Куда приводят мечты

Юная Наташа Гвоздикова бредила балетом, потом ее увлекала спортивная гимнастика, при этом она видела себя врачом-стоматологом… Судьбе было угодно, чтобы она стала актрисой.

2 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1615 от 2 сент. 2004

Юная Наташа Гвоздикова бредила балетом, потом ее увлекала спортивная гимнастика, при этом она видела себя врачом-стоматологом… Судьбе было угодно, чтобы она стала актрисой.

«БУДЕШЬ ГВОЗДЕМ ПРОГРАММЫ!»

Травма колена положила конец занятиям в балетной школе. Немного позднее Наташа увлеклась гимнастикой. Хрупкая, маленькая, легкая девушка сдала норматив на звание мастера спорта, продолжая поглядывать в сторону медицинского образования, но тут вмешался господин случай. Старшая сестра Мила уже несколько лет была в труппе театра Аркадия Райкина. Видя негативную реакцию родителей на выбор сестры, Наташа не горела желанием идти по ее стопам. Но когда кинорежиссер и педагог ВГИКа Сергей Герасимов, будучи гостем Наташиной сестры, увидел эту ясноглазую Дюймовочку с белокурой косой ниже пояса, то ли в шутку, то ли всерьез спросил: «А хочешь у меня учиться?». Наташа, обомлев, кивнула головой. От волнения дар речи ее покинул. Могла ли тогда она мечтать, что станет студенткой престижного вуза, что на ее курсе будет учиться весь будущий цвет советского кинематографа? Николай Еременко, Сергей Никоненко, Вадим Спиридонов. Этот мощный курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой получил название «Курс четырех Наташ». Бондарчук, Белохвостикова, Аринбасарова, Гвоздикова - все стали впоследствии известными актрисами.

Сергей Аполлинариевич как-то лукаво сказал Наташе, что фамилия Гвоздикова явно «подгуляла» для кинотитров, но потом многозначительно добавил: «А впрочем, неплохо звучит. Будешь всегда гвоздем программы».

НЕПРОСТО ПЕТЬ ДУЭТОМ

В середине 70-х телесериал «Рожденная революцией» все смотрели столь же увлеченно, как и «Семнадцать мгновений весны». Зрители полюбили и героев фильма, и актерский дуэт Гвоздикова-Жариков.

- Нас часто потом приглашали сниматься в роли семейной пары, - рассказывает Наталья. - Но мы с Женей старались этого избегать. Быть супругами 24 часа в сутки - это слишком! Может быть, потому, что каждый из нас проживает свою экранную жизнь, мы вместе 30 лет. Я в шутку говорю, что это 30 лет моей каторги (cмеется). Жизнь преподносила разные сюрпризы, а мы оба с характером...… Тем не менее многие считают нас идеальной парой. Это с высоты сегодняшнего жизненного опыта какие-то «сюжеты нашего романа» кажутся забавными. В молодости все воспринималось более категорично, даже фатально. Сейчас страшно подумать, что с кем-то из нас может что-то случиться. Надо сказать, что и сын не спешит выпорхнуть из родительского гнезда. Я уже мечтаю о внуках, а он говорит: «Преподнести внучка - хоть завтра, но к семейной жизни я не готов». Ему 27 лет, и он смотрит на жизнь не так, как мы в его годы.

- Какой же вы были в свои 27?

- Уже состоявшейся актрисой, востребованной, узнаваемой. Фильмов тогда снимали много. Пусть не все они вошли в анналы отечественного кинематографа, но это был срез нашей жизни, целого поколения. Да и помимо кино мы постоянно участвовали в концертах, встречах со зрителями, поездках по стране и за рубежом. К тому же я была женой и мамой.

Наталья и Евгений встретились на «Мосфильме» на кинопробах к фильму «Возле этих окон». Евгений к этому времени был уже популярен. Зрители его знали по картинам «Три плюс два», «Снегурочка», «Иваново детство», «Таинственный монах».

- Моя сестра после «Таинственного монаха» была просто влюблена в Жарикова. А мы с самого начала друг другу не понравились. К тому же оба были женаты в первый раз. Чувство к нам пришло позже, во время совместных съемок. Это после нашей свадьбы моя сестра Людмила победно сказала: «И все-таки он от нас не ушел!».

РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

- С какими потрясающими людьми сводила творческая судьба! - тихо восклицает Наталья. - Зиновий Ефимович Гердт - разве можно забыть его своеобразный юмор, шуточки и подколки? Анатолий Дмитриевич Папанов был замечательным, совершенно потрясающим человеком, абсолютно лишенным звездности. Нежные чувства храню к уже ушедшему Михаилу Александровичу Глузскому, которому так и не успела сшить новую наволочку на его любимую «думку». Сегодня кажутся такими трогательными ухаживания Савелия Крамарова. Из-за своего косоглазия он, когда вел машину, смотрел как будто в боковое стекло, чем ужасно пугал меня. Василий Шукшин, Алла Ларионова, Анатолий Ромашин, Клавдия Шульженко, Марк Фрадкин - со всеми связаны какие-то незабываемые моменты жизни. А с Георгием Ивановичем Жженовым, которому уже вот скоро 90 лет, дружим по сей день.

Наталью Гвоздикову пора усаживать за письменный стол писать воспоминания. Но она не спешит взяться за мемуары.

- Мне кажется, что это похоже на подсчет сыгранных ролей. Как только наведешь бухгалтерию, так больше и сниматься не будешь. Такая у актеров примета...… Начну писать о прошлом, упущу что-то в нынешнем, не дай бог.

СЫН ФЕДОР

- При взгляде на взрослого сына меня переполняет радость, - говорит Наталья. - Он похож на моего отца, в честь которого я назвала его Федором. Жаль, что папа не увидел своего внука. Как бы он любил его! К счастью, жива моя замечательная мамочка. Ей уже за 80, но она полна энергии. Сама я каждое утро обливаюсь холодной водой из ведра. Люблю возиться на даче, собирать грибы. К тому же я заядлый рыбак!

Сын Федор по родительским стопам не пошел: окончил Московский государственный лингвистический университет, прекрасно знает французский и английский. Между тем нашел себя в сфере, далекой от выбранной профессии: в ракетостроении.

- Кстати, его знание французского языка несколько раз выручало меня во время съемок. Федя начитывал мне тексты, я записывала их и зубрила эту «тарабарщину». Но у режиссеров зарекомендовала себя как актриса, владеющая языком Бодлера!

БЕЗ ДНЕВНИКА - НИ ШАГУ

И все-таки Наталья имеет склонность к эпистолярному жанру. Уже несколько десятилетий она ведет дневник, в котором записывает самые значимые, яркие события своей жизни.

Побывав в Приморье вот уже в третий раз, она не устает восхищаться и красотой природы, и открытостью дальневосточников.

- К сожалению, не удастся захватить даже начало вашего кинофестиваля. Но, уезжая, увезу в сердце чудесные моменты встреч со зрителями, с памятными местами. Меня покорил Хасан. Молоденький офицер провел нас на гору Заозерную. Вид оттуда потрясающий на КНДР, Китай. Мы возложили цветы к памятной плите…... Какие ребята стояли на этом рубеже! События многолетней давности не оставляют равнодушным. Довелось побывать в домике Ким Ир Сена, даже посидеть в его кресле. Окунуться в воды озера Хасан, отведать солдатской ухи. И чтобы не забыть подробности увиденного, я постоянно делаю записи в своем дневнике: названия мест, имена, события. Домашние ждут моих подробных рассказов с обязательным просмотром фотографий. Выступая перед приморцами на сцене каждого клуба или ДК, хотелось подарить частичку души людям, живущим в этом прекрасном месте моей страны. Не сомневаюсь, что идея губернатора края перед каждым кинофестивалем проводить такие встречи актеров со зрителями будет и дальше процветать. А глядя на карту Приморского края, понимаешь, что так непросто охватить это огромное пространство. Как говорится, большому кораблю - большое плавание...

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора и из семейного архива актрисы), «Владивосток»