Евгений Наздратенко не намерен проигрывать

Корреспондент “В” беседует с приморским юристом Семеном УЛИЦКИМ.

20 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №160 от 20 июнь 1997

Корреспондент “В” беседует с приморским юристом Семеном УЛИЦКИМ.

- Категорический отказ приморского губернатора Евгения Наздратенко досрочно покинуть свой пост вызвал неоднозначную оценку. А как вы относитесь к позиции губернатора?

- Весьма эмоциональная речь губернатора после выступления главного кадровика России Евгения Савостьянова 6 июня была, конечно, не удалью гусара, а криком души, стремлением Евгения Ивановича найти выход из того сложного положения, в котором мы все оказались. Подобным демаршем губернатор, по-моему, хотел привлечь к себе внимание широкой общественности и заручиться поддержкой влиятельных политиков: ведь порой достаточно даже простого крика, чтобы сошла снежная лавина.

И все же нельзя забывать, что престиж губернатора сейчас заметно ниже, чем 1,5-2 года назад. Огромный долг шахтерам, систематические задержки заработной платы учителям и врачам, отключения тепла и электроэнергии люди связывают не только с ошибками центральной власти, но и с просчетами губернатора, его низкой активностью. Сплошь и рядом можно слышать, что если бы Е. Наздратенко меньше вел общие разговоры о вине Москвы, а был столь решителен, как, например, мэр Москвы Ю. Лужков или губернатор Свердловской области Э. Россель, то нам жилось бы значительно легче.

Подобные претензии к Евгению Ивановичу в какой-то мере не лишены разумных оснований. Одержав внушительную победу на губернаторских выборах в декабре 1995 года, он серьезно укрепил свое положение, но не извлек из этого нужные политические дивиденды. Борис Ельцин тогда не мог не понимать, что результаты президентских выборов в Приморье во многом зависят от губернатора. Ясно это было и самому Наздратенко. Однако Евгений Иванович, имея солидные личные связи в высоких московских кабинетах, не проявил должной настойчивости для заключения договора о разграничении полномочий края и федерального центра. Между тем такой договор не только укрепил бы статус губернатора, но и позволил обеспечить большую стабильность в крае. Время было упущено. К президенту приблизились люди, не очень благосклонные к Наздратенко.

Конечно, это не значит, что Евгений Наздратенко теперь вообще утратил политический вес. С ним сохраняют, например, хорошие отношения Виктор Илюшин и Олег Сосковец. И хотя они не занимают прежнего официального положения, их роль не стоит недооценивать. Так, В. Илюшин недавно назначен заместителем председателя правления РАО “Газпром”. А эта фирма, как известно, - детище В. Черномырдина. Ну а О. Сосковец сейчас возглавляет Ассоциацию финансово-промышленных групп России (АФПГ). Эта ассоциация объединяет 60 финансово-промышленных групп, в состав которых входит свыше тысячи предприятий и примерно 100 финансово-кредитных учреждений, в том числе 48 крупных коммерческих банков.

Отнюдь не случайно за нашего губернатора заступился генерал Александр Лебедь. В защиту Евгения Наздратенко выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Наздратенко поддержали Эдуард Россель и некоторые другие губернаторы, опасающиеся, что политическое поражение Е. Наздратенко сделает их положение довольно шатким.

Смешав политиков разной ориентации, как костяшки домино на столе, Евгений Наздратенко сумел ослабить оказываемый на него нажим. Но вот парадоксально, что объективно помогают губернатору его недруги. Чрезмерно драматизируя события, они нередко вызывают обратный эффект. Да, положение с энергетикой в крае очень серьезное. Но нелепо изображать дело так, словно мы все сидим у лучины и предаемся воспоминаниям о временах сериала “Санта-Барбара”.

- А есть ли у Наздратенко пути удержания власти в Приморье?

- Думаю, что возможности Евгения Ивановича сохранить власть еще не исчерпаны, хотя и противодействие этому будет немалое. Но ни один политик не может ожидать, что ему никто не станет мешать. Средством сохранения власти губернатора служит, например, его идея о проведении досрочных выборов. Пока костяк команды губернатора остается во владивостокском Белом доме, шансы Евгения Ивановича быть повторно избранным весьма весомы.

Однако в том случае, если в ближайшее время выборов не будет, а Евгений Иванович останется губернатором, он, видимо, не смирится с ограниченными полномочиями и попытается поднять свою роль иным способом.

Думаю, губернатор постарается реализовать старую задумку и создать правительство Приморского края во главе с председателем (премьером). В окружении губернатора считают, что это позволит ему повысить свой статус и одновременно освободиться от значительной ответственности, переложив ее на премьера. И дело здесь вовсе не в том, будет ли Евгений Иванович и впредь именоваться губернатором или как-то иначе. Суть в его большей правовой защищенности, более высоком авторитете. Если Евгений Иванович приобретет новый статус, то он не только не будет лично отвечать за многие ошибки краевой исполнительной власти, но и сможет сам спрашивать за них с премьера.

В местном Белом доме обсуждают вопрос и о создании в крае так называемого уставного суда. Это своего рода краевой конституционный суд, имеющийся, например, в Свердловской области. К его компетенции можно отнести рассмотрение дел о соответствии краевых законов и иных нормативных актов уставу края.

- А что это даст губернатору?

- Можно будет перенести разрешение многих вопросов из судов общей юрисдикции в уставный. А так как уставный суд относится не к федеральным судам, а к судам субъектов федерации, то окончательное решение будет приниматься во Владивостоке. Верховный суд России так же бессилен будет его отменить, как превратить рыбный суп в аквариум с живыми рыбками.

- Но почему уставный суд у нас не был создан, когда принимался устав края?

- Всему свое время. Ведь и яйца красят не на Рождество, а на Пасху. Когда принимали устав края, губернатор и так мог рассчитывать на режим наибольшего благоприятствования в судах общей юрисдикции. Создание же уставного суда в то время могло причинить ему ненужную головную боль. Кроме того, образование уставного суда хотя тогда и не противоречило федеральным законам, но и не базировалось на них. Между тем 1 января 1997 года вступил в силу федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Он предусматривает возможность организации судов субъектов федерации: конституционного (уставного) и мировых судей. Порядок образования уставных судов отнесен к компетенции краев и областей. Не исключено, что состав уставного суда (если его создадут в Приморье) будет у нас утверждать краевая дума по представлению губернатора. А кадры, как известно, решают все.

Конечно, образование правительства края и создание уставного суда требуют изменений и дополнений устава края. Сделать это может только Приморская краевая дума. И хотя в последнее время она уже не отличается прежней покладистостью, принятие ею соответствующих решений, вероятно, нельзя исключить.