Рукодельница и богомаз

Как уже сообщал «В», впервые профессиональные православные художники, прибывшие с запада страны, сейчас работают над росписью одного из храмов Владивостока. Семья иконописцев прибыла во Владивосток из Сергиева Посада. Пока Сергей Марадудин расписывает храм Успения Божией Матери, что в районе остановки «Лазо» краевого центра, его супруга Марина Бирюкова не теряет времени даром и вышивает иконы.

12 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1604 от 12 авг. 2004

Как уже сообщал «В», впервые профессиональные православные художники, прибывшие с запада страны, сейчас работают над росписью одного из храмов Владивостока. Семья иконописцев прибыла во Владивосток из Сергиева Посада. Пока Сергей Марадудин расписывает храм Успения Божией Матери, что в районе остановки «Лазо» краевого центра, его супруга Марина Бирюкова не теряет времени даром и вышивает иконы. 

ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ

Марина приехала в город, в котором познакомились ее родители. Когда она еще только собиралась во Владивосток, ее мама сказала:

- Обязательно загляни в музыкальное училище. В нем училась я, а твой отец жил в этом доме, когда еще был школьником.

Очень долго Марина не могла отыскать здание. Велико же было ее удивление, когда узнала, что красивый дом, который стоит возле храма по улице Светланской, 65а, и был музыкальным училищем.

- Это совпадение мне показалось знаковым, - сказала Марина. - Муж расписывает храм рядом с домом, где жил отец и училась моя мама.

- У нас в городе об этом доме ходят легенды, - замечаю я, - будто бы в нем поселились привидения.

- Я думаю, что это вымысел. Поводом ему послужил тот факт, что построен он на фундаменте бывшего собора. Это великое преступление. Место строительства храма освящается, и у здания появляется свой хранитель. Он приставлен на веки вечные и оберегает место. Не знаю, как насчет привидений, но мне кажется, что человеческая совесть сама и порождает образы. Отец, когда жил в этом доме, был ребенком и о своем детстве вспоминает радостно. Вряд ли он тогда думал, что на этом месте был храм.

ВЫШИВАЛЬЩИЦА ИКОН

Вышивальщицей икон Марина Бирюкова стала не сразу. Однажды в Оружейной палате увидела уникальные работы, так называемые предметы лицевого шитья, познакомилась с реставраторами древнерусского шитья и решила попробовать. Оказалось, что иглой работать не такое простое дело, но интересно. Особенно, если стежки послушно ложатся и на холсте рождается картина. В позапрошлом году Марину приняли в Союз художников.

Сейчас она считает, что любой человек может постигнуть эту сложную науку - необходимо только желание и усердие. Когда в иконописной школе Троице-Сергиевой лавры готовила свою дипломную работу, то обычным пинцетом выщипала ворс на бархате в тех местах, где потом появился рисунок. С этого момента работа только началась. Вышивать иконы - дело непростое. Пока мы говорили с мастерицей, сторож Успенского храма с удивлением рассматривал незаконченное шитье, а потом произнес: «Неужели это не рисунок?», - и успокоился только тогда, когда Марина сделала несколько быстрых стежков на образе Владимирской богоматери.

ХЭВИ-МЕТАЛ В ОБРАЗАХ

Лики святых и ангелов расшиваются белым шелком, окрашенным в отваре ольховых шишек. Получается удивительный золотистый цвет. В научной литературе его называют песочным.

- Все нитки приходится красить? - спрашиваю.

- Нет. Частично мы используем и промышленные материалы, которые имеются в продаже. В основном это натуральный российский шелк. Кроме того, в Москве сохранилась фабрика «Моснитки».

- А какой процент золота в нитках, которыми расшивают образа?

- К сожалению, в наше время золотых и позолоченных нитей нет. Изделие Денисовского завода, что во Владимирской области, содержит до 5% золота. Его используют для украшения военного обмундирования: галунов и позументов. Для шитья оно не подходит, и приходится использовать имитацию - очень дорогую немецкую нитку, которая носит название «Хэви-метал», хотя в ней только целлофан с напылением, а не металл. От времени она не портится. Идеально подошли бы и индийские нити, но они имеют свойство темнеть.

- Что важно для вышивальщицы?

- Точно придерживаться выбранного стиля. Для меня очень близко древнерусское шитье середины XVI века. Самая главная мастерская на Руси находилась у Ефросиньи Старицкой (тетки Ивана Грозного). Вышивали в княжеских домах и знатных бояр. Представьте себе работу размером два метра на полтора. Одному человеку надо работать всю жизнь, поэтому трудилась целая армия мастериц.

ВОТ ТАК СЮЖЕТИК!

- Всем известно, что иконы «плачут», что-то подобное происходит с вышивками?

- Чудес, связанных с ними, не припомню, а только трагические моменты. За вышивку коронации одного из русских царей мастерицу Елену Волошанко обвинили в государственной измене. Сейчас потомки установили, что работа вовсе не была иконой, а изображала историческое событие.

Сама Марина занималась расшиванием закладок, миниатюр для архиерейских облачений, покровцов (покрывала для церковных ритуалов). На голубом облачении патриарха Алексия II тоже ее вышивка.

- Как оплачивается эта работа? - задаю неуместный вопрос.

- Я бы не сказала, что она приносит прибыль. Это не бизнес. Что заработал своими руками, то и получил. Но в последнее время она востребована.

Больше всего напрягаются глаза. Если раньше вышивальщицы ограничивали себя световым днем, то сейчас, в век электричества, мастерицы могут и засидеться. Окулисты советуют отдыхать через каждые полчаса.

БЕЗ УЗЕЛКОВ

- Чем отличается вышивка от иконописи?

- Я считаю, что в шитье кроется больше творческих возможностей, чем в иконописи. Ведь основные ее функции - украшать.

- А что бы ты хотела вышить сама?

- Очень хочу вышить Бориса и Глеба, и мне скоро представится такая возможность. Работу планирую на два года. Для нее уже закупили итальянский шелк цвета холодной вишни.       

- Где можно научиться вашему мастерству?

- В иконописной школе Троице-Сергиевой лавры. У любой девушки или женщины есть талант к вышивке. Его только надо раскрыть. Я знаю, что архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин поощряет развитие этого искусства в Приморье.

Марина вышила подарок владыке Вениамину - закладочку в архиерейский служебник с изображением лавры и парящего орла.

ОТ СЮРРЕАЛИЗМА ДО ИКОН

Сергей и Марина познакомились в походе на байдарках по реке Пинеге (Архангельская область). По ней в свое время путешествовал Михаил Пришвин и описал его в рассказе о Берендеевой чаще. А поженились два года назад. Теперь помогают друг другу советами в работе.  

Сергей иконописцем стал, как он говорит, спонтанно. До этого был самым обычным художником. Писал в разных жанрах. В монастыре города Севастополя он поразился красоте образов и решил, что его художественное призвание - иконопись. Пришлось немало потрудиться, ведь в иконописную школу приходят, не имея понятия об этом жанре.

- Какую информацию несут иконы?

- Это древнее искусство. Раньше люди понимали скрытые символы, а со временем  утратили такую способность. Иконопись - это язык. Им надо научиться владеть. Если не постигнешь, то ничего не получится.

- Накладывает ли эта профессия свой отпечаток на человека?

- Иконописцы здорово отличаются от других семинаристов. Совсем другие характеры, нравы. Никакого аскетизма в ней нет. Это, пожалуй, больше зависит от личных черт человека. Просто художник смотрит на вещи со своей точки зрения.

Ночью, когда по обыкновению работают иконописцы, в церкви никаких чудес не происходит. Об этом даже не стоит расспрашивать мастеров, а то расскажут вам историю про таинственные скрипы и вздохи, которые вы так ожидаете от собеседников. Беспокоят ребят только бомжи, которые начинают требовательно стучаться в дверь.

- Можно ли в работу привнести что-то свое, скажем, изобразить лица знакомых, родных или жены?

- На иконах мы не рисуем родственников. В иконописи есть канон. Мы добиваемся портретного сходства с оригиналом. При изображении новомучеников пользуемся фотографиями.

- А как с красками работаете?

- В школе нам раскрыли секреты их приготовления. Любая краска - это смесь двух компонентов: куриного желтка и кваса (белого вина или воды с уксусом). Пигменты в лавру привозят геологи. Это лазуриты, киновари и другие минералы. Их растираем, и в смеси с эмульсией получается краска. Она должна настояться сутки, но мало кто придерживается выдержки.

Официальной приемной комиссии в Успенском храме не будет. По всей вероятности, она должна состоять из независимых экспертов. Обычно такие консилиумы устраиваются во время сдачи крупных работ.

Жители Владивостока к сергиево-посадским художникам относятся с пониманием. Но недавно вышел казус. Один из горожан попросил изобразить икону на автомобиле. Это уже не иконопись, а граффити. Ребята не стали отговаривать чудака, а подумали, что делать с иномаркой, когда она придет в негодность. Иконы по традиции выполняются на непорушаемых материалах.

СПРАВКА «В»

Традиция церковной вышивки лицевого шитья была утеряна в конце XVIII века. Сейчас началось благоприятное время для возрождения утраченного искусства. Если современную иконопись начали восстанавливать с начала ХХ века, то реставраторы шитья в Москве появились недавно.

Лицевое шитье - творчество коллективное. В нем принимают участие: иконописец, который наносит рисунок, знаменщик, орнаментщик и сами вышивальщицы.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА (фото автора), Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»