Дорогая игрушка

Известная народная мудрость гласит: «Все люди делятся на две категории. Одни о машине мечтают, а у других она уже есть». Данная статья как раз адресована тем, кто только собирается вступить в многомиллионную армию автовладельцев. В ней мы попытаемся ответить на вопрос, нужно ли в нее вступать и стоит ли тратить свои сбережения на покупку автомобиля.

20 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1608 от 20 авг. 2004

Известная народная мудрость гласит: «Все люди делятся на две категории. Одни о машине мечтают, а у других она уже есть». Данная статья как раз адресована тем, кто только собирается вступить в многомиллионную армию автовладельцев. В ней мы попытаемся ответить на вопрос, нужно ли в нее вступать и стоит ли тратить свои сбережения на покупку автомобиля.

На первый взгляд, ответ очевиден - конечно, надо. Разумеется, если у вас для этого есть деньги. Ведь недаром автомобиль стоит на втором месте в списке «голубая мечта российского гражданина», уступая первую строчку только квартире. Однако если разобраться в проблеме «купить или не купить» повнимательней и без эмоций, то ответ окажется не столь однозначным: здесь есть как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.

НАЧНЕМ С ПЛЮСОВ

Главный из них - относительная свобода передвижения.  Нужно куда-нибудь съездить - сел и поехал. Никаких тебе проблем с билетами на автобус или давками в электричках. Да и в родном городе вы уже не будете зависеть от работы общественного транспорта, сесть в который в час пик почти невозможно.

Второй плюс автомобиля является в какой-то мере следствием первого. Это возможность перевозить кучу вещей на весьма значительные расстояния. Например, при отправлении на недельный отдых в Рязановку или на Ханку выбор необходимых вам вещей не будет ограничен размерами вашего рюкзака и вашими способностями этот рюкзак нести. Разумеется, удовольствия от отдыха с полным комфортом вы получите гораздо больше. Если, конечно, не являетесь представителем племени туристов-мазохистов, получающих наибольший  кайф от переноски тяжестей в условиях полного бездорожья. (Упреждая возможные возмущенные возгласы туристов, автор статьи честно признается, что сам таковым является.)

И, наконец, не стоит забывать, что автомобиль - это еще и показатель статуса его владельца. И отправляться на званый вечер в трамвае считается, по меньшей мере, несолидным. Разумеется, если это не ваш собственный трамвай...

ТЕПЕРЬ ЧТО КАСАЕТСЯ МИНУСОВ

Первый из них, как ни странно, все та же пресловутая свобода передвижения. Дело в том, что свобода эта - относительная, и автомобиль зачастую ограничивает ваши возможности передвигаться, а не расширяет. Ведь проехать на нем можно только там, где есть дороги или хотя бы жалкое подобие их. Вот и получается, что отдыхать вам придется лишь в местах, уже изрядно освоенных человеком, а не на лоне столь желанной дикой природы.

Серьезные проблемы могут возникнуть и при выезде за грибами, на рыбалку или охоту. Все «блатные», но доступные для автомобилей места могут оказаться уже занятыми, а на свободное - всего-то в паре километров от дороги - вы уже вряд ли пойдете. Машину-то бросать жалко. Тем более на освоенной человеком территории.

Второй минус, причем гораздо более существенный, - это дороговизна автомобиля. Не в смысле  покупки, а в смысле содержания. Давайте посчитаем, в какую сумму обходится владельцу даже такая простенькая машина, как «Тойота-Королла».

Прежде всего это расходы на стоянку, поскольку те, кто покупает автомобиль, гаража, как правило, еще не имеют. Итак, 40 рублей умножаем на 365 дней в году и получаем 14600 рублей, по сути выброшенных на ветер. Поскольку на эту сумму вы ничего не приобретаете, кроме спокойствия за судьбу вашего авто. (Стоит ли ваше спокойствие таких денег - решайте сами. Хотя, на наш взгляд, гораздо выгоднее купить какой-нибудь дешевенький гараж. Например, металлический - дальзаводской или амурской постройки. Обойдется он вам в зависимости от района в 500-800 долларов и окупится всего за год или максимум за два. Так что если есть возможность - покупайте. Тем более что это - НЕДВИЖИМОСТЬ, а значит,  в случае чего ее можно будет продать. Причем, как правило, по той же цене, что и покупали. Если не дороже…)

Второе - это расходы на бензин. При среднегодовом пробеге даже в 15 тысяч км затраты на бензин - при нынешних ценах 15 рублей за литр - составят около 20000 рублей. Если же вы собираетесь ездить больше, а некоторые наезжают и по 40-50 тысяч км, ваши затраты окажутся еще больше.

Третья статья расходов - замена моторного масла и фильтров (два раза в год как минимум, а по-хорошему три - через каждые 5 тысяч км пробега, иномарка все-таки). Обойдется вам это, если не шиковать, рублей в 1500-2000. Плюс  покупка тосола, трансмиссионного масла, воздушных и топливных фильтров, тормозной жидкости и прочих мелочей, что в сумме даст еще примерно 1000 рублей.

Четвертая статья расходов - обязательное страхование автогражданской  ответственности и уплата так называемого дорожного налога. На это у вас, по самым скромным прикидкам, уйдет еще около 3000 рублей.

Ну и, наконец, резина. Если зимой и летом ездить на бэушной всесезонке, то каждые два года придется покупать комплект стоимостью 2500-3000 рублей. Итого получается, что ежегодно на содержание любимой «Короллки» вы будете тратить около 40 (!) тысяч кровно заработанных. И это без возможных расходов на ремонт машины, гаишные штрафы и прочее, прочее, прочее. А теперь вспомните свою зарплату, подумайте, сможете ли вы ежемесячно изымать из нее около 3500 рублей, и решайте - иметь или не иметь…

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»