Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Культура, история

Рейдеры погибают в одиночку

Война, начатая Японией в январе 1904 года против России, оказалась для ее правительства, а также военного и морского командования полной неожиданностью. Вся Тихоокеанская эскадра была сосредоточена в Порт-Артуре. Владивосток остался базой Сибирской военной флотилии, состоящей из миноносцев и отряда крейсеров. В него входили броненосные «Россия», «Громобой», «Рюрик» и бронепалубный быстроходный крейсер «Богатырь».

Война, начатая Японией в январе 1904 года  против России, оказалась для ее правительства, а также военного и морского командования полной неожиданностью. Вся Тихоокеанская эскадра была сосредоточена в Порт-Артуре. Владивосток остался базой Сибирской военной флотилии, состоящей из миноносцев и отряда крейсеров. В него входили броненосные «Россия», «Громобой», «Рюрик» и бронепалубный быстроходный крейсер «Богатырь».

28 января командир крейсерского отряда получил из штаба наместника государя и главнокомандующего сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке первую директиву: «Вы с крейсерами имеете выйти в крейсерство для нападения на морские сообщения японцев, избрав целью ваших действий:

а) военные суда неприятеля слабой по сравнению с вами силы, б) военные транспорты, в) коммерческие суда.

Местом действия назначается Японское море, но если проход в Желтое море окажется возможным без особого риска, то выход в это море - на главные пути следования транспортов в Порт-Артур - представлялся бы крайне полезным.

При встрече с превосходными силами противника боя с ними необходимо избегать. Алексеев».

В первом - февральском походе крейсеру «Рюрик» удалось потопить японский пароход. Второй поход рейдеров был более удачным. Крейсер «Громобой» потопил войсковой транспорт «Идзумо-мару» водоизмещением 3229 тонн и четырехмачтовый «Хитаци-мару» водоизмещением 6175 тонн.

4 июля «Громобой», «Россия» и «Рюрик» вышли в третий поход. Рейдеры прошли «сквозь Японию» по Сангарскому проливу и начали досмотр торговых судов. Были досмотрены и потоплены несколько крупных пароходов и шхун, в том числе американский «Найт Коммандер», перевозивший рельсы и фермы железнодорожных мостов.

16-суточное крейсерство обошлось, как писал в своем рапорте Иессен, «без потерь в людях, а равно и без одной человеческой жертвы на уничтоженных судах или взятых призах». Русский отряд за его неуловимость зарубежная пресса окрестила «эскадрой-невидимкой».

Значительно хуже было положение адмирала Камимуры. Разъяренные понесенными убытками судовладельцы и грузополучатели сожгли его дом. Камимура все же не терял надежды на встречу с крейсерами Иессена. 1 августа 1904 года эта встреча произошла.

29 июля в штабе отряда получили телеграмму наместника: «Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем, вышлите крейсера в Корейский пролив».

В 5 часов утра 30 июля крейсера покинули бухту и взяли курс на юг. По прикидкам командира отряда Иессена порт-артурская эскадра должна была подойти к островам Цусима рано утром 1 августа. На рассвете отряд был на месте предполагаемой встречи и повернул на запад, дожидаясь подхода русских кораблей. Вскоре севернее отряда показались силуэты, но это была броненосная эскадра Камимуры, отрезавшая путь к отступлению. В 5 часов 5 минут утра японская эскадра дала первый залп. На мачтах рейдеров подняли Андреевские флаги. Они вступили в неравный бой.

Мощные фугасные снаряды обрушились на шедший концевым «Рюрик». В 6 часов 28 минут на нем был поднят сигнал: «Руль не действует». После нескольких попаданий в корму у корабля были затоплены румпельное и рулевое отделения, разбиты рулевые приводы. «Громобой» и «Россия» стали описывать вокруг него круги и более двух часов прикрывали его огнем и корпусами. Постепенно корабль стал обретать ход, и его скорость подошла к восьми узлам.

Тогда Иессен предпринимает рискованный маневр. По его приказу «Россия» и «Громобой» стремительно уходят на север. Вслед за ним устремляются броненосные крейсера японцев. Погоня продолжалась около трех часов, и крейсера вели бой на параллельных курсах. В 10 часов японцы прекратили преследование. 5-часовой бой был завершен. Крейсера взяли курс на Владивосток. Команды заделали наиболее опасные пробоины, а вечером 2 августа похоронили в море 139 убитых в бою и умерших от ран. 16 августа корабли заняли штатные места в бухте Золотой Рог.

С самого начала рывка на север матросы допытывались у офицеров: «Куда мы идем и не бросили ли «Рюрика»?» Иессен надеялся, что за время погони корабль сможет укрыться у берега или в море. Но к «Рюрику» уже подтягивались два старых легких крейсера отряда контр-адмирала Уриу «Нанива» и «Такачихе». Они вдвое меньше его, но у каждого по два 10-дюймовых орудия. Даже их первые попадания делали дальнейшее сопротивление бессмысленным, но крейсер не сдавался. Огонь вело последнее оставшееся целым кормовое орудие. Но было подбито и оно. Тогда по приказу Иванова рейдер предпринял попытку таранить приблизившийся к нему «Такачихе», но тот успел увернуться.

Из 22 офицеров невредимыми остались только семь,  из 800 человек команды 200 были убиты, раненых тяжело и легко - 278. Принявший командование кораблем лейтенант Иванов приказал трюмной команде открыть кингстоны, а оставшееся до погружения время потратить на спасение раненых.

Вот как рассказывал об этом судовой священник рейдера иеромонах Алексий: «Матросы бились самоотверженно. Многие после перевязки снова шли в бой. Корабль постепенно погружался. Видя это, я пошел исповедовать умирающих, они лежали на трех палубах по всем направлениям. Ужасная картина: кто без рук, без ног, без челюстей, окровавленные, разбитые. Среди массы трупов и стонов я стал делать общую исповедь. Я исповедовал людей группами, перебегая от одной к другой. Последняя группа из 50 человек. Было все сделано для спасения погибавших. Лейтенант Иванов распорядился выносить раненых, привязывать их к койкам и бросать за борт (небольшое пояснение: матросские койки того времени представляли собой соединение матраца, наполненного пробковой крошкой, с гамаком, и отлично держались на воде). Ко мне подбежал лейтенант, надел на меня спасательный круг и приказал прыгать за борт».

Тонущий корабль оказался в кольце спасающихся. Оставшиеся с лейтенантом моряки убрали погибших с палубы, плотно задраили двери и покинули корабль. С японских кораблей уже спешили на помощь шлюпки. В 10 часов 20 минут крен усилился, крейсер опрокинулся на левый борт и затонул. «Рюрик» ушел на дно, выполняя неписаный закон морской войны: рейдеры погибают в одиночку.

КСТАТИ

Взгляд историка скорее всего безупречен в своей фактографической точности. Но так уж повелось в России (да, наверное, и не только у нас), что любой героический поступок – а командный подвиг «Рюрика» к таковым можно отнести безусловно – обязательно обрастает целым ворохом различных легенд. Не случайно, когда мы готовили материал к 100-летию последнего боя прославленного российского крейсера, в редакцию пришло вот это письмо:

«К вам обращается Александр Иванович Неведомский, 1929 года рождения, бывший моряк Дальневосточного морского пароходства, ныне пенсионер. То, что я вам хочу рассказать, – правда, за исключением, может быть, названия корабля. В 1943 году я, 14-летний мальчишка, плавал юнгой на пароходе «Фабрициус». Доставляли различные грузы из Америки по ленд-лизу. Обычно ходили через пролив Лаперуза. Тогда южная часть Сахалина была японской, и в проливе постоянно курсировал военный корабль. У него были высокие трубы, и он страшно дымил, заволакивая черным дымом весь пролив. Японцы тогда имели привычку останавливать наши суда для досмотра и проверки. Так вот, этот корабль порой подходил к нашему судну довольно близко, настолько, что его можно было хорошо разглядеть. Сам корабль был небольшого размера, корпус клепаный, прямой форштевень в подводной части заканчивался мощным клепаным клювом-тараном. Корпус темной окраски, надстройка светлая, вооружение слабое. Но по тому, как он тяжело, медленно и громоздко покачивался на волне
, можно было судить об утраченной мощи. Тогда еще старые моряки говорили – а мне посчастливилось плавать с моряками дореволюционного коммерческого флота, - что это русский корабль, и имя ему – «Рюрик»…

Вот такое письмо. С военно-исторической точки зрения понятно, что это – не более чем красивая легенда; страшно израненный в последнем бою «Рюрик» затонул на такой глубине, что его подъем был просто технически  невозможен. Но и спустя 40 лет после его гибели о нем помнили старые моряки и рассказывали салагам, юнгам. Это – правда. Хотя официальная советская история о русско-японской войне в те годы не сильно вспоминала.

И все-таки – «Рюрик»…

Как в той легенде о Чапаеве. Говорят ведь, что он все-таки выплыл из ледяных волн Урала…

Автор : Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Август 14-го

90 лет назад началась первая мировая война, Великая война. Так называли ее в эмиграции офицеры - ее участники. Такой она осталась в памяти тех, кто остался в России. Так называл ее и мой отец, офицер 5-го Рижского казачьего полка конной пограничной стражи, принявшего на себя удар армии Гинденбурга в тылы армии Самсонова. Но мое поколение твердо усвоило из учебников истории СССР, что это была грабительская, империалистическая и одновременно первая мировая война. Война, о которой мы не знаем ничего, кроме насквозь фальшивых фрагментов фильмов сталинских времен или же правдивого и ироничного кинорассказа о Гашеке. Война, у которой мы украли мужественную песню «Вставай, страна огромная» и лозунг «Все для фронта, все для победы!». И, к слову, в газетах той поры ее называли Великая Отечественная.

«Тигры» укрощают «драконов»

Обладательницей двух золотых медалей на чемпионате Европы стала команда гребцов «Тигры Владивостока». Эта приятная весть поступила из английского города Стоктона, где в прошедшие выходные разыгрывались награды очередного европейского первенства в классе «Дракон».

Террористы в бухте Федорова

Широкомасштабные бассейновые учения по ликвидации последствий теракта на пассажирском судне пройдут во Владивостоке с 26 по 27 августа.

«Подайте золотую мне карету!»

Вчера во Владивостоке в сквере у Восточного института ДВГУ состоялось второе рождение памятника, посвященного известной японской поэтессе Ёсано Акико, прославившейся своими антивоенными стихотворениями и сборником «Спутанные волосы».

Пиво стало антирекламой

В минувшую субботу Государственная дума РФ во втором чтении приняла поправки к статье 16 закона «О рекламе». Первоначально изменения должны были коснуться только рекламы пива, но рабочая группа думы решила распространить их на все напитки с содержанием этилового спирта от полупроцента и выше, то есть под новый закон подпадают даже квас, кефир и кумыс.

Последние номера