Ничего святого за душой

Сообщение Приморской прокуратуры об осуждении директора Чернышевского детдома «Родничок» Елены Козловой и ее заместителя по хозяйственной части Светланы Шейко многих повергло в шок. Какими бы циничными ни стали мы в последнее время, но есть черта, которую переходить нельзя ни в коем случае. Воровство у детей, тем более и так обиженных судьбой, - страшный грех.

17 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1606 от 17 авг. 2004

Сообщение Приморской прокуратуры об осуждении директора Чернышевского детдома «Родничок» Елены Козловой и ее заместителя по хозяйственной части Светланы Шейко многих повергло в шок. Какими бы циничными ни стали мы в последнее время, но есть черта, которую переходить нельзя ни в коем случае. Воровство у детей, тем более и так обиженных судьбой, - страшный грех.

«Летом 2003 года Козлова по своему усмотрению распорядилась денежными средствами, выделенными правительством Российской Федерации для выполнения государственной программы по оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушив законные интересы воспитанников детского дома, она за соответствующее вознаграждение направила в оздоровительный лагерь «Юность» дочерей своей подруги и дочь работницы детдома». Вчитайтесь внимательно в сообщение прокуратуры - получается, что чужие ребятишки не только стали источником обогащения, но и за их счет домашние, то есть более счастливые дети отдохнули и поправили здоровье. Причем дети опять же работницы этого учреждения. Неужели там все такие собрались? Трудно в это поверить. Ведь сколько ни езжу по «казенным домам», вижу искреннюю любовь, добросовестную заботу о воспитанниках. Помню, в одном из детдомов сотрудница сказала: «У воспитанников и еда получше, и одежда покраше, чем у наших собственных детей. Но ведь это и справедливо: они ведь главного лишены - семьи». Практически все, работающие в таких учреждениях, рассуждают именно так и не завидуют сытной жизни своих подопечных. Но вот ведь - в семье не без урода. «Используя свое служебное положение, подсудимые систематически подделывали табели учета рабочего времени на воспитанников детдома, работавших в бригаде по благоустройству, а затем присваивали полученные за детей деньги - всего в сумме 36 тысяч рублей». Получается, этих детей предали дважды - сначала биологические родители, потом государство в лице работников детдома. Такие поступки взрослых людей бесследно не пройдут, они оставят свой грязный след в неокрепшей еще душе и неизвестно, чем в дальнейшем аукнутся. А мы будем удивляться - почему это детдомовцы такие злые, равнодушные к чужому горю бывают?        

Уверена, несмотря на свои мизерные зарплаты, сотрудницы детских учреждений края испытывают сейчас жгучий стыд за своих коллег. Правда, можно клеймить позором, а можно попытаться понять -  почему это стало возможным? Татьяна Перминова, возглавляющая департамент образования и науки администрации ПК, говорит: «Вина, конечно, прежде всего ложится на управление образования, на администрацию района, мы уже направили главе письмо, указав на неправильный подбор кадров. С другой стороны, из кого выбирать? Села обезлюдели, народ разбегается, нынче даже воспитателей трудно найти, не то что директора детского дома. У нас большинство детских учреждений возглавляют проверенные временем кадры, в которые мы верим, но при открытии нового детдома, при естественной смене поколений порой решаем серьезный вопрос - кому доверить детей, где взять специалистов? И тем не менее проблему необходимо решать - то, что произошло в Анучинском районе, не укладывается в сознании». В моем сознании не укладывается и другой факт: Козлова и Шейко «по подложным табелям учета рабочего времени получили 6,5 тысячи рублей вместо находившегося на больничном музыкального работника». Всех подряд грабили? По сути, таких же малоимущих, как сами. Только одни даже при тяжелейшем материальном положении остаются людьми, а другие человеческий облик теряют.

В народе говорят: «Сколько веревочке не виться...». Елене Козловой назначили наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Она не имеет права заниматься руководящей и административно-распорядительной деятельностью в течение пяти лет. Светлана Шейко приговорена к лишению свободы на два года шесть месяцев условно с испытательным сроком в три года. С обеих взыскана сумма ущерба, причиненного преступлениями. Справедливо? По закону - да. Вот только трудно представить, как же они в своем селе дальше жить будут?

И еще об одном хочется сказать. Эти женщины - настоящие преступницы, они обездолили обездоленных. Но небольшие нарушения есть практически в каждом детском доме, потому как директорам нередко приходится в прямом смысле выкручиваться, переводя деньги из одной статьи в другую, чтобы хотя бы чистящие средства купить. При желании их тоже можно обвинить во всех грехах, что, кстати, нередко и происходит. Только давайте при этом отделять зерна от плевел и не мазать всех черной краской, что неизбежно произойдет после этого шумного процесса. В основной своей массе в детских учреждениях работают все-таки честные люди.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»