Спасение «Приморца»

В крупномасштабных учениях МЧС России во Владивостоке были задействованы практически все местные силовые структуры. А сценарий учений, прошедших на акватории Амурского залива, отличался масштабами - в них было задействовано свыше тысячи человек.

27 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1612 от 27 авг. 2004

В крупномасштабных учениях МЧС России во Владивостоке были задействованы практически все местные силовые структуры. А сценарий учений, прошедших на акватории Амурского залива, отличался масштабами - в них  было задействовано свыше тысячи человек.

По «легенде» мероприятий над Приморьем пронесся тайфун, нанесший значительный урон экономике края. На помощь местным спасателям были посланы техника и отряды Московского центроспаса и хабаровчане из Дальневосточного регионального центра ГО и ЧС и 171-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи. Паром «Приморец», совершающий мирный рейс по маршруту Владивосток – Мыс Песчаный, стал жертвой техногенной катастрофы. Пассажирское судно получило пробоину и загорелось. На борту парома в момент аварии находилось около трехсот человек.

ОТ АКВАТОРИИ ДО КОСМОСА

Зеленая ракета, взмывшая в воздух между бухтой Федорова и Спортивной гаванью Владивостока, дала старт учениям. «Mayday! Mayday!» - зазвучал в радиоэфире голос капитана пассажирского судна. - «Паром «Приморец» терпит бедствие. Мы получили пробоину, ход потерян, в трюм поступает вода, пожар в машинном отделении и на корме судна. Аварийная партия силами экипажа приступила к ликвидации последствий катастрофы и эвакуации пассажиров».

Через какие-то секунды команды из Координационного центра посыпались во все стороны: в главное управление ГО и ЧС - «Авария в территориальных водах России», в штаб Тихоокеанского флота - «Направить спасательное судно к аварийному судну для оказания помощи». В оперативную диспетчерскую Дальневосточного бассейнового аварийно-спасательного управления ушел приказ - «Направить судно для ликвидации прогнозируемого разлива нефтепродуктов».

Моторная лодка «Ямаха» Центральной спасательной станции Владивостока вышла для проведения разведки с целью определить параметры чрезвычайной ситуации. С аэродрома в Кневичах с тем же заданием поднялся в воздух самолет «Ан-74». В район катастрофы были направлены спасательные суда «Юрий Орленко» (Владрыбпорт) и «Машук» (ТОФ), а также все подручные плавсредства и летательные аппараты. С пострадавшего «Приморца» на воду спускали спасательные плоты и усаживали в них «уцелевших» пассажиров. Закончив разведку, «Ямаха» ЦСС приняла на борт четырех «особо пострадавших» и направилась к берегу, где уже разворачивался лагерь Центра медицины катастроф. Медиков - для их же безопасности - оцепили сотрудники УВД Приморского края из полка патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны, на подходе ожидались автомобили оперативной группы Дальневосточного регионального центра по ликвидации ЧС - для обеспечения связи между спасательными структурами. Прибывшие грузовики опергруппы ДВРЦ развернулись, а их обитатели быстро установили «полный контакт» - связь была проводная, радио и даже космическая.

В это время из воды в районе «Приморца» различные катера, суда на воздушной подушке и аэроботы (эдакие лодки с большим вентилятором на корме) вылавливали потерпевших и доставляли их на берег, непосредственно в руки бригады экстренной медицинской помощи Центра медицины катастроф. Вертолет «Ми-26» сел на мыс Бурный и выгрузил автомобиль с аэроботом «Хивус-10», еще одна «вертушка», «Ми-8», сбросила на воду в районе аварии трех парашютистов.

Пассажиров пострадавшего «Приморца» спасали по воде и по воздуху - небольшой вертолетик «Бо-105» МЧС России садился на пирс, брал на борт и увозил «тяжелораненых» в лечебные учреждения города. Различных некрупных спасательных суденышек, сновавших с места катастрофы к передвижному госпиталю, корреспондент «В» насчитал 17. «Ми-8» прилетел еще раз, привез и спустил на воду лодку «Редан» и двух спасателей - они «съехали» по тросам с применением роликовых скользящих систем. Следом таким же образом на борт «Приморца» попали еще четыре сотрудника МЧС, а одного «раненого» вертолет унес «лечиться».

ОБОШЛИСЬ БЕЗ ТЕРРОРИСТОВ

Исчерпав запас «пострадавших», объединенные силы спасателей перешли к тушению судна и ликвидации загрязнения акватории пленкой из нефтепродуктов. Последнюю задачу в двух кабельтовых от «Приморца» выполнял рейдовый плашкоут «РП-78» - он ставил боновые заграждения, дабы условный мазут условно не растекся. Паром тушили с моря и с воздуха - явным гвоздем учений стал уникальный отечественный самолет-амфибия «Бе-200ЧС». Его посадка на поверхность моря, высадка спасателей с лодкой и прием на борт пострадавшего, а также взлет с воды, последующий набор жидкости «на глиссировании» и ее сброс поразили воображение. Чиновники и зрители ахали и охали. Сегодня таких машин, созданных в корпорации «Иркут» в «пожарном» варианте, в составе авиации МЧС две; по планам спасателей к 2007 году в их арсенале будет семь таких самолетов. «Бе-200ЧС» может взлетать как с обычных аэродромов, так и с водной глади, небольшая волна его не пугает.

Тем не менее, по мнению профессиональных военных авиаторов, «Бе-200ЧС» еще требует серьезной доводки. Во всем мире уже давно сформирован пакет требований к гидросамолетам, в том числе и к пожарным. Не может такой гигант тушить пожары в холмистой местности - он не способен пикировать, скользить вдоль склона и резко выскакивать из огня. А все его 12 тонн - это слабая морось с безопасной высоты. Вспомним опыт применения самолета «Ил-76» при пожаре на арсенале во Владивостоке - тогда вода практически не долетела до земли, превратившись в туманную субстанцию. Лучшей же пожарной амфибией в мире - по мнению специалистов - остается канадский CL-215, который дешевле «бэшки» в 12 раз.

Учения закончились, всех «пострадавших» спасли, пожар на «Приморце» потушили. Как-то за кадром мероприятий остался водолаз с «Юрия Орленко», который «обнаружил рваную пробоину» и «наложил на нее пластырь».

VIP-персоны в лице губернатора края Сергея Дарькина и заместителя министра по делам ГО и ЧС генерал-лейтенанта Геннадия Короткина все происходящее  наблюдали с берега с помощью оптики и на огромном, специально для них установленном плазменном экране высокой четкости изображения. Прямую трансляцию с места событий несколькими камерами вела одна из владивостокских телекомпаний.

Учения еще раз подтвердили профессионализм спасателей - как местных, приморских и хабаровских, так и приезжих московских. Ожидавшийся приезд министра по делам ГОЧС Сергея Шойгу был сорван по весьма понятным причинам - в стране падают пассажирские самолеты.

К слову, по одной из версий сценария прошедших учений, авария парома «Приморец» произошла именно в результате нападения террористов (именно такая схема, кстати, отрабатывалась и на прошедшей пару дней назад генеральной репетиции учений), однако позднее планы были подкорректированы.

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»