Без малого…

Закрыв последнюю страницу представляемой в сегодняшнем обзоре книги, Лоцман попытался разобраться в том впечатлении, которое она произвела. А впечатление, надо сказать, весьма двоякое. Первые страницы “Преторианцев” – первые, наверное, двадцать страниц – захватили Лоцмана не на шутку. Практически без преамбулы читатель погружается в хитросплетения сюжета, который должен оказаться весьма и весьма захватывающим. Но… Тут Лоцман споткнулся о фразу: “Это все мое воображение”, - успокаивал себя беспризорник, пугливо оглядываясь…”.

6 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1601 от 6 авг. 2004

Антон Лаптев. “Преторианцы”. Серия “Тайные знаки”. Издательство “ОЛМА-ПРЕСС”

Закрыв последнюю страницу представляемой в сегодняшнем обзоре книги, Лоцман попытался разобраться в том впечатлении, которое она произвела. А впечатление, надо сказать, весьма двоякое. Первые страницы “Преторианцев” – первые, наверное, двадцать страниц – захватили Лоцмана не на шутку. Практически без преамбулы читатель погружается в хитросплетения сюжета, который должен оказаться весьма и весьма захватывающим. Но… Тут Лоцман споткнулся о фразу: “Это все мое воображение”, - успокаивал себя беспризорник, пугливо оглядываясь…”.

Однако! Верите ли вы, читатель, что в холодном постреволюционном Петрограде оборвыш-беспризорник будет успокаивать себя словами “да это просто воображение!”? “Не верю! Не верю!” – сказал себе Лоцман, но тем не менее продолжил чтение. И уже через несколько страниц поймал себя на мысли, что все описываемое представляется ему эдакой причудливой смесью из творений Макса Фрая, Джоанны Роулинг и Эрнста Теодора Гофмана, а персонажи не кажутся естественными… Оттого ли, что автор попытался события, достойные эпопеи, втиснуть в формат повести, скомкав целые куски, а по иным промчавшись лошадиным галопом? Оттого ли, что герои ведут себя так, как могут только картонные муляжи, не становясь живыми, а лишь подчиняясь воле автора?  Мальчик-беспризорник, добрые старичок-антиквар и его жена (почти что старосветские помещики) совершают поступки, которые нелогичны даже для книжных персонажей! Помните, Пушкин в одном из своих писем сетовал, что его Татьяна отказалась подчиниться воле автора и не захотела отдаться любви к Онегину? В этом, наверное, и есть настоящее чудо литературы – когда герои начинают жить согласно тому характеру, который вдохнул в них автор. Но в “Преторианцах”, увы, железная воля творца ломает и сюжет, и систему образов…

Как жаль вставлять эти самые “но” в рассказ о книге, вызвавшей поначалу столько надежд! Читая, Лоцман постоянно разрывался между разочарованием и интересом. В какие-то минуты интрига становилась захватывающей, борьба добра и зла, магия, старинные легенды уносили читающего в неведомый мир Петербурга, города – хранителя Желудя Жизни; говорящие вещи, волшебные заклинания грозили вот-вот перевернуть взгляд на мир, как вдруг…

Как вдруг все обрывалось на той самой ноте неискренности, фальши, беготни, скомканности и спешки. Финальные сцены, такое возникло чувство у Лоцмана, автор писал, явно куда-то опаздывая. В рекордно короткие сроки убив всех героев и оставив жить главного, он каким-то неведомым способом запихнул мальчишку-беспризорника в поезд, уходящий в 1924 году из Петрограда в Прагу (!!!), и даже дал ему возможность туда доехать…

Апофеозом же этого галопа по Европе стало послесловие. Там на пяти страницах Лоцман обнаружил всего-то навсего - изложение всей истории человечества с разгадками всех ее загадок и тайн. Прочел. Вздохнул. Закрыл книгу. И пошел пить чай – разрываясь между разочарованием и детской обидой. Ведь так все могло быть интересно. Такая книга получилась бы. Малого не хватило. Самого малого…

Автор: Ваш Книжный Лоцман