В мир гобеленов

В нашем понимании гобелен - это что-то массивное, вытканное на фабричных машинах и легко применимое в быту. О гобеленах, выставленных в музеях мира, мы как-то забываем. Но Людмила Ивановна Бородулина, которая уже больше 40 лет занимается вышивкой - именно вышивкой - гобеленов, опровергает традиционный подход.

20 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1608 от 20 авг. 2004

В нашем понимании гобелен - это что-то массивное, вытканное на фабричных машинах и легко применимое в быту. О гобеленах, выставленных в музеях мира, мы как-то забываем. Но Людмила Ивановна Бородулина, которая уже больше 40 лет занимается вышивкой - именно вышивкой - гобеленов, опровергает традиционный подход.

- Гобелены времен Людовика Красивого ткались кусочками, а потом сшивались вручную, оборотная сторона закрывалась более легкой гобеленовой тканью, которую ткали погонными метрами специально, чтобы использовать в качестве подложки. Этот вид искусства родился во Франции, знаменитые лионские мануфактуры работают до сих пор, мастера используют старые ткацкие станки с небольшими медными деталями. Но когда дело доходит до проработки тончайших деталей, станки оказываются бессильны. И тогда вышивальщицы берут в руки иглу, и начинается не ткачество, а тончайшая ручная вышивка специальными шелками, потом все это объединяется в единое изделие…

Именно такой гобелен-вышивку представила Людмила Бородулина владивостокским ценителям в выставочном комплексе на морском вокзале. Сразу оговоримся, зрителей много, настоящих ценителей - единицы. Потому что профессиональной вышивки во Владивостоке практически не встретишь. А в том, что Людмила Ивановна - профессионал, сомневаться не приходится. В свое время она окончила Академию художеств им. Репина: отделение гобеленщиков-реставраторов выпускает единицы. Вместе с Людмилой на суд дипломной комиссии свои работы представили еще… три человека. Вот и весь выпуск.

Диплом Людмилы Ивановны можно увидеть и сегодня - четыре кресла парадной голубой спальни Павловского дворца. Картоны для вышивки выполнялись по микроскопическим обрывкам шпалер, сохранившимся после немецкой оккупации. Отступая, немцы варварски уничтожали все, что не могли вывезти. Вспарывали обивку дорогих эксклюзивных стульев, кромсали дерево. По уцелевшим кусочкам, по воспоминаниям музейных хранителей восстанавливались узор, цвет, фактура вышивки. Специальные шелка для реставрации доставлялись все с той же Лионской мануфактуры. Над своим дипломом Людмила Бородулина работала более двух лет…

Впрочем, процесс вышивки и не может быть быстрым. Стежок за стежком… Тысячи движений иголкой… За долгие годы подушечка указательного пальца на правой руке стерлась. Нить одного цвета сменяет другая - в работе может использоваться до 7000 оттенков.

«Домик в горах» (швейцарское шале) вышивался более трех лет. Очень сложная, насыщенная по цвету и фактуре работа, а рядом «Велосипедистки» - воздушные фигурки едва не слились с фоном полотна... Вышивались в полнити. Отсюда и эта бестелесность… Предпочтение Людмилы Бородулиной - портрет и пейзаж. Вера Холодная, тайская танцовщица, зимний вечер в городе. У лошади, запряженной в экипаж, перед мордой вьется парок… Достичь чрезвычайной тонкости в этом старейшем виде искусства удается с помощью… современной техники. Дело в том, что перед тем, как приступить к работе, Людмила Ивановна делает эскиз, который передает программисту, оговорив цвета и размер клетки. Тот, в свою очередь, разрабатывает схему. Дальше - работа на годы. Специальной нитью, которую производят во Франции.

Кстати, о Франции. Гобелены Бородулиной оценили не где-нибудь, а на Лионской мануфактуре, где Людмила Ивановна бывала не единожды. Ее полотна выставлялись в галерее Лафайет в Париже. Но больше всего мастер из Владивостока любит выставки в немецком городе Швельме, где расположен единственный в мире музей вышивки с трехвековой историей.

В сентябре Людмила Ивановна отправляется туда вновь, приняв приглашение в 7-й раз. С нею отправятся полотна - 34 работы. Выставка длится месяц, каждые 10 дней включают аукцион, на котором состоятельные граждане покупают предметы искусства. Вырученные деньги позволяют расплатиться Людмиле Ивановне с кредитом, который предоставляется ей на время проживания. Какую-то сумму удается привезти домой. Но не это главное.

- Я удостаиваюсь замечательных отзывов, - говорит Бородулина. - Мое искусство ценят, и это важно…

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"