Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Генеральный директор “БАМРа” Анатолий Колесниченко: Рыба в России, к сожалению, по-прежнему дешевле, чем мясо

Кажется, ничего не изменилось. Стоят, готовятся к минтаевой путине супертраулеры и БМРТ, ремонтируются на собственном заводе вернувшиеся из рейсов суда. Только вот меньше людей слоняется по причалам да и в "управе" как-то очень тихо. Читаю неброский приказ на стене: в связи с переходом на сокращенный рабочий день... И рядом другое объявление о том, что невыплаченную зарплату можно отоварить там-то и там-то продуктами питания, консервами и так далее. Все ясно, монстр умирает. Оказалось, что нет. Но обо всем по порядку.

Кажется, ничего не изменилось. Стоят, готовятся к минтаевой путине супертраулеры и БМРТ, ремонтируются на собственном заводе вернувшиеся из рейсов суда. Только вот меньше людей слоняется по причалам да и в "управе" как-то очень тихо. Читаю неброский приказ на стене: в связи с переходом на сокращенный рабочий день... И рядом другое объявление о том, что невыплаченную зарплату можно отоварить там-то и там-то продуктами питания, консервами и так далее. Все ясно, монстр умирает. Оказалось, что нет. Но обо всем по порядку.

50 крупнотоннажных траулеров и 2 средних все еще работают, возят топливо и воду танкеры, выпускает продукцию комбинат рыбной кулинарии, разливает пиво собственный мини-пивзавод, доятся 70 завезенных еще 5 лет назад из Новой Зеландии коров, и народ, хотя и с задержками по 3 месяца, зарплату получает.

- Мы уже 2 года добываем рыбы на 8-12 процентов больше, чем раньше, - начал разговор генеральный директор "БАМРа" Анатолий Колесниченко,- но затраты столь высоки, что во 2-м квартале получили 17 млрд. убытков. А знаете, какая причина? Наш основной товар - минтай - всегда в стране был дешевым. Мы никогда не угонимся в цене за мясом. Хотя в других странах рыба, как правило, в 2-3 раза дороже. А еще у нас в России всегда негде было хранить рыбу. Вот и получается, что зимой она расходится быстро, а летом "зависает". А если к этому добавить налоги, которые надо платить независимо от погоды, все становится ясно. Мне говорят: берите кредиты, а после путины рассчитывайтесь. У кого? У банков? Наши банки давно не помощники промышленности. Как мы можем взять кредит под 200 процентов годовых, когда в год получаем 5 процентов прибыли? Поэтому мы уже 9 лет ни у кого не берем денег в долг. Затягиваем пояса и молимся на удачную рыбалку да быструю реализацию продукции.

Здесь в последние 2 года наметилась интересная тенденция. Продавать минтай, камбалу в России стало выгоднее, чем реализовывать за кордоном. Докажу на цифрах. Продавая рыбу за рубеж, мы в среднем имеем  415 долларов за тонну. Отдавая здесь по 3200 рублей за кг, имеем больше 500 долларов за тонну. И правильно в свое время сделали, что не ушли с нашего рынка. У "БАМРа" договоры с 32 областями России. Даже в Архангельскую область отправляем по 2-3 секции ежегодно.

Другое дело снабжение. Здесь все наоборот. Получается, что топливо, материалы, оборудование дешевле купить за границей, чем дома. Фактически мы сами разваливаем нашу промышленность, но что делать? В Пусане топливо на треть дешевле, чем предлагают в Находке. С судоремонтом такая же картина. У нас в Находке пароходы ремонтируются по 4 года! Мы делаем здесь у себя сами ремонт механизмов, а в Китае корпусные работы. Получается всего 4-5 месяцев. Пусть обходится немного дороже. Но в целом - дешевле. Сейчас вот Находкинский судоремонтный предложил быстрый ремонт. Попробовали на танкерах - вроде бы ничего. Значит, что-то будем чинить и дома.

Колесниченко возглавляет "БАМР" уже много лет. Он из тех самых командиров производства, которые пережили и ускорение, и перестройку. С той лишь разницей, что не увлекается политикой и не отделывает кабинет под новых русских. Ему жалко резать на гвозди флот, но от нескольких десятков старых пароходов компания освободилась. Здесь не сторонники тотальных увольнений, но в этом году будет сокращено несколько сотен работников. В основном это управление, вспомогательные службы, гараж, строители. Причем многие не уходят совсем, переучиваются, начинают заниматься другим, более важным делом. Сокращенный рабочий день - тоже тактика. Ближе к зиме, когда подготовка к путине этого потребует, все вернется на свои места.

- Я считаю, что управлять флотом надо меньшим числом, - говорит генеральный. - Непосредственно руководить флотом могут 7-8 человек. У нас же еще несколько лет назад это делали 300 человек. Во-первых, уже не тот флот. А во-вторых, иначе не выживешь.

Мы еще и суда умудряемся покупать. Не столько, сколько хотелось бы. Вот за 2 года приобрели в Германии один супертраулер и 2 средних траулера - в Киеве. Это большие деньги. Один средний траулер сегодня стоит 3 млн. долларов. А деньги в нашем бизнесе от флота практически невозможно оторвать. Только представьте, что мы не послали флоту топливо. Это катастрофа. Вот и думаешь, получив на счет деньги за продукцию:  пустить их на зарплату, которую все время задерживаем, на топливо, подготовку экспедиции или платить налоги? Потому и ходим в недоимщиках.

Рыбная отрасль всегда поддерживалась государством. Ведь чтобы отправить супертраулер в море, надо выполнить 3500 заявок на снабжение. Это все расходы. А пока он пойдет, пока поймает рыбу, пока ее продашь - проходит 3-4 месяца. Раньше нас кредитовало государство под 3 процента. И получалась ритмичная работа. Сейчас все - на выживание. Как будто власть не понимает, что речь идет о питании и здоровье людей. А вот в той же Новой Зеландии делают по-другому. Там правительство затраты по рыбной ловле освобождает от налогов на 10 процентов.
И генерального директора АО "Находкинская БАМР" Колесниченко, и 15 тысяч акционеров этой компании волнуют по большому счету одни и те же проблемы. Только рыбака или судоремонтника "БАМРа" больше заботит нормальная и вовремя выплаченная зарплата, а также что на нее можно купить. А руководство кроме этого - еще и как получить прибыль. И масса других задач с неизвестными, которые постоянно подбрасывает наше законодательство, бесконечные циркуляры, разъяснения и указы. Нет, скажем, дела обычному обработчику  до закона об охране границы. Для тех же, кто руководит флотом, это камень преткновения.

- Постоянно сталкиваешься с глупостями    и непрофессионализмом,- продолжает Колесниченко.- Рыбак идет за рыбой. А она, как известно, не знает границ. У нас же как получается? Если пароход невизированный - не имеешь права ловить за пределами родной 12-мильной зоны. Если визированный - наоборот, не имеешь права заходить в свою пограничную зону. Мы когда одному московскому чиновнику растолковали, что наши невизированные суда идут ловить минтай на Камчатку зимой и проходят водами Японии, потому что все другие пути покрыты льдом, - ему чуть плохо не стало. А все потому, что нет у нас закона о рыболовстве. Оказались рыбаки как бы вне игры.

А еще часто на нас обкатывают всякие нововведения. В начале года стали брать налог на добавленную стоимость авансом. Мы рыбу в порт привезли, начинаем ее отдавать под 25 процентов предоплаты партнерам в Россию, а нам говорят: платите НДС. Но ведь мы еще ничего не продали! Да и продукцию из порта не выпустили. Хорошо, через какое-то время отменили распоряжение. Или еще одна глупость. Тоже по налогам. Не дай бог нам получить сверхплановую прибыль, сработать лучше. Кто-то в Москве придумал, что это не наша прибыль, а кредит государства. И начинают брать штраф. Давайте хоть год поработаем, не меняя законы!

Сегодня все стараются работать с иностранцами. "БАМР" одним из самых первых проторил этот путь. Уже 26 сезонов ловят его рыбаки кальмар вместе с новозеландцами. Работают и с японцами, и с корейцами, и с китайцами. Причем не просто как добытчики. Сами там торгуют и поставляют продукцию. Тот же кальмар на наших прилавках - дело рук практически исключительно находкинцев. Такой же бамровский кальмар едят сегодня и греки, и испанцы, и итальянцы.

- Так уж сложилось годами, что ловим мы "непрестижную" рыбу. Тот же минтай,- продолжает Колесниченко.- Другое дело - краб или креветка. Но в те "огороды" нас и близко не пускают. Квоты на дорогие виды морепродуктов давно застолблены. Хотя я считаю, квоты должны делиться по мощностям. Скажем, у приморцев их больше. Значит, и объемы у наших предприятий должны быть значительнее. Когда квоты делили, в министерстве и в "Дальрыбе" еще был какой-то баланс. Когда же отдали в регионы, начались проблемы.

Сегодня все говорят о хищническом уничтожении природы. На море творится тоже безобразие. Мы в свое время начинали работать в советско-американской компании. Она и сейчас существует. По старой памяти встречаюсь со специалистами-американцами, и они задают мне вопрос: зачем вы повторяете наши ошибки? В свое время американцы выловили краба, и он до сих пор не может восстановиться. А теперь, по их данным, у нас осталось всего 14 процентов самцов краба. К тому же краба у нас и не купишь, все уходит за границу. В Новой Зеландии этот вопрос решили просто - ни один хвост рыбы не уйдет из страны, не пройдя сначала через родной порт.

Ситуация с минтаем, нашим хлебом, не лучше. Огромные корабли много ловят, но много и портят. Скажем, у нас все суда оборудованы тукомолками. А у сахалинцев и камчадалов на судах их нет. И все отходы с десятков таких траулеров выбрасываются за борт.

В "БАМРе" давно поняли, что надеяться нужно только на себя. Может, поэтому они еще и на плаву. Правда, у Колесниченко, видимо в силу многолетней привычки, еще теплится надежда: а вдруг правительство  все же поймет, что без промышленности, а у нас именно рыбной промышленности, инфляцию не победить?

Автор : Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Осеннее наступление профсоюзов

С гудков рыболовецких и морских торговых судов во Владивостоке, Находке и Большом Камне трудовое Приморье начнет сегодня акцию протеста. Общекраевая стачка проводится в рамках всероссийской односуточной предупредительной забастовки.

Китайское судно село на мель у Курил

В минувшую субботу в 11 часов утра по владивостокскому времени в российских территориальных водах около скалистого острова Кетой (ближайший населенный пункт находится на острове Симушир) в районе средних Курильских островов потерпел аварию и попал на мель китайский грузовой теплоход "Нинг Хай".

Эксперт спас людей от мины-ловушки

Автомобили во Владивостоке взрывают не часто, и последний такой случай произошел 30 октября на улице Русской, 19/2. Мы сообщали о том, что взрывной волной около двух часов ночи выбило окна на первом этаже и повредило "Тойоту-Чайзер" с госномером "В 777 ВВ"...

Голодный учитель долго не протянет

5 ноября все учительские коллективы края присоединятся к участникам всероссийской акции протеста. Как сообщила заместитель председателя краевого профкома работников образования Валентина Салихова, ситуация в отрасли крайне напряженная. Долги по зарплате составляют 106,8 миллиарда рублей. Более 14 миллиардов рублей - задолженность по дотациям на книгоиздательскую продукцию и детским пособиям. В большинстве школ края учителя работают без зарплаты по 5-6 месяцев. Рассчитывать на выплаты из краевого или муниципального бюджета не приходится - до конца года казна будет пуста.

На сельхозрынках тоже дурят

Комитет по защите прав потребителей администрации края проверил работу приморских сельскохозяйственных рынков.

Последние номера