккайдо. Целью боевого похода подлодок

«Л-12» и «Л-19» было оказание поддержки этой операции, и программа боевых действий подлодок была рассчитана, исходя из времени начала операции по высадке десанта.

Однако за день до боевого выхода подлодок, 18 августа, Сталину пришел ответ от Трумэна, в котором содержался категорический отказ на его предложение. Тем не менее инерционный механизм работал, и десантная операция продолжала готовиться. Командующий войсками СССР на Дальнем Востоке маршал Василевский отдал жесткий приказ всем частям завершить подготовку к десантной операции к 23 августа.

В то время в состав Тихоокеанского флота входило 78 подводных лодок. Подлодка «Л-12» уже имела опыт проведения разведки в районе Курильских островов и Хоккайдо, а экипаж лодки «Л-19» занял первое место на флотских стрельбах. Понятно, что командир подлодки Кононенко и его товарищи находились в приподнятом настроении от того, что им предстояло быть в авангарде исторической десантной операции.

Подводные лодки «Л-12» и «Л-19» (а лодки этого проекта называли «Ленинцами») являлись в то время основными ударными подлодками советского ВМФ. Длина - 83 метра, ширина - 7 метров, водоизмещение в надводном положении - 1124 тонны, 6 торпедных аппаратов.

ВНЕЗАПНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ В ВОЙНУ

Незадолго до этих событий, 9 августа, советские войска с 50-й параллели, проходящей прямо по середине Сахалина, внезапно начали наступление на южную часть Сахалина, которая в тот момент была японской территорией, и вели ожесточенные бои с японским оборонительными отрядами.

Для губернаторства Карафуто, как и для жителей, вступление СССР в войну было совершенно неожиданным и немыслимым событием. На следующий день, 10 августа, губернаторство, которое втайне готовило планы по эвакуации населения на случай высадки американских войск, приняло решение о начале с 13 августа срочной эвакуации детей, женщин, стариков.

Со всех концов японской части острова в Одомари (ныне Корсаков) стали собираться пожилые люди и женщины с детишками с рюкзаками за спиной.

Миками Сумико сейчас 69 лет, она живет в поселке Обира недалеко от Румои. В августе 1945-го ей было десять лет, и вместе с мамой и старшей сестрой они жили в деревне Камисиска (ныне Леонидово) в 80 километрах к югу от 50-й параллели. 17 августа, когда вокруг уже слышались разрывы артиллерийских снарядов, они оставили свой дом и через два дня прибыли в Одомари. Порт был переполнен беженцами, ждавшими пароходов для эвакуации, по осторожным подсчетам, их было около 30 тысяч. Как и многие другие, семья Миками варила оставшийся рис и проводила время на пирсе.

Такахаси Ёсиаки сейчас 72 года, она живет в поселке Масуити рядом с городом Муроран. 59 лет назад вместе с бабушкой, младшим братом Ясуо и младшей сестрой Кумико они выехали из поселка Тирингай (сейчас - Кошевой, недалеко от Поронайска). 15 августа на железнодорожной станции они услышали по радио программу, в которой выступал император с объявлением об окончании войны.

Однако советские войска продолжали наступление, и огонь на полях сражений, где им противостояли японские части, не прекращался.

20 августа советский десант высадился в порту Маока (сейчас - Холмск), расположенном на западном побережье. Усиливалась вероятность того, что вскоре десанту придется последовать в Одомари.

Из-за этого судно «Огасавара-мару» (водоизмещение - 1397 тонн), принадлежавшее министерству связи и использовавшееся для прокладки подводных кабелей, изменило время выхода из порта на более раннее и в 23.45 20 августа, взяв на борт порядка 1500 беженцев, отправилось из Одомари.

Семья Сумико наконец-то смогла сесть на корабль ВМФ Японии «Синко-мару-2» (водоизмещение - 2500 тонн), специализированный артиллерийский корабль для постановки минных заграждений. Семья расположилась в грузовом трюме в носовой части корабля. Корабль был битком забит беженцами, и Сумико, которая три дня не могла нормально спать, уснула, едва прислонившись к рюкзаку.

Семья Ёсиаки села на корабль «Тайто-мару» (водоизмещение - 880 тонн), принадлежавший судоходной компании «Тоа кайун». На корабле из-за огромного количества груза и людей нельзя было даже пошевелиться, но семья Ёсиаки протиснулась под временный тент, натянутый на верхней палубе. На корабле находились 780 человек.

«Синко-мару-2» вышло из порта в 9 часов утра 21 августа, имея на борту около 3600 беженцев, «Тайто-мару» вышло из Одомари в этот же день около 11 часов. «Огасавара-мару» направлялось в Отару с заходом в порт Вакканай, другие два судна шли в Отару напрямую. Вскоре после того как «Синко-мару-2» и «Тайто-мару» вышли из Одомари, в район Румои прибыли и погрузились под воду подводные лодки ТОФ «Л-12» и «Л-19»…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Об инциденте «Сансэн дзюннан дзикен»: в 4.20 утра 22 августа 1945 года судно «Огасавара-мару» (на борту было 702 человека - беженцы с Сахалина) на траверзе города Масике (рядом с городом Румои) затонуло в результате торпедной атаки подлодки «Л-12», погиб 641 человек. В 5.30 утра того же дня судно «Синко-мару-2» (на борту находились 3600 человек - также преимущественно беженцы) на траверзе поселка Обира  в результате торпедной и артиллерийской атаки со стороны подлодки «Л-19» получило сильные повреждения, 250 человек погибли, 150 пропали без вести, 100 человек получили ранения. Примерно в 10.20 того же дня в результате атаки подлодки «Л-19» было потоплено судно «Тайто-мару», погибли 667 человек. Общее число погибших и пропавших без вести достигло 1708 человек.

ОТ РЕДАКЦИИ

Повторим еще раз: публикация текстов, подготовленных нашими коллегами из «Хоккайдо симбун», не являет собой истины в последней инстанции. Не говоря уже о том, что это - лишь первая часть. Окончание материала и подробный редакционный комментарий вы найдете в следующем номере «В», во вторник.

Однако уже сегодня приглашаем к разговору специалистов, историков, в первую очередь тех, кто не с эмоциями, а с серьезными фактами на руках готов продолжить начатый обстоятельный разговор.

В этом номере:
Зачем на корабле мужчина?

Единственный женский экипаж примет участие в чемпионате России по парусному спорту, который стартует сегодня во Владивостоке.

Бордель напротив школы мэра

Наступившая осень отнюдь не уменьшила ни температуру воздуха в крае - днем все так же приятно палит солнышко, ни накала звонков на «Горячей линии «В». Не дождавшись летом ни горячей воды, ни овощных ярмарок, ни многого другого, читатели «В» обратили отчаянные взоры на осень, а вдруг что-то да изменится?

Василенко заставит вовремя выплачивать зарплату

Прокурор края Валерий Василенко пообещал, что если руководители предприятий не будут выплачивать рабочим заработную плату, им же хуже будет. Это он заявил на пресс-конференции, которая состоялась 1 сентября в прокуратуре края.

Трамвай под майонезом

Трамвай нового образца вышел 1 сентября на четвертый трамвайный маршрут Владивостока: в салоне - люстры, на окнах - шторы, а на сиденья натянуты тканевые чехлы.

Раз картошка, два картошка

В вузах продолжается трудовой семестр. Не все приморские студенты сядут за парту в сентябре. Многие из них продолжают работать в студенческих отрядах.

Последние номера