500 баксов на откуп

Именно такую сумму два старших сержанта милиции требовали от наркосбытчицы, чтобы закрыть глаза на преступление.

31 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1613 от 31 авг. 2004

Именно такую сумму два старших сержанта милиции требовали от наркосбытчицы, чтобы закрыть глаза на преступление.

Кто, как не сотрудники милиции, обязан следовать букве закона в первую очередь? Но, увы, случается и обратное. На днях прокуратура Первореченского района города Владивостока направила в краевой суд уголовное дело по обвинению двух милиционеров, которые брали с подозреваемых откупные.

ТРЕВОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В феврале 2004 года в прокуратуру от оперативников Госнаркоконтроля поступила информация о сотрудниках милиции, которые грубо нарушают не только федеральный закон «О милиции», но и Уголовный кодекс. По данным оперативников, два милиционера патрульно-постовой службы Первореченского РУВД, старший сержант милиции 28-летний Иван Бобров и старший сержант 25-летний Дмитрий Ткаченко (фамилии изменены до вынесения приговора), ворвались в квартиру женщины, которая якобы торгует наркотиками, и, угрожая ей пистолетом, отобрали у нее деньги.

НЕТ ДЕНЕГ - ПОМОГИ ДОСТАТЬ

Допрос потерпевшей и свидетелей показал следующее. В конце декабря 2003 года Бобров и Ткаченко, одетые по гражданке, выловили в подъезде дома на улице Баляева наркомана. Обшарив карманы, мужчины, которые заявили парню, что они из милиции, обнаружили у него небольшой шарик с опием. Разговор сразу приобрел коммерческую направленность -  наркоман должен был заплатить 300 долларов, чтобы его отпустили с миром. Но денег у парня не оказалось. Тогда милиционеры предложили другой выход: поможешь нам - отпустим. Помощь заключалась в том, чтобы молодой человек заставил хозяйку наркопритона открыть дверь.

Валентина, услышав знакомый голос, так и сделала. Но как только она щелкнула замком, в квартиру ворвались какие-то мужчины с криками: «Всем стоять! Милиция!». У одного из них наготове был пистолет. Чтобы не возникало сомнений, хозяйке показали удостоверение, после чего Бобров завел женщину  в соседнюю комнату, поручив Ткаченко следить за мужем Валентины, ребенком и тем парнем, который помог проникнуть в квартиру. Бобров же обыскал хозяйку и обнаружил у нее в трусах несколько свертков с наркотиками. И опять начался торг - или мы вызываем понятых, оформляем изъятие наркотиков, или плати 500 долларов. Конечно же, женщина выбрала второе.

НЕТ МИЛОСЕРДИЯ, ЕСТЬ МИЛОСЕРДИЕ

Но дома оказалось чуть больше шести тысяч рублей. Торговка заявила, что может взять деньги у мамы. Милиционеры, прихватив с собой наркомана, на которого предусмотрительно нацепили наручники, поехали с Валентиной к ее маме. Для большей острастки наручники надели на Валентину. Пожилая женщина перепугалась за дочь, но сразу ничем ей помочь не могла. Денег дома не было - немного находилось «на книжке» в банке, на эти деньги  мать собиралась поставить памятник на могилке мужа. Но неумолимые оборотни требовали свое - на своей машине они отвезли бабушку в банк, где та сняла все свои сбережения  (чуть больше четырех тысяч рублей) и передала сотрудникам милиции. Тут парни в погонах проявили чудеса сознательности - отвезли старушку домой. А потом отпустили плененного наркомана, приказав забыть о том, что он видел.

НЕ ВИНОВАТЫЕ МЫ!

Следователи Первореченской прокуратуры проделали огромную работу - отыскали потерпевших, собрали доказательную базу, выяснили, что действительно в указанный потерпевшими день в филиале Сбербанка мать Валентины сняла все деньги до копейки. Всплыл еще один эпизод - во время оперативно-розыскных мероприятий в феврале 2004 года на улице Карбышева, когда опер-группа Первореченского РУВД брала наркосбытчиков, Бобров и Ткаченко задержали на улице одного из клиентов, который направлялся в притон. Обыскав парня и не обнаружив у него ничего незаконного, милиционеры потребовали 500 рублей и, только получив деньги, отпустили на все четыре стороны.

В мае, когда доказательная база была достаточной, Боброва и Ткаченко задержали. Видимо, понимая, что за групповое преступление сроки дают большие, Бобров взял всю вину на себя. Да, мол, деньги брал. Но Валентина сама предложила их. Личный досмотр потерпевшей не проводил, а полученные деньги потратил на служебную машину. Финансирование, мол, в милиции плохое, транспорт износился. Ткаченко же заявил, что никаких денег не видел, ничего не знает. А потом и вовсе отказался давать показания.

ЖДЕТ ГРОЗНЫЙ СУД

Несмотря на это, прокуратура предъявила сотрудникам милиции обвинение по нескольким статьям: по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия, применением оружия и спецсредств), по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), по ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Только по последней статье каждому из них грозит до 12 лет лишения свободы. Также из уголовного дела выделены в отдельное производство материалы в отношении потерпевшей по факту сбыта наркотиков. Но так как опий никто у Валентины должным образом не изъял и  в деле его нет, доказать сбыт при данных обстоятельствах будет трудно.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Граф, и. о. прокурора Первореченского района:

- Обвиняемые рассчитывали на то, что данный контингент не будет обращаться в милицию. Отчасти их предположения оправдались. Мы подозреваем, что эпизодов в деле могло быть и больше, только потерпевшие побоялись обращаться. Нарушений со стороны данных сотрудников очень много. Например, хозяйку обыскивал Бобров, тогда как женщину может обыскать только сотрудник милиции женского пола. Конечно, ни о каких понятых и речи не шло. И самое главное, вместо того чтобы выявлять, пресекать, раскрывать преступление, сотрудники милиции сделали все, чтобы его скрыть.

Автор: Екатерина ЕРОШКИНА, «Владивосток»